Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что успех лечения
хирургического больного во многом определяется тремя факторами:
оперативным искусством врача, умением сестер обеспечить тщательный
послеоперационный уход (выхаживание), а также психологическим настроем
больного. Еще во времена наполеоновских войн врач-хирург Ларрей отмечал,
что раны заживают быстрее в армии победителей.
Хирургия, в представлении многих больных и их родственников, это
неизбежность операционной травмы, необходимость удаления пораженного
органа или его части, это раны, кровь и многое другое, что связано с
определенной степенью риска не только для нормальной жизнедеятельности
организма, но и для жизни.
Все это накладывает отпечаток на характер поведения хирургического
больного, на его отношения к медицинским работникам, а также влияет на
формирование его психологии. Большинство хирургических заболеваний,
таких как острые воспалительные процессы, неотложные состояния при
патологии брюшной полости (непроходимость кишечника, перфорация
полых органов и др.), травмы, имеют внезапное начало.
Такие заболевания, как правило, развиваются на фоне полного
благополучия, больные оказываются психологически неподготовленными к
восприятию болезни.
4
Поступая в хирургическое отделение в ургентном порядке, больной
иногда тут же, в приемном отделении, сталкивается с необходимостью
принимать ответственные для своего здоровья решения, соглашаясь на
операцию или другую хирургическую манипуляцию.
На сегодняшний день имеются работы, посвященные исследованию
психологии хирургических больных Э.М. Аванесьянц, Г. Бастракова, Е.В.
Богачева, А.Ф. Краснов, и др.
Особенности эмоционального состояния больных рассмотрены в
трудах И.А. Коротуненко, Г.Г. Куприяновой, В.А. Точилова.
Возможности коррекции стрессов у больных хирургического профиля
освещены в работах P.A. Галкина, И.Г. Грекова, С.И. Двойникова, В.Н.
Чернова.
Объект исследования - особенности психологии хирургических
больных.
Предметом исследования является уровень стресса у пациентов
хирургического отделения в результате подготовки к оперативному
вмешательству.
Цель курсовой работы – рассмотреть психологические особенности
пациентов хирургического профиля.
Задачи:
- определить условия возникновение стресса;
-выявить особенности эмоционального состояния больных
хирургического профиля;
- проанализировать психологические особенности больных;
- выявить возможности коррекции стрессов у больных хирургического
профиля.
Методологические основы исследования составляют труды
отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития
теории и методологии в сфере психологии.
5
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА И ВЛИЯНИЕ
ЕГО НА ОРГАНИЗМ
1.1. Условия возникновение стресса
Стресс (от английского stress - напряжение) представляет собой
совокупность защитных и повреждающих реакций организма, которые
возникают в результате нейроэндокринных и метаболических сдвигов в ответ
на действие чрезвычайных или патологических факторов, проявляющихся
адаптационным синдромом. [3, c 49]
Стресс - реакция организма на избыток эмоций, перенапряжение,
внешние раздражители. Позитивная характеристика стресса - выработка
адаптации к изменениям условий жизни, и в небольших количествах стресс
полезен. Вырабатывается адреналин, человек ищет выход из ситуации,
активизируется его мозговая деятельность. Возникновение стресса снижает
эффективность работы. Нельзя адекватно оценить ситуацию, найти
объяснения своего поведения. При затяжном стрессе отсутствует желание
выходить из зоны комфорта и устранять раздражители.
Стресс в жизни человека вполне обоснован. Главное - как
воспринимается стрессовая ситуация. У одного она вызовет негативные
ощущения, на другого окажет позитивное влияние. Причины стресса зависят
от природы события.
6
Сильный стресс возникает из-за несоответствия ожиданий и
реальности. Психология человека такая, что он надеется на позитивный
исход, а получает негативный. Субъективные причины делятся на 2 вида.
Первая группа связана с постоянной составляющей человека. Это
родительские, генетические программы, установка личности и высшие
потребности, по пирамиде А. Маслоу. Вторая категория состоит из
динамических ситуаций. Больше зависит от внешних воздействий, чем от
человека. Проявляется в условных рефлексах, ошибках мышления,
первичных потребностях, по А. Маслоу.
Адреналин – гормон мозгового слоя надпочечников. Поступая в кровь,
он повышает потребление кислорода органами и тканями, участвует в
мобилизации гликогена для дальнейшего распада с освобождением энергии,
что приводит к увеличению содержания глюкозы в крови, стимулирует
обмен веществ, повышает артериальное давление, учащает сердцебиение,
ускоряет ритм дыхания, замедляет перистальтику кишечника и многое
другое[16, c 41].
При эмоциональных переживаниях содержание адреналина в крови
увеличивается – его становится больше нормы, а затем в фазе истощения
уменьшается ниже нормы – и то, и другое осложняет течение соматической
болезни, если таковая имеется.
Адреналин еще называют «гормоном адаптации», так как в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Психология в медицине: учебное пособие / Г.С.
Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: ЛПА «Кафедра М», 2018. - 272 с.
7
2. Барабошин А.Т. Психоэмоциональный статус и возможности его
коррекции у больных общехирургического профиля: дисс. … канд. мед. н. –
Ярославль, 2014. – 184 с.
3. Березин Ф.Б. Мирошниченко М.Б., Рожанец Е.В. Методика
многопрофильного исследования личности. – М.: Медицина, 2009. – 186 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога: Хрестоматия по
психологии мотивации и эмоций / Ф.Б. Березин / под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2012. - С. 362-370.
5. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со
стрессом. Теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие / под
науч. ред. Л.И. Вассермана. – СПб.: Речь, 2010. – 182 с.
6. Гнездилов А.В., Бажин Е.Ф. Психогенные реакции у
онкологических больных: методические рекомендации. – Л., 2011. – 38 с.
7. Гройсман А.Л. Медицинская психология: лекции для врачей -
слушателей курсов последипломного образования / А. Л. Гройсман. - М.:
Магистр, 2012. - 360 с.
8. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания: полный
справочник / Ю.Ю. Елисеев. - М.: АСТ, 2011. - 311 с.
9. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2010.
- 464 с.
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2012. – 368
с.
11. Клиническая психология. Учебник для вузов / под ред. Б.Д.
Карвасарского. - 3 - е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 960 с.
12. Клиническая психология: учеб.-метод. комплекс для
преподавателей и студентов факультетов психологии / под ред. В. Н.
Косырева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - 451с.
13. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая
психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект. - 2012. - 464 с.
8
14. Малкина - Пых И.Г. Психосоматика. Новейший справочник
психолога / И.Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2012. - 928 с.
15. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и
слуха. – М.: Медицина, 2009. – 184 с.
16. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Р. Мэй.
- СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
17. Русина Н.А. Адаптивные ресурсы хирургических больных //
Развитие психологии в системе комплексного человекознания. – М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2012. – Ч. 2. – С. 620–623.
18. Русина Н.А. Психологический статус и адаптационные ресурсы
онкологических больных // Российский медико-биологический вестник им.
акад. И.П. Павлова. – 2012. – № 3. – С. 115–121.
19. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод
исследования личности: методическое руководство. – М.: МКЦ, 2010. – 75 с.
20. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология / Д.А.
Шкуренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 352 стр.
21. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические
заболевания / Г.М. Яковлев; под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2011. -
507 с.