Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социология представляет собой науку об обществе, составляющих его системах, особенностях
функционирования общества. Это наука о социальных общностях, отношениях и социальных
институтах.
Очень важно понимать сложные способы, при помощи которых течет социальная жизнь в
современном мире. Также важно понимать перемены в социуме и их причины.
Социальная структура социума – это общность связей и взаимоотношений, в которые вступают
между собой группы в социуме. Это экономические, социальные, политические и духовные
взаимосвязи.
На сегодня общество владеет информацией о том, что происходит в мире. Но одновременно с
этим человечество не способно осознанно анализировать свое поведение. Социум наблюдает за
этим спектаклем, который происходит на сцене, но не видим само себя. Человек не понимает,
насколько он действительно осознает свою жизнь. Он не понимает, как он упустил самого себя,
насколько его желания и поступки определяются именно им. И что увлекает его самого, человек
также перестал чувствовать.
Ежедневно, пролистывая газету, новости в социальных сетях, человек сталкивается с тысячами
событий, которые происходят во всем мире. Он является наблюдателем гражданских войн,
забастовок, терактов, принимает участие в выборах. Он может относиться к таким событиям
холодно. А может сделать их частью своей жизни. Но нельзя отрицать, что влияние этих событий
на все общество носит глобальный характер [11].
Так, человек, просыпаясь, идет в душ, варит и пьет кофе, сонно пролистывает новостные ленты
или включает телевизор. После он собирается по своим делам, как будто забывая все, что узнал за
завтраком о терактах или других событиях в мире. Общество, прежде всего, занято жизнью.
Дело в том, что каждый человек хотел бы быть сценаристом именно своей жизни. Каждый хотел
бы написать свой сценарий и быть главным героем в своей жизни. Но в итоге получается, что
каждый ищет только места, согласно купленным билетам. То, что человек услышал за завтраком,
не забыто – оно повлияло на сознание.
Естественно, что термин «спекталь» - это метафора. Но каждому известно чувство нереальности
окружающего, когда все становится как будто фильмом и человек не осознает свое тело, жизнь.
4
Таким образом, что ранее переживалось и проживалось человеком в реальности, сейчас обрело
форму дистанцированности и переживается в игровой форме. Интересно разобраться в причинах
этого процесса.
В 1968-м году Ги Дебор опубликовал свою самую известную работу «Общество спектакля», где он
говорит о важных тенденциях, которые происходят в социуме. Автор говорит, что спектакль – это
итог общества и проект производственного способа.
Ги-Эрнест Дебор (1931-1994, Франция) – социолог, философ, который представляет
исключительно одиозную фигуру в мысли социологии второй половины прошлого столетия.
Философ ставит вопрос культуры как острый. Культура отождествляется им с формами
социального отчуждения, которые преобладали в социуме. Потому они отрицались полностью.
Целью данной работы является рассмотрение критической социологии Г. Дебора.
Задачи:
1) Описание взаимосвязт теории Ги Дебора с теориями Маркса, Лиотара и Бодрийяра;
2) Анализ теории «общества спектакля» Дебора;
3) Характеристика концепции культуры и системы знаний по Дебору;
4) Рассмотрение взглядов Дебора с современной точки зрения.
Объект исследования – специфика критической социологии Ги Дебора. Предмет исследования –
особенности проявления «общества спектакля» в современном мире. Работа включает в себя
введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Основные идеи концепции Ги Дебора
1.1 Теория Ги Дебора и концепция К. Маркса: общее и различное
Теория Ги Дебора создавалась на основе теоретических воззрений разных авторов. Более всего на
идеи Дебора повлияли концепции К. Маркса. В своих произведениях Г. Дебор базируется на
теории Маркса общественно-экономических формаций, историю и теорию классовых
антагонизмов.
Ги Дебор соглашается с Марксом в том, что обществу нужно было пройти через границу
первобытного строя, миновать рабовладельческое общество, феодальное и экономические
формации, чтобы на капиталистическом этапе было возможно уничтожить несправедливые
социальные отношения. Это функция революционного класса – пролетариата. Но Ги Дебор,
соглашаясь с Марксом в данной теме, говорит об одном отличии: «Вся теоретическая
недостаточность научной защиты пролетарской революции может быть сведена, как по
содержанию, так и по форме изложения, к отождествлению пролетариата с буржуазией с точки
зрения революционного захвата власти. Линейная схема упускает из виду, прежде всего, то, что
буржуазия является единственным революционным классом, оставшимся непобежденным, и в то
же время она – единственный класс, для которого развитие экономики стало причиной и
следствием ее господства над обществом» [7,c.55].
5
Дебор говорит о том, что благодаря двум классам – пролетариату и буржуазии – может произойти
революция в истории. Власть принадлежала буржуазии по тем причинам, что буржуазия была
классом развивающейся экономики. Пролетариат может сам стать властью, только если у него
будет сознание классов, поскольку никакая идеология не может помочь ему в этом, чтобы скрыть
частные цели за общими.
