Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика большинства зарубежных стран характеризуется сильным государственным
регулированием, основанным на финансовой устойчивости государства, государственной
собственности на природные и другие материальные ресурсы, государственном экономическом
секторе и планировании (программировании), обеспечивающем социальное направление
развития.
Государственный сектор в современных условиях является объективно необходимым элементом
любой социально-экономической системы. Положение государственного сектора напрямую
связано с ролью государства в социально-экономической сфере, наличием в обществе
потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством и
подчиняются только интересам получения дохода.
Государственные предприятия и организации сталкиваются с коммерческими и социальноэкономическими задачами, такими как: Это включает, например, сглаживание последствий
циклических колебаний, реструктуризацию производства, поддержание уровня занятости,
сокращение территориальных и отраслевых дисбалансов, стимулирование научно-технического
прогресса и т. д. И главное различие между государственным и частным предпринимательством
заключается в том, что оно в основном осуществляется в убыточных сферах деятельности,
которые требуют крупных инвестиций, которые не представляют особого экономического
интереса для частного предпринимательства, но которые необходимы для развития
репродуктивного процесса в частном секторе. Страна продолжается и общественность должна
удовлетворить. Это относится, в частности, к сферам производственной и социальной
инфраструктуры (ЖКХ, общественный транспорт, электричество и т. д.).
Государство содержит значительную часть объектов этих сфер деятельности, главным образом
потому, что они составляют материальную основу физического и духовного совершенствования
человека. И рядом с этими показателями сегодня может быть только социальное
предпринимательство, которое напрямую направлено на результат, в областях, которые не
приносят прибыли в жизни общества.
Целью данной работой является изучение государственного сектора на примере зарубежной
страны.
Из вышеназванной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть исторический аспект формирования государственного сектора Англии;
4
- исследовать специфику британской модели государственного регулирования экономики;
- рассмотреть формирование государственного сектора в Англии;
- сделать сравнительный анализ современного состояния государственного сектора Англии и
Германии;
- исследовать перспективы развития государственного сектора в Англии.
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы системы государственного сектора экономики Англии
1.1 Исторический аспект формирования государственного сектора Англии
После Второй мировой войны Соединенное Королевство последовательно внедрило ряд схем
социально-экономического регулирования. Первоначально он состоял из управления совокупным
спросом и обеспечения полной занятости и предполагал расширение социально-экономической
роли государства.
В годы, когда экономика пострадала от рецессии 1974-1975 годов в сочетании с высокой
инфляцией, в 1976 году премьер-министр Д. Хили был вынужден обратиться к МВФ за ссудой в 2,3
миллиарда долларов. Десятилетие закончилось большими забастовками (зимой 1978-1979 гг.), и в
1979 г. М. Тэтчер победила на выборах.
5
После прихода к власти консервативного правительства рынок стал рассматриваться как наиболее
эффективный механизм организации бизнеса. Модель социально-экономического управления
значительно изменилась. Основой консервативного экономического курса была работа
известного австрийского экономиста Ф. фон Хайека (3, с. 27). В своей книге «Дрога до плена»
(1944) он убедительно показал, что социализм ведет к коллективизму, который, в свою очередь,
несет опасность тоталитаризма.
Хайек призвал к восстановлению рыночных механизмов саморегулирования и снижению роли
государства в экономике. В то время, когда экономическое мышление определялось
кейнсианскими постулатами, эти идеи считались революционными, хотя сегодня они звучат
довольно нейтрально.
Кабинет М. Тэтчер провел три основные реформы: сокращение профсоюзной власти,
приватизация государственной собственности в промышленности и сокращение правительства.
Наиболее важным преобразованием является приватизация. Это освободило бывшие
государственные компании от строгого контроля и сделало их динамичными участниками рынка.
Кроме того, этот процесс был поддержан общественностью, которая с готовностью приобрела
акции бывших государственных компаний.
началу нового века было приватизировано около 100 государственных предприятий. В результате
размер государственного сектора сократился на 60%. За 1979–2000 гг. Выручка от продажи
активов госкомпаний составила около 80 млрд ф.ст.
Приватизация внесла очень большой вклад в развитие фондового рынка в стране: с 1979 по 1991
год число акционеров увеличилось с 3 до 11 миллионов человек (с 7 до 25% взрослого населения
страны) [1].
