Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших предпосылок развивающейся инновационной экономики различных стран
мира выступает устойчивое развитие методов оценки инновационных проектов предприятий,
2
регулирующих их инновационную среду. Каждая из фирм пытается найти свою нишу в этой
огромной сфере.
Инновационный менеджмент – это деятельность предприятия, содержащая техникоэкономическое, организационное и экономическое обоснование внедрение новаций для
улучшения деятельности организации.
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня наблюдается большой рост
конкуренции среди компаний на разных рынках, успех которых во многом обусловлен развитием
и внедрением новых инноваций, которыми нужно правильно управлять с помощью основ и
законов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент - это самостоятельная
экономическая наука, которая представляет собой одну из разновидностей функционального
менеджмента, объектом которого выступает инновационный процесс во всём своем
разнообразии.
Целью работы является рассмотрение теоретических основ формирования инновационных
проектов современных предприятий и оценки их эффективности на примере конкретного
предприятия.
В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
теоретическое обобщение и раскрытие понятия инноваций и основ формирования
инновационного проекта фирмы;
проведение оценки эффективности инновационного менеджмента;
анализ управления инновациями в ЗАО «Транзас технологии»;
определение приоритетных направлений по повышению эффективности реализуемых
проектов.
Объектом исследования выступают экономические отношения и условия, формирующие
содержание инновационной деятельности предприятий.
Предметом работы является оценка эффективности инновационного менеджмента компании.
В процессе написания работы были изучены и обобщены теоретические и практические
рекомендации таких отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области
инновационного менеджмента и инвестиций, как Ковалева В.В., Сергеева И.В., Кокурина Д.И. и
др., а также ресурсы Интернет.
1.Сущность инновационного процесса и его роль в системе управления
В системе управления современными компаниями все большее распространение получают
методы инновационного менеджмента, которые иным образом инициируют активность
интеллектуальных ресурсов бизнеса.
Как функциональная разновидность менеджмент инноваций может рассматриваться в качестве
комплекса специфических приемов и методов, обеспечивающих реализацию инновационных
проектов разнообразной направленности и масштабов.
Методы и принципы инновационного менеджмента, составляющие основу его методологии,
формируются с помощью особых правил и способов решения задач управления в проектах
3
инновационного типа. Это связано с наличием нетрадиционных для обычного бизнеса ролей
(исследователь, изобретатель, конструктор, инноватор-предприниматель) и специфичностью
проектной организации в инновациях.
Инновационный менеджмент на предприятии с широким продуктовым профилем и в
специализированных инновационных фирмах предлагается рассматривать не только с позиции
практической управленческой деятельности, но и с точки зрения научного знания.
Постепенно инновационный менеджмент выделяется в полноценное направление
экономической науки. В прикладном аспекте его рассматривают как методологический комплекс
(формы, принципы и методы управления (регламентации) процессами, деятельностью,
проектами инновационной направленности), главной целью которого является получение
инновационного продукта.
Методологические основы инновационного менеджмента базируются на следующих основных
элементах его системного восприятия.
1. Проблемы текущего состояния бизнеса.
2. Цели ИМ.
3. Задачи ИМ.
4. Циклы инновационного менеджмента и его функции.
5. Принципы инновационного менеджмента.
6. Этапы развития ИМ.
7. Состав управленческих процедур в ИМ.
8. Виды, формы ИМ и их классификация.
9. Инновационный менеджер и его роль в соответствующем процессе.
10. Методы и иные инструменты ИМ.
11. Стратегический аспект ИМ.
12. Методология принятия решений в ИМ.
Сущность и содержание инновационного менеджмента в его современной интерпретации
формируются также и на активном вариативном моделировании.
Среди специализированных моделей, помогающих вырабатывать результативные и эффективные
решения, различаются: математические, физические и аналоговые проработки.
