Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста сегодня весьма актуальна, так как именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и строится человеческая личность. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, память, ощущение, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций, их роль в возникновении мотивов, как регуляторов деятельности и поведения ребенка, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследования, которые посвящены изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, К.Э. Изард, Я. З. Неверович, П. В. Симонов и др.). Отечественные исследователи (Н. М. Амосов, П. К. Анохин, И. А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М. И. Кольцова, А. Д. Кошелева, Н. А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально- волевой сфере ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.
В.Д. Шадриков отмечал, что эмоции играют важнейшую роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют жизнь человека и его место в социуме» [32].
Нарушение развития эмоций приводит к нарушению нормального процесса личностного развития в целом, поэтому формирование и коррекция недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития и обучения ребенка. Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования - негативные эмоциональные состояния у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования - выявление, описание эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы по проблемам, связанным с темой исследования.
2. Подобрать методики для выявления негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
3. Исследовать наблюдаемые проявления негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Методы исследования - наблюдение за эмоциональным состоянием детей в процессе разнообразной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи
В дошкольном возрасте наиболее важным личностным механизмом, который формируется у детей, считается соподчинение мотивов. В возрасте 3–4 лет ребёнок уже может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких [7]. В возрасте 4–5 лет ребёнок уже способен подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Наиболее сильным мотивом для ребёнка становится поощрение, получение награды, более слабым мотивом – наказание, ещё слабее – собственное обещание ребёнка. Появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой – мотивы достижения успеха, соревнования [7].
Дети среднего дошкольного возраста уже переживают успех и неуспех. Неудача в этом возрасте действует всегда отрицательно, она не стимулирует продолжение деятельности и проявление настойчивости. Пятилетний ребёнок еще преувеличивает свои достижения. Имеет разнообразные переживания, но ещё не осознает их [9].
В этом возрасте обращает на себя внимание и вызывает обоснованную тревогу детская агрессивность (удары ногами и кулаками, разрушение построек сверстников, щипание, угрозы, и прочее). Значительную роль играет в этом семья, следовательно, специалистам, работающим с детьми необходимо обратить внимание на отношения взрослых в семье, на использование гуманных методов и изменение методов воспитания в семье.
Такие эмоциональные состояния у детей среднего дошкольного возраста, как тревожность, депрессия, конфликтность, нуждаются в своевременном распознавании и изменении. Основной причиной этих состояний является депривация потребностей ребёнка в общении со стороны родных (в семье) и сверстников (в детском саду и во дворе) [12].
Положительные эмоции детей в возрасте 5-7 лет в первую очередь проявляются при встрече с интересными, яркими событиями окружающей действительности. Эмоциональные процессы, которые, соприкасаются со сферой психического развития ребёнка, регулируют и заряжают все его остальные функции. Эмоциональный контроль и эмоциональные образы являются продуктом воспитания у детей в дошкольном возрасте. Возможность владеть и управлять своим поведением является одной из составляющих готовности ребенка к школе. Перечисленные процессы проходят под воздействием эмоциональной регуляции. Проводя много времени перед телевизорами, компьютерами, телефонами современные дети меньше общаются не только со своими друзьями, но и с родителями, а главную роль для развития чувственной сферы играет общение. Надо добавить, что и современные родители также много времени проводят перед компьютерами и телефонами. Негативно это отражается на отзывчивости, чувствах, поведении. Если педагог недооценит индивидуальные проявления в сфере эмоций и чувств у воспитанников, то это может привести к дополнительной работе по коррекции нарушений в сфере эмоций. Так как эмоции в жизни детей играют существенную роль: помогают адекватно реагировать, воспринимать действительность [12].
Подводя итоги, отметим, что эмоции появляются тогда, когда возникает мотив, который и регулирует поведение ребенка. Основой умений в эмоциональной сфере у детей 5-7лет будут являться мотивы, возникновения новых интересов и потребностей. Говоря о чувствах ребенка можно сказать, что они могут терять импульсивность, становится более содержательными [12].
Для ребенка – в возрасте 5-7 лет свойственны такие формы выражения, как интонация, мимика, пантомимика. Овладев выразительными средствами, он способен более глубоко понимать и переживать за другого человека. На эмоциональное развитие особо влияет познавательная сфера, включается речь, появляется интеллектуализация. Так же хочется отметить, что в зависимости от деятельности ребенка проявляются разные эмоции. Ближе к 4-5 годам у ребенка начинает проявляться чувства долга, а уже в 6-7 лет оно начинает ярко демонстрироваться.