На сегодняшний день пролетариат представляет собой масштабное число трудящихся, которые
утратили власть распоряжаться своей же жизнью. Дебор и Маркс видят социум как общность
экономических (только товарно-денежных) отношений.
1.2 Концепция Ги Дебора и теория Э. Фромма: общее
Тема отчуждения, которая характерна для Маркса, расширяется и уточняется у Дебора. Последний
утверждает отдаленность личности от итога своей деятельности и людей друг от друга. Здесь
можно разглядеть пересечение идей Ги Дебора с некоторыми проблемами, рассматривающихся
Э. Фроммом. На основе модели Фрейда Э. Фромм классифицировал оборонительную
(доброкачественную) и злокачественную агрессии. Последняя является устойчивой в условиях
современности и может инициировать чувство удовлетворения и даже удовольствия у тех, кто
мучает или лишает кого-то жизни [17]. И это – биосоциальный феномен, который сформировался
в итоге коммуникации потребностей человека с условиями общества. Будучи встроенными в
структуру личности, потребности могут быть рациональными (например, любовь) или
иррациональными (например, жадность, ненависть). Одна из приоритетных «страстей» (Фромм) –
это наклонность человека к поведению деструктивного характера, так как многим людям
характерно время от времени искать возможности и поводы для разрядки своей энергии
деструктивного характера, которая накапливается в подсознании со временем.
Важное значение для теории Дебора имеет и выведенная в теории Фромма дихотомия «иметь
или быть». В современном социуме, говорит Фромм, приоритетным является обладание перед
бытием. Так же полагает и Дебор, оценивая экономику социума спектакля как «вещь в себе»,
которая работает только на саму себя. Развивая идеи Фромма, Дебор говорит о том, что
современный социум предпочитает даже не «иметь», а «делать вид», что обладает, дополняя
противопоставление Фромма виртуализированным итогом.
1.3 Концепция Г. Дебора и теории Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Бодрийяра
Общность теории Дебора с другими теоретиками постмодернизма также имеет смысл, поскольку
одинаков стиль изложения и метод формирования концепции общества спектакля наглядно об
этом говорят. Часто теорию Дебора сравнивают с теорией Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Бодрийяра. Но здесь
следует сказать о влиянии эпохи и атмосферы, а не о заимствовании идей конкретных
мыслителей. По временной линии произведения Лиотара, Бодрийяра и Ги Дебора появились
почти в одно время [4, 5]. Поэтому, теория Ги Дебора – это одна версия фрейдо-марксизма, но он
более драматургический, так как центральное место в нем принадлежит термину «спектакль».
1.4 Общие идеи и принципы «Общества спектакля»
«Общество спектакля» Ги Дебора – это произведение, в которое автор переосмысливает
современный социум. Этот социум – это социум спектакля. В нем политическая, экономическая,
культурная жизнь – это увлекательное представление на сцене огромного театра как
художественное опосредование жизни в обществе.
6
Как и другие творения эпохи постмодернизма, работа «Общество спектакля» - это большой и
неструктурированный поток информации. Структура произведения содержит в себе огромное
количество высказываний, каждое из которых представляет собой «кусок», «бит» информации,
который не связан со следующим или предыдущим блоком. Это и составляет определенную
трудность в интерпретации единой концепции Ги Дебора.
Произведение Дебора – это попытка автора дать бесчисленное число определений термину
«спектакль»: «Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства,
проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось
непосредственно, теперь отстраняется в представление» [7,c.23].
Действительность – это образы, которые отслаиваются от каждого уровня природы и социума, они
интегрируются в общее движение, где нельзя разглядеть общность жизни. То есть
действительность, рассмотреть которую возможно только синкретно, есть интегрированное
единство псевдо мира, который якобы существует, но его нельзя созерцать: «Спектакль вообще,
как
Фрагмент для ознакомления
3
1) Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.
2) Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. -
М., 1997.
3) Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
4) Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. - Минск, 1996.
5) Бодрийяр Ж. Соблазн. - М., 2000.
7
6) Воробьева А.В. Текст или реальность: постструктурализм в социологии знания //
Социологический журнал. - 2001. - №1.
7) Дебор Г.-Э. Общество спектакля. - М., 2000.
8) Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция одного научного
мифа. - М., 1998.
9) Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.
10) Ильин В. И. Показное потребление [Электронный ресурс] / В. И. Ильин. – Режим доступа:
http://www.consumers.narod.ru/book/pokaznoe.html (дата обращения: 09.11.2019).
11) Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер с
англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2015. – 608 с.
12) Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. – СПб., 2003.
13) Кристева Ю. От одной идентичности к другой // От Я к Другому: Сб. переводов по
проблемам интерсубъективности, коммуникация, диалога. - Минск, 1997.
14) Мещерякова Л.Ю. Неклассические социологические теории. - М., 2003.
15) Мещерякова Л.Ю. «Весь мир – театр»: субъект и дискурсивная практика как метод
социального познания // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2001. - №2.
16) Родрик, Д. Парадокс глобализации: демократия и будущее мировой экономики / Д.
Родрик. – М.: Институт Гайдара, 2014. – 576 c.
17) Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996.
18) Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.
19) Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы». - СПб., 1997.