Инновационный менеджмент руководствуется как рядом формальных правил и установок, так и
комплексом неформальных диспозиций, в том числе культурологического свойства.
Если общий корпоративный менеджмент разделяется на стратегический менеджмент и
операционный, то подобному же делению подлежит и менеджмент инноваций.
Стратегический контекст управления произрастает из корневых проблем компании, данный посыл
в последние десятилетия становится аксиоматическим и служит главной основой для развития. И
стратегическая бесперспективность многих направлений бизнеса становится все более очевидной
в отсутствии инноваций, поскольку проблема всегда лежит внутри управленческой парадигмы
бизнес-системы, а инициируется из внешней среды.
4
Исходя из данного посыла, и цели инновационного менеджмента также различаются по целям
инновационного менеджмента стратегического уровня и целям оперативного назначения.
Тактику (например, годовой продолжительности) мы в таком случае также относим к
оперативному уровню, который иногда именуют функциональным. Если стратегический контекст
менеджмента инноваций связан с разработкой и контроллингом стратегий роста, с целями
развития компании и непосредственно с инновационной стратегией, то функциональное
управление ориентировано в первую очередь на задачи исследований, разработки, производства,
испытаний и коммерциализации.
Второй подход к целям менеджмента инноваций состоит в том, что в принципе теория
управления базируется сегодня на двух основных концептуальных линиях.
Первая из них строится на парадигме сосредоточения руководства бизнеса на комплексной и
эффективной реализации процессов принятия решений в компаниях.
Вторая концепция ставит на первое место в управляемой системе человека, человеческий капитал
и его социализацию в деловой среде обитания. Эти две концепции весьма сложно
гармонизируются между собой, в чем также может состоять управленческое новшество.
Таким образом, основными целями и задачами инновационного менеджмента является
достижение установленного уровня продуктивности, масштабируемости бизнеса (или бизнесединиц) в его инновационной составляющей, а также удовлетворенность персонала, занятого в
инновационных процессах и проектах. В результате формулируется основная практическая цель
инновационного менеджмента, ведущая к стратегическому успеху за счет временной «форы» в
конкурентной среде глобального рынка.
2. Нововведение как объект инновационного менеджмента
Для того, чтобы оценить эффективность нововведения, необходимо осущест
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анискин Ю. П. Управление инновациями: Учебное пособие, изд. 5-е. – М.: Ретроспектива,
2013. – 452 с.
2. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
3. Вавилов С. К. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных
проектов. – М.: Экономика, 2015. – 471 с.
4. Гунин В.Н. Управление инновациями. – М.: Инфра-М, 2010. – 272 с.
5. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 288 с.
6. Зейдель Х., Теммен Р. Управление инвестициями./ пер. с нем. – М.: Финансы и статистика,
2010. – 462 с.
7. Ильденков С.В. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2012. – 200 с.
8. Истомин П. А. Инвестиции: направления и перспективы: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ,
2013. – 312 с.
5
9. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М: Финансы и статистика, 2011.
– 382 с.
10. Маленков Ю. А. Новые методы инновационного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2014. –
239 с.
11. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2013.
– 284 с.
12. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект,
2015. – 343 с.
13. Харрисон Г. С. Оценка инновационного потенциала промышленности./ Пер. с англ. – М.:
Дека, 2014. – 359 с.
14. Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2014. – 612 с.
15. Черняк В. З. Управление инвестиционными проектами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 245 с.
16. Юдинова Г. М., Крапоткина В. С. Методы оценки инвестиционных проектов на уровне
предприятий: Практическое пособие. – Саранск: Красная книга, 2014. – 264 с.
17. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
18. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный
ресурс]. Доступ через http://www.innoros.ru/news/regions
19. ЗАО «ТРАНЗАС ТЕХНОЛОГИИ» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.transas.ru/. cвободный.-Загл. с экрана
20. База данных Контрагент [Электронный ресурс]: http://www.k-agent.ru/search-of-companies