Речь в развитии детей дошкольного возраста играет исключительно важную роль. Через речь дети усваивают предметную деятельность, учатся общаться с взрослыми и сверстниками, развивают мышление, усваивают нравственные понятия. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.[9].
Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Мы рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста на примере детей с ОНР. «Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи» [29].
Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей интеллектуальной, аффективно-волевой, в сенсорной сфере. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкий уровень запоминания и воспроизведения материала может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в особенностях проявления различных видов мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие двигательных навыков. Это выражается в низком уровне развития координации движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности у этих детей выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточно развитая по возрасту координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики [29].
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
При наличии органического поражения мозга эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недеферинцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений [29].
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении, например, всего занятия в детском саду. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, встают, ходят по комнате, выбегают в раздевалку во время занятия. В свободной деятельности дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, с трудом сосредотачиваются на занятиях [33].
1.2 Общая характеристика особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Исследование эмоций является одной из важных тем в человеческой жизни. Исходя из различных теоретических позиций, которые скорее не противоречат, а дополняют друг друга, можно по-разному определить термин «эмоции».
И.В. Ковалец пишет: «Эмоции – обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности» [22, с. 12].
По мнению В.Д. Шадрткова: «Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношений человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности» [34, с. 28].
В.В. Лебединский отмечает: «Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни» [35, с. 36].
Большинство исследователей по проблеме эмоций, независимо от теоретического направления, считают, «что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта» [22]:
- переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
- наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;
- фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению;
Анализируя представления о функциональном назначении эмоций можно выделить следующие характеристики [35]:
- сигнальная функция эмоций (из теорий Р.С.Лазарус, Ж.П.Сартр, П.В.Симонов);
- оценочная функция эмоций (Н.Я.Грот, В.К.Вилюнас);
- функция побуждения;
- функция эмоционального разрешения ситуации (В.К.Вилюнас);
- организующая функция эмоций;
- дезорганизующая функция эмоций (Э.Клапаред, Х.Пьерон и др.);
- регулятивная функция эмоций (П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.В.Симонов);
- функция закрепления-торможения (П.К.Анохин);
- функция следообразования (А.Н.Леонтьев);
- функция подкрепления (П.В.Симонов);
- предвосхищающая функция (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович);
- эвристическая функция эмоций (О.К.Тихомиров);
- синтезирующая функция (В.Вундт);
- функция активации (У.Кеннон, Д.Б.Линдсли);
- экспрессивная функция (Ч.Дарвин).
Как видно из перечисления многообразных функций эмоций, все они играют большую роль в жизни человека. Следовательно, воспитывая детей, мы должны придавать формированию эмоций большое значение. Исследованием эмоций у детей занимались многие педагоги и психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Т. А. Маркова и др. [24] Они утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Положительные эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Отрицательные же эмоции заставляют ребенка избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают его. Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегать совершать те поступки, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и желаний.
Эмоциональные состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них - амбивалентны, двойственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию с взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта делового общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка.
В современной психологии проблема эмоционального развития детей – одна из самых значимых и дискуссионных. Существуют следующие взгляды на эмоциональное развитие с позиции современной психологии. Это поведенческий подход, психодинамический и деятельностный подход, который представляет динамику эмоциональной сферы ребенка через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований [16]/
Таким образом, отечественная психология представляет эмоциональное развитие ребенка, как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка [22, с. 8].
В настоящее время в психологии нет однозначной классификации эмоциональных состояний. Выделяются собственно эмоции, чувства, аффекты, также такие эмоциональные состояния как стресс, фрустрация, настроение и др. (А.Н.Леонтьев).
В некоторых концепциях говориться о «некоей эмоции вообще» (Ж.П.Сартр, П.К.Анохин и другие) [1].
К примеру, в работах К.Изарда говорится о таких фундаментальных эмоциях, как интерес, волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и производных эмоциях, которые в различных сочетаниях состоят из фундаментальных эмоций [18].
Р. Плутчик (1984) выделяет восемь основных эмоций: страх, гнев, радость, отвращение, предвкушение, удивление, печаль, одобрение и показывает, как из сочетания этих эмоций образуются вторичные эмоции [34].
С.Л. Рубинштейн (1940) применяет к эмоциональным переживаниям уровневый подход:
Первый уровень – уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности;
Второй уровень – уровень предметных чувств;
Третий уровень – обобщенные мировоззренческие чувства [34, с. 41].
В работах А.Н.Лука так же выделяются три уровня проявления эмоций – низшие эмоции, чувства промежуточного этажа и высшие эмоции [34, с.42].
