Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде.
Тема «этнической идентичности» представляет собой одно из значимых явлений социальной реальности и социокультурной теории. В области межнациональных отношений, в процессах глобализации и растущей общественной маневренности общества происходят значимые коррективы: активное взаимодействие культур (особенно в поликультурных обществах) поднимает актуальность вопроса о сохранении традиционной этнической идентичности. В последнее время учеными отмечается увеличение количества людей, которые отождествляют себя одновременно с разными этническими культурами и языкам, помимо своего родного.
Степень научной разработанности проблемы.
Появление проблематики идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э. Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии Джеймса М., Фрейда З., Юнга К., Пиаже Ж., Фромма Э., Дж. Мида.
«Идентичность» в рамках психологической концепции рассматривалось, прежде всего, З. Фрейдом. Один из значимых исследований об этничности и этнической идентичности является научный труд З. Фрейда. Ученый впервые вводит понятие «идентичность», в работе «Групповая психология и анализ Эго».
Далее Э. Эриксоном, Г. Тэжфэллом. Слово «идентичность» обширно вошло в этносоциологию и междисциплинарные изучения к концу 70-х гг. XX века, вследствие изучениям Э. Эриксона. Ученый анализировал идентичность в двух аспектах: «Я-идентичность» (природное и индивидуальное) и «социальная идентичность» (включенность личности в социальные процессы). Равно как подмечает А. Турен, «идентичность – осознанное самоопределение социального субъекта».
В отечественной науке понятие «идентичность» получило значимость спустя пару десятилетий, в ходе исследования проблем этнической идентификации. Ранее же в исследованиях идентичности связывали с самоопределением личности, социальных трансформаций.
Н.П. Водопьянова содержание слова «идентичность», понимает, как «процесс идентификации индивида с социальными образцами поведения и ожиданиями его социальной среды, необходимостью все нового и нового согласования собственных притязаний с притязаниями других».
Иванова С. Ю., Аракелян Э. А. отмечают множество оттенков идентичности: «идентичность как тождественность», «идентичность как подлинность», «идентичность как принадлежность индивида к какой-либо общности людей».
Объектом исследования является этническая идентичность студентов.
Предметом исследования является связь типа этнической идентичности и содержания этнических стереотипов у студентов.
Цель курсовой работы – изучение этнической идентичности личности.
Задачи:
– сделать теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности личности;
–выявить содержательные характеристики типов этнической идентичности;
– определить формирование этнической идентичности работников АГТО ПРГУ РФ;
–провести эмпирическое исследование этнической идентичности личности работников АГТО ПРГУ РФ.
Гипотеза работы – поликультурная среда приводит к становлению позитивной этнической идентичности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; методы эмпирического исследования; методы качественного и количественного анализа данных. В процессе исследования использовались «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (Н.М. Лебедева), «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности» (О.Л. Романова). Методика диагностики типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере социализации личности.
Практическое значение работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы как в теоретической, так и в практической психологии в высших и средних учебных заведениях при преподавании ряда предметов, таких как социальная психология и этнопсихология.
Практическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие представлений об особенностях этнической идентичности и их взаимосвязи с системой самоотношения личности представителей различных этнических групп. Показаны различия в структуре самоотношения и этнической идентичности русских и татар. Раскрыта сущность взаимосвязей содержательных характеристик этнической идентичности и самоотношения.
Полученные результаты исследования углубляют понимание роли этнической идентичности в развитии самоотношения.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Понятия этнической идентичности личности
Понятие этнической идентичности человека широко задействовано в современной социальной теории и представляет собой набор устойчивых, хотя и не константных значений, которые индивиды придают своему членству в этнической общности, включая те характеристики, которые связывают их с этой общностью и отличают от социального окружения.
Этническая идентичность личности, по мнению большинства исследователей в области этнографии, этнопсихологии, культурологии антропологии и других научных областей знания, – это осознание себя представителем определенного этноса, переживание своего тождества с определенной группой других людей в отличие от других групп. Этническая идентичность – продукт многих психологических, социальных, культурных процессов, которые сегодня сопровождают, с одной стороны, глобализацию, с другой – дифференциацию.
Этническая идентичность, или просто этничность, – это чувство принадлежности к определенной культурной традиции. Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования духа этноса рассматривают влияние языка. В. Гумбольдт не случайно называет язык носителем именно духа народа, так как язык и система духовных ценностей тесно связаны друг с другом[8, c 79].
В.М. Межуев обращается к анализу понятий «народ» и «нация». «Народ и нация с научной точки зрения – совершенно разные формы исторической общности, различающиеся между собой и по времени своего существования, и по способу существования» [12, с. 113].
По данному поводу Межуев приводит размышления В.Г. Белинского. «Народность», по мнению Белинского, относится к «национальности», как вид к роду: в каждой нации есть народ, но не всякий народ есть нация[4].
Под народом Белинский понимает низшие слои общества, под нацией все сословия государства, включая образованную часть населения. Также Белинский говорит о наличии некоего «субстанционального начала», то есть духа, или менталитета. Таким образом, мы говорим о культурных признаках как главенствующих в трактовке нации. Чтобы определить, чем же отличаются и в чем схожи такие понятия, как «народ», «этнос», «нация», обратимся к истории развития человечества.
Исторически самая ранняя форма существования человечества – племя. Племена существовали в эпоху первобытнообщинного строя, для них было характерно отсутствие какого–либо социального расслоения. Как правило, это были несколько объединенных кровными узами родов. В современном понимании племя – это форма организации кочевых и полукочевых народов.
В процессе разложения первобытнообщинного строя племена объединились между собой и образовали союзы. В качестве примеров данных союзов отечественный исследователь в области этнопсихологии Ю. Платонов приводит Лигу ирокезов в Северной Америке, союз трех племен ацтеков в Мексике, союз зулусских племен в Южной Африке, татаро–монголов в Евразии[13, c 60].
В результате складывается новая форма – народ: исторически обусловленная языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Народ, как и племя, Платонов относит к этносу.
Первыми сформировались народы рабовладельческой эпохи, в эпоху феодализма сложились народы Европы. Древнерусский народ образовался в результате слияния различных восточнославянских племен (полян, древлян, вятичей, кривичей и т.д.), польский – в результате слияния поморян, вислян, мазовшан и т.д., немецкий – из германских племен саксов, анеманов. По мере усиления хозяйственно – экономических и культурных связей между данными племенами у них формировался единый язык, и таким образом складывалась настоящая общность людей, которые были объединены территорией, языком, культурными традициями и экономическими отношениями.
С развитием товарно–денежных отношений, капиталистических отношений и системы рынка складывается новый, еще более устойчивый тип этноса – нация. Нации принимают, как правило, название этноса, который лег в основу их формирования, но зачастую один этнос мог послужить началом для развития двух наций и более. Так, германский этнос дал начало немецкой и австрийской нациям. Этносы смешивались между собой и участвовали в формировании одной нации. В частности, индонезийская нация складывалась из яванцев, мадурцев и других народностей[15, c 31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания работы был проведен теоретико–психологический анализ проблемы, содержательный анализ понятия этнической идентичности как структурного элемента социальной идентичности личности, а также анализ основных подходов к изучению этнического стереотипа и этнической идентичности; были рассмотрены основные содержательные характеристики типов этнической идентичности. Кроме того, в ходе написания работы были проанализированы этнические стереотипы как определяющая характеристика психологической природы этнического самосознания людей. Также в ходе эмпирического исследования выявили взаимосвязи между выраженностью этнических стереотипов и этнической идентичностью у студентов ФГБОУ ВО, на основании полученных результатов сформулировать основные выводы.
Теоретико–социологический анализ проблемы, показал, что в зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.
Поскольку социальная идентичность – это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно – это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм. Можно предположить, что для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, – то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, «ведущей» является одна какая–то идентичность.
Значит, в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т.п. То есть иерархия ценностей не является константной, она перестраивается во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели.
И русские, и татары ближе всего по отношению к себе располагают «свой» народ и «свою» религию.
Группы с различным уровнем доходом также воспринимаются почти одинаково: ближе всего - «средний класс», дальше, почти в равной мере, - «богатые» и «бедные».
«Российская власть» не пользуется особыми симпатиями ни у татар, ни русских, хотя татарская выборка относится к ней все же несколько терпимее; вероятно, это объясняется тем, что татары, как представители традиционной культуры, по своему менталитету более лояльны к любой власти.
Среди различий особенно обращает на себя внимание большая терпимость татар, во всяком случае, на осознаваемом уровне, к православным (5-е ранговое место), чем русских - к мусульманам.
В целом можно заключить, что на уровне установочного поведения отношение татар к национальному большинству Иркутской области и России лучше, чем отношение русских к татарам. Очевидно, что «образ» этнических отношений между обеими общинами в восприятии татар носит более благоприятный характер, чем этот «образ» отражается в русском самосознании.
Таким образом, гипотеза исследования - поликультурная среда приводит к становлению позитивной этнической идентичности, полностью подтвердилась.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асылгужин P.P. Этническая идентичность как социально–философская проблема: автореф. дис. на соискат. учен. степ. к. филос. н.–Уфа, 2005.–21с.
2. Баклушинский С. А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе. // Этнос. Идентичность. Образование / Труды по социологии образования. Т. ГУ, Bbin.VI — М.,2016.– С.248–267.
3. Баляев Сергей Иванович. Этнические стереотипы как социально–перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Самара, 20099. – 144 c.
4. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: Моск. Психолого – соц. инт, 2014. – 101 c.
5. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 2009. – 87 c.
6. Верещагина М.В. Исследование структурных компонентов этнической идентичности. Материалы II Международной научно–практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». 3 марта 2009 НИЭУП.– Невинномысск, 2009. 99–101.
7. Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации.– М., 2015. – 68 c.
8. Гумбольдт В. фон. Языки, философия, культура. М.: Прогресс, 2005. – 132 c.
9. Гусева О.Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия в условиях моноэтнической среды: Дис. канд. псих, н.,–М., 2014.–251с.
10. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология.–М.: Гардарики, 2014.– 176 с.
11. Ильин И.А. Путь к очевидности./ Путь духовного обновления. Главы: О Родине. О национализме. О государстве. – М. Республика, 2003.– 432 с.
12. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс–Традиция, 2016. – 144 c.
13. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2015. – 72 c.
14. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс–культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2015.– 69 c.
15. Семенов Ю.И. Племена, народности, нации. М.: Наука, 2013. – 62 c.
16. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. – 2012, № 1. – 19 c.
17. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация.// Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. –М., 2016. С. 296–366.
18. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2010. – 78 c.
19. Шнирельман. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение.– 2013 .–№ 4–С. 3–14.