Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный
этап развития образования отмечен активными изменениями, связанными с
включением детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в
общеобразовательную среду. Переосмысление социумом своего отношения к
«особым» детям, перенос приоритетов с их физических и психических
отклонений на потребность этих детей в особых образовательных условиях
влечет за собой необходимость переосмысления и изменения
образовательного пространства, позволяющего реализовать эти потребности.
Активное внедрение инклюзии, когда каждому ребенку, независимо от
физических и умственных способностей, предоставляется возможность
получения образования, адекватного его уровню развития, без отрыва от
социума. Это закономерно повлекло за собой увеличение числа детей с ОВЗ,
посещающих дошкольные общеобразовательные организации (ДОО), при
этом зачастую в обычные группы приходят дети с все более сложными
типами нарушений, в частности дети с расстройствами аутистического
спектра (РАС).
Вариативность проявлений дефекта, разнородность категории
дошкольников с расстройствами аутистического спектра обуславливает
необходимость специализированных методов организации и сопровождении
их образования. Для аутичных детей социализация представляет
значительные затруднения, вызванные психофизическими и поведенческими
особенностями, обусловленными спецификой дефекта, в связи, с чем
проблема адаптации таких детей к детскому саду становится одной из
4
первостепенных, требующих особого подхода при ее разрешении. Ребенок с
расстройством аутистического спектра нуждается в помощи со стороны
взрослых, как своих близких, так и всех тех, кто находится рядом с ним в
дошкольной организации.
Необходимым условием здесь является осознание взрослыми
необходимости предварительной подготовки ребенка к серьезному
изменению привычной жизни и протяженного во времени, постепенного
вхождения его в образовательную среду и привыкание к детскому
коллективу. Кроме того, эффективная организация процесса адаптации
ребенка с РАС в образовательной организации невозможна без выявления
особенностей протекания адаптационных процессов детей изучаемой
категории, что обуславливает актуальность проблемы экспериментального
изучения готовности детей с расстройством аутистического спектра к
обучению в дошкольном образовательном учреждении.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в
изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан
в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы
социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А.
Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и других авторов.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и
зарубежные исследователи: Н.М. Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е.
Шмидт-Кольмер и другие.
Большой вклад в изучение проблема адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все
более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в
педагогических работах Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк.
Объект исследования курсовой работы - адаптация ребенка раннего
возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования - психологические аспекты адаптации
аутичного ребенка.
5
Цель исследования: рассмотреть особенности адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра к условиям дошкольного
образовательного учреждения.
Задачи:
- выявить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;
-дать психолого-педагогическую характеристику детей с
расстройствами аутистического спектра;
- исследовать особенности инклюзивного образования детей с
расстройствами аутистического спектра в дошкольной образовательной
организации;
- провести диагностику особенностей взаимодействия педагогов и
родителей в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
- проанализировать организацию работы по адаптации дошкольника с
расстройствами аутистического спектра к дошкольной образовательной
организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что если создать
комплексную систему сопровождения адаптации детей с расстройствами
аутистического спектра к ДОУ, включающую в себя психологическое
просвещение родителей, развивающие занятия по формированию
адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за
протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей будет происходить
безболезненно.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы; изучение нормативных документов; анализ
документации, беседа со специалистами.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации
теоретического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и
родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
6
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним,
заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра к условиям дошкольного
учреждения
1.1. Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста
Для современной образовательной ситуации характерны кардинальные
изменения. Модернизация дошкольного образования и активно
развивающаяся инклюзивная практика способствуют тому, что все большее
количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
включается в среду дошкольных образовательных организаций нашего
города. В ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего
видов в среде обычных дошкольников имеют возможность учиться и
развиваться все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности, дети с
расстройствами аутистического спектра (РАС).
Н.А. Виноградова, считает, что для детей, имеющих расстройства
аутистического спектра, характерно искаженное психическое развитие, их
психические функции развиваются не в русле социального взаимодействия и
решения каких либо реальных жизненных задач, а как средство
аутостимуляции. Кроме этого, имеющиеся у них способности в жизни
практически никак не реализуются[5, c 79].
Дети с РАС имеют выраженные трудности в установлении
продуктивного взаимодействия с окружающими, организации собственной
деятельности. Им сложно контролировать свои эмоции и поведение: тревога
у них быстро переходит в агрессию, на изменение привычного заведенного
порядка они дают яркие аффективные реакции. Кроме этого, для многих
7
детей характерна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам
(непереносимость визуальных, аудиальных или кинестетических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи [текст] //
В. А. Андриеш, С. Ю. Бубнова, И. А. Зайцева - Санкт-Петербург: ДетствоПресс, 2014 г. – 112с.
2. Бежаева Д. Н. Особенности адаптации детей раннего возраста к
условиям детского сада [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической
науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016
г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 34-37.
3. Белалиева O. В. Методические аспекты развития социального
партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития, 2014. №
15. - С. 77–80.
4. Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и
проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами
аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию
[Текст] / М. В. Браткова, О. В. Караневская. - М.: Парадигма, 2016. - 45 с.
5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для
бакалавров [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.:
Юрайт, 2013. - 510 c.
6. Волосовец Т.В, Кутепова Е.Н Инклюзивная практика в
дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-
М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 144с.
7. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В.
Баева // Дошкольное воспитание. – 2013.- № 9. – С. 57-61.
8. Каменская Е. Н. Педагогика. Конспект лекций; Феникс, 2009. -
224 c.
8
9. Никитишина Н. А., Болотских Н. В., Чернобаева С. А.
Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического
спектра в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №6. - С. 32-36.
10. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Аутичный
ребенок. Пути помощи. – М., 2007. - 98 c.
11. Рощина, Е.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада
[Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III
междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - 324
с.
12. Румянцева Т. А. Организация взаимодействия педагога и
родителя в условиях ДОУ [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018.
- №1. - С. 25-27.
13. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность
специалистов. – М.: 2012.
14. Соснина, М.С. Индивидуальные особенности социальнопсихологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 /
Соснина Мария Сергеевна. - Москва, 2013. - 192 с.
15. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под
ред. Р. В. Тонковой- Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. АтанасовойБуковой. – М.: Речь, 2010. – 320 с.
16. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст]
/ В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
17. Шпицберг И. Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей
с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. –
2015. – № 2. – С. 33–45.
18. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление
контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.:
Теревинф, 2018. – 128 с.