Таким образом, мы видим, что в результате изучения проблем классификации и функционирования эмоций исследователи пришли к тому, что в эмоциональной сфере человека существует несколько уровней.
Проблеме появления различных эмоциональных реакций ребенка на определенном возрастном этапе посвящены многие отечественные и зарубежные исследования.
С точки зрения деятельностного подхода эмоциональное развитие ребенка составляют эмоциональные новообразования (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Я. З.Неверович). Онтогенез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических и необходимых для данного возрастного этапа» [34].
Последовательность эмоциональных новообразований в онтогенезе выражается как:
- «Комплекс оживления» (А.В.Запорожец) появляется в период новорожденности и младенчества [16];
- Трансформация содержания эмоциональных переживаний появляется при переходе от раннего к дошкольному возрасту (эстетические переживания, интеллектуальные, нравственные эмоции) в процессе изменения содержания и структуры деятельности;
- Социализация эмоций. Происходит в несколько этапов: эмоциональная синтония, эмоциональная децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия;
В заключение этого раздела отметим, что характеристики, связанные с развитием эмоций, эмоциональными состояниями детей дошкольного возраста достаточно многообразны и различны в зависимости от теоретического направления исследователей. Поэтому педагогам необходимо хорошо ориентироваться в этой теме, понимать на практик
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды [Текст] : монография / П. К. Анохин. – М. : Наука, 1979. – 456 с.
2. Барышева, Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности [Текст] : метод. рекомендации / Т. Д. Барышева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 60 с.
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 140 с.
4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон ; пер. с фр. Л. И. Анцыферовой. – СПб. : Питер, 2001. – 208 с.
5. Вайнер, М. Э. Игровые технологии. Коррекции поведения дошкольников [Текст] / Вайнер, М. Э. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 48 с.
6. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья [Текст] : рук. для психологов, педагогов, родителей по развитию личности ребенка дошк. и мл. шк. возраста / В. В. Ветрова. – М. : Пед. о-во России, 2000. – 192 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006. – 509 с.
8. Галигузова, Л. Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет [Текст] : советы психолога / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : АРКТИ, 2004. – 158 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. – М. : Пед. о-во России, 2009. – 511 с.
10. Детская патопсихология. [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская. – изд. 3-е., стер. – М. : Когито-Центр, 2001. – 351 с.
11. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / авт.сост. Н. Д. Денисова. – Волгоград : Учитель, 2018. – 196 с.
12. Добровольская, О. Н. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника посредством активных видов деятельности [Электронный ресурс] : консультация / О. Н. Добровольская. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-konsultacija-razvitie-yemocionalno-volevoi- sfery-doshkolnika-cherez-aktivnye-vidy-dejatelnosti.html.
13. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 132 с.
14. Дюпон, Г. Развитие детской эмоциональности [Текст] / Г. Дюпон // Цукерман Г. А. Психология саморазвития : задача для подростков и их педагогов : пособие для учителей / Г. А. Цукерман. – М., 1994. – С. 47-49.
15. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] : материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. шк. / С. Д. Забрамная. – М. : Новая шк., 1998. – 144 с.
16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запорожец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 1. – 320 с.
17. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Текст] / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. – М. :Теревинф, 2018. – 80 с.
18. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард ; пер. с англ. В. Мисник. – СПб. : Питер, 2008. – 464 с.
19. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 283 с.
20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 783 с.
21. Киштанова, И. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников [Электронный ресурс] : консультация для педагогов / И. Киштанова. – URL :.http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja- pedagogov-osobenosti-yemocionalno-volevoi-sfery-doshkolnikov.html
22. Ковалец, И. В. Азбука эмоций [Текст] : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиол. развитии и эмоц. Сфере : метод. пособие для педагогов общ. и спец. Образования / И. В. Ковалец. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 136 с.
23. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ [Текст] : программы развития личност., познават., эмоцион.-волевой сферы детей, диагностич. комплекс / авт.-сост. Л. В. Годовникова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2013. – 187 с.
24. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева ; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М. : Академия, 2003. – 176 с.
25. Лебединский, В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2006. – 144 с.
26. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
27. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 3-5.
28. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – Кн. 1 : Общие основы психологии. – 576 с.
29. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Акад. пед. наук ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
30. Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
31. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
32. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М. : АРКТИ, 2000. – 208 с.
33. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2013. – 400 с.
34. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст] / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2002. – 156 с.
35. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / под ред. В. В. Лебединского. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 196 с.
36. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина,
Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. – М. : Просвещение, 2003. – 144 с.
37. Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1997.– № 4.– С. 20-27.