Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Функция координации усилий людей для достижения целей и задач посредством эффективного и
действенного использования ресурсов называется управлением. Управление включает
планирование, организацию, подбор кадров, руководство и контроль для достижения желаемых
целей. Ресурсное обеспечение включает в себя сбалансированное управление человеческими
ресурсами, финансовыми, технологическими и природными ресурсами. Все ресурсы ограничены
по своей природе. Стратегия очень важна для организации из-за ограниченности ресурсов.
Для того чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке,
фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии – стратегическими
менеджерами. Их задача –обеспечение деятельности всей организации по определенному
направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от
функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса
(кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают
уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.
Целью курсовой работы выступает обоснование важности формирования компетенций
стратегического руководства в процессе подготовки менеджеров.
Предметом является содержание функций стратегического руководства в соответствии с проектом
паспорта профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией».
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность стратегического планирования;
- сформулировать основные требования к стратегическому менеджеру;
- рассмотреть процесс формирования и развития компетенций стратегического управления;
- проанализировать стратегическое планирование в реальном управлении.
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и система стратегического планирования
В настоящее время, в условиях рыночной экономики на предприятиях большое значение
придается задачам стратегического планирования, без которого невозможна их эффективная
работа, поскольку оно служит основой системы управления.
Обратимся к понятию «планирование», включающее в себя постановку целей и методы их
достижения. На предприятии планирование осуществляется по следующим направлениям:
производство; сбыт; финансы; закупки.
Все направления и этапы взаимосвязаны между собой. Планирование на предприятии включает в
себя следующие этапы [4]:
1. Постановка общих целей;
5
2. Установление четких, детальных целей на определенный небольшой период времени;
3. Поиск путей и средств их достижения;
4. Контроль за достижением поставленных целей, с помощью сравнения фактических и плановых
показателей.
Составление плана всегда основывается на данных прошлого, однако, целью планирования
является определение и контроль развития организации в будущем. Из этого следует, что в
основе надежности планирования лежит правильность и точность бухгалтерских расчетов
прошлых периодов. Каждое составление плана основывается на неполных сведениях. Во многом,
качество планирования предприятия зависит от уровня квалификации работников, то есть на
предприятиях с высококвалифицированными сотрудниками качество планирования будет
намного выше.
Стратегия – это подробный многосторонний комплексный план, который разрабатывается с точки
зрения перспектив всего предприятия, а не отдельного индивида [8]. Однако, очень редко, но всетаки встречаются случаи, когда генеральный директор может сочетать стратегию предприятия и
свои личные планы. В основе стратегии лежит разработка аргументированных планов и мер
достижения поставленных целей, учитывающих производственно-сбытовые нужды предприятия и
его научно-технический потенциал.
Стоит отметить, что термин «стратегическое управление» и «стратегическое планирование» это не
одно и тоже, хотя зачастую многие используют их именно как синонимы. Стратегическое
управление включает в себя [6]: стратегическое планирование; стратегический контроль;
осуществление выбранной стратегии (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды управленческой деятельности, в рамках процесса стратегического планирования
Стратегическое управление включает в себя следующие этапы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Процессы стратегического управления
Отсюда можно сделать вывод, что стратегическое планирование стоит исследовать как основной
элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование – это инструмент, при помощи которого происходит формирование
системы целей функционирования организации и объединение усилий всех сотрудников для ее
достижения [9].
Решения и действия, которые принимаются руководством, ведущие к разработке стратегий,
которые предназначены для достижения предприятий своих целей – это стратегическое
планирование [2]. Его основной задачей является организационные изменения и внедрение
инноваций, необходимых для функционирования организаций.
6
Понятие «стратегическое планирование» появилось в практике западного менеджмента