Даже государственный аппарат был значительно сокращен: на 20% в период с 1979 по 1988 год.
Государство стало восприниматься как очень большая структура, которая осуществляет
деятельность в различных областях, которые не подлежат государственному вмешательству.
Более того, они начали рассматривать государственную службу как чрезмерно бюрократическую и
бесполезную систему, которая решала их проблемы (5, с. 235-236). Экономический курс М. Тэтчер
продолжил его преемник Д. Мейджор. Когда лейбористская партия сменила консервативное
правительство в 1997 году, Британия перешла до неузнаваемости.
Социально-экономическая политика прихода к власти кабинета Т. Блэра была чисто прагматичной
и продолжала эволюцию своих предшественников в ряде областей. С другой стороны, он отражал
принципы нового труда: сочетание социальных ценностей и развитие рыночной экономики. В
частности, было признано, что рыночные силы не являются единственным решением, так как не
все рынки могут нормально функционировать без вмешательства правительства. Более того,
вмешательство правительства приветствовалось, если рыночные условия приводили к росту
экономического (социального) неравенства. Труд впервые определил минимальную заработную
плату, ввел налоговый кредит для малооплачиваемой части населения, отменил некоторые
антисоюзные законы консерваторов. Но хотя лейбористы критиковали реформы М. Тэтчер,
кабинет Т. Блэра не делал попытки вернуться к политике, проводимой ранее, или проводить
более социально ориентированную экономическую политику континентального типа.
В результате, по сравнению с 1970-ми годами, механизм управления экономикой в
Великобритании претерпел значительные изменения. Прежде всего, произошла его значительная
децентрализация. В 1990-е годы лейбористы передали ряд функций управления экономикой
региональным властям. В рамках процесса децентрализации и в целях повышения эффективности
государственного сектора правительство также передало право предоставлять ряд
государственных услуг неправительственным организациям. К середине 1990-х годов на такие
6
организации (большинство из которых действовало на местном уровне) приходилось почти 30%
всех расходов местных органов власти.
В ходе реформы местных органов власти были изменены структура и функции местных
административных единиц.
Система управления местной властью развивалась с трех до двух уровней. С уменьшением
количества местных бюджетов их объем увеличился, а социальные функции возросли, как и их
важность в региональной политике.
В то же время возрос контроль центрального правительства за расходованием средств местными
властями. Все это усилило регулирующую роль местной финансовой системе.
Курс на денационализацию стал способом финансирования бюджетного дефицита, позволившим
меньше прибегать к займам.
Широко распространенная продажа государственной недвижимости - демобилизация. В попытке
ввести основные категории рабочего класса и «новые средние слои» в «демократию
собственников», правительство продало
Фрагмент для ознакомления
3
1. Казанцев С.В. Смена формаций // ЭКО. 2013. № 3.
2. Курс экономики. Учебник для ВУЗов. Издательство «Факел». Москва 2014.
3. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В. П. Колосова, М. Н.
Осьмовой. - М.: 2010
4. Нигматулин Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпах
экономического роста // Вопросы экономики. 2013. № 3.
5. Черников Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. - М.: РОССПЭН, 2012
6. Экономика зарубежных стран. Второе издание. Погорлецкий А. И. Издательство
Михайлова В. А. Санкт-Петербург 2011.
7. Практика государственного сектора экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://einsteins.ru/subjects/ekonomika/teoriya/praktika-fun cionirovaniya/ (дата обращения:
07.11.2019).
8. Evrostat. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu
9. UK Government (2017). UK Government Transformation Strategy 2017 to 2020. Available at:
https://www.gov.uk/government/publications/government-transformationstrategy-2017-to2020/government-transformation-strategy#vision-and-objectives (accessed: 22 May, 2018).
10. Корчагин C., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов
государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. – 2018. – № 1
(1667). – С. 23
11. Морозов А.Н. Альтернативные источники статистической информации как основа принятия
политических решений // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – №
2. – С. 50–70.
12. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер)
государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. – М.: ЦСР, 2018.
13. Южаков В.Н., Талапина Э.В., Клочкова Е.Н., Ефремов А.А. Государственное управление в
сфере стимулирования развития информационных технологий : проблемы и направления
совершенствования // Журнал юридических исследований. – 2017. – Т. 2. – № 3. – С. 89–100.