Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Моделирование - один из видов изобразительного искусства, создание скульптур из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду, так и школе. Занятия по моделированию способствуют формированию у детей умственных способностей, расширяют их художественные горизонты и способствуют формированию творческого отношения к миру.
Актуальность работы заключается в том, что уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и не сравнится с воздействием на творческое развитие человека любого возраста. Самые древние чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью погашены, с помощью лепки начинают восстанавливаться и ведут не только к развитию творчества, эстетического чувства, ощущения гармонии цвета и формируют, но также восстанавливают внутреннее равновесие тела и душевное равновесие, т. е. оказывать определенное психотерапевтическое воздействие на человека. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их мелкой моторикой (от которых зависит развитие речи) вновь учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения двух полушарий (левый - рациональный, анализирующий и правый - интуитивный, эмоциональный) воссоздающий из целого. На уроках проектирования очень важно создать атмосферу доверия и доброй воли. Эта техника учит тому, что очень важно в наше современное время универсального анализа и расчленения. Занятия проходят в игровой форме и настолько увлекательны, что дети проводят за ними несколько часов.
Дети начинают заниматься лепкой с юных лет, осваивая самые простые методы работы с глиной и глиной: прокатка, сплющивание, растяжка.
Проектирование должно развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, развивать организацию, дисциплину и точность при работе с глиной и пластилином, а также способность планировать творческий процесс для каждого школьника.
На дополнительных занятиях учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей народного творчества керамическими поделками, демонстрирует профессиональные приемы лепки, знакомит с фигуративной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в учебном процессе, привить интерес к проектированию, развить художественный вкус и эстетическое воспитание, откорректировать профессиональные методы проектирования и умение наблюдать, выделив основное, существенное, отбрасывая лишнее.
Дети приобретают знания, навыки, осознание единства человека с природой, знакомство с миром различных предметов в процессе частичного использования так называемых отходов, расширяются возможности зрительной деятельности детей.
Целью курсовой работы является раскрытие создания скульптурного образа в дополнительных классах начальной школы.
Задачи работы:
1. изучить историю развития керамических ремесел,
2. раскрыть особенности работы с глиной и пластилином,
3. познакомиться с народными глиняными игрушками,
4. объяснить важность проектирования в дополнительных классах,
5. рассмотреть технологию работы из глины.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Создание скульптурного образа
1.1 История развития керамических промыслов
«Я был в копанете, я был в топанете, я был в кругу, я был в огне, я был в канаве. Когда он был молодым, он кормил людей, и он начал пеленать, он начал пеленать. «В старые годы каждый мог разгадать эту загадку. Герой загадки находится в обычной кастрюле, на его примере можно проследить весь путь. Деревенские гончары называли "копанс" ямой или карьером, где добывали глину. Клей влюбился в «топанец» - плоское место во дворе или шляпу, где они растоптали его под ногами, тщательно разминая и выбирая камни, которые в него упали. После этой обработки глина вошла в «круг», то есть гончарный круг, где она приняла форму горшка или какого-то другого сосуда. Когда горшок высох, его отправили на «огонь», точнее в печь. Но чтобы не впитывать влагу, он должен был идти «по краю». Для этого его опускали в горячем виде в густую или жидкую муку кваса. Во второй части загадки образно и наглядно показана дальнейшая судьба готовых глиняных блюд. Нелегко объяснить, как камин «кормил людей», но современному человеку трудно понять, почему он «начал пеленать» в старости. Дело в том, что в последние годы домохозяйки не спешили выбрасывать старые потрескавшиеся горшки. Они были окружены узкими пропаренными лентами из бересты, как будто пеленали. Завернутые в березовые горшки и другие керамические изделия могут прослужить еще много лет.
Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненных шин, взятых для тестирования, вам нужно катиться между ладонями по толщине указательного пальца. Затем медленно согните его пополам. Если в, то же время трещины не образуются на изгибе или их очень мало, то глина вполне подходит для работы.
Уже в начале эпохи неолита люди были знакомы с техникой обжига керамики. В 4-м тысячелетии до нашей эры древние египтяне знали об искусстве изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объемные глиняные изделия на гончарном круге.
На Руси несложная керамика изготавливалась в 3—2 вв. до н. э., что подтверждается археологическими раскопками могильников в Поволжье, бассейнах рек Москвы и Клязьмы. В XV - XVII вв. В России с развитием архитектуры и строительства керамическое производство получило широкое распространение: были изготовлены кирпич, плитка, глазурованная плитка и другие. В Москве, в Гончарной Слободе (современная Таганка), различные керамические изделия использовались для облицовки печей, а также посуды, в том числе аптечной.
В 1744 году в Петербурге был основан первый Императорский фарфоровый завод в России. Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновал технологию производства фарфора из отечественного сырья, в которую вошли: кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М. В. Ломоносов открыл твердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.
В первой половине XIX в. Частные заводы открыты. В 1750 г. Ф.Я. Гарднер, который производил чай и посуду. На заводе помимо расписной посуды и статуэток был освобожден Попов, и он находился в селе Горбунов под Сергиевым Посадом.
Впервые село Гжель было упомянуто в XIV веке в духовном письме великого князя московского Ивана Калиты. Из анналов источников известно, что основным занятием гжельского народа была гончарная мастерская, поэтому слово «гжельский», по-видимому, происходит от глагола «сжечь», «сжечь» глину.
В XVIII веке гжельские мастера освоили производство майолики, которая была изготовлена из местной глины и покрыта оловянной глазурью. Среди других поделок керамического искусства выделяется скопинская керамика (Скопин, Рязанская область). Производство декоративной Скопинской керамики было основано в 1860-х годах. Крестьяне братья Оводовы, которые первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури.
Мир большой скульптуры включает в себя мемориальные ансамбли, памятники, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (восхищение, восторг, трагические и скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, памятники стоят перед современниками и будущими поколениями.
Самые старые памятники были установлены в честь богов, земных правителей, генералов; потом были памятники творческим людям, художникам. Есть памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене бронзовая Русалочка сидит на камне у моря, в городе Ганнибал (США) установлен памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну, памятник Василию Теркину, любимому герою войны и послевоенного времени. лет, возводится в Смоленске. Совсем недавно в Санкт-Петербурге на мосту через реку Фонтанку появилась птица - памятник Чижик-Пыжику. Скульптурные памятники посвящены животным. В Риме на Капитолийском холме была установлена этрусская фигура волка в качестве памятника тому, кто воспитывал легендарных основателей Рима - Ромула и Рема. В Париже есть памятник знаменитому сенбернару Барри, который спас 40 человек в горах.
Скульптура может быть опорой архитектурного дизайна, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в состав мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, газоны, партеры (пейзаж садовая скульптура).
Скульптура малых форм (миниатюрные работы, созданные скульпторами, художественная индустрия или народные художественные промыслы) предназначена для украшения личной жизни.
В современной повседневной жизни мелкий пластик может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аносова Е.С. Особенности скульптурного образа / Е.С. Аносова // Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства. - М., 2015. - с.82-86.
2. Боголюбов Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя / Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 2016. - 128с., Ил.
3. Выгонов Виктор Викторович. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / В.В. Выгонов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256с.
4. Горячевы Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов / В.С. Горячевы- Ярославль: Академия развития, 2012. - 192с
5. Давыдова Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилин графия: Пособие для педагогов / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий 2016. - 80с.
6. Майорова Ирина Георгиевна. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей / под ред. Е.А. Горшкова. - М.: Просвещение, 2012. - 270с., Ил.
7. Миловский Александр Сергеевич. Скачи добрый единорог: Для среднего и старшего школьного возраста / А.С. Миловский. - М.: Детская литература, 2016. - 191с.
8. Парамонова Лариса Алексеевна. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2012. -192с.
9. Парамонова Лариса Алексеевна. Детское творческое конструирование: Для педагогов дошкольных учреждений / Л.А. Парамонова. - М.: Карапуз, 2012. - 240с.
10. Рожнев Яков Андреевич. Методика трудового обучения: Учебное пособие для учащихся Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 2012. -240с., Ил.
11. Тиханова Валентина Александровна. Скульпторы-анималисты Москвы / В.А. Тиханова. - М.: Советский художник, 2013. - 280с.
12. Федотов Геннадий Яковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла / Г.А. Федотов. - М.: Аст-Пресс, 2014. - 144с., Ил.
13. Халезова Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2012. - 112с., Ил.
14. Шмигельская Елена Васильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства / Е.В. Шмигельская. - Л.: Художник РСФСР, 2012. - 182с.- ил.
15. Эренгросс Белла Ароновна. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста Эренгросс. - М.: Детская литература, 2013. - 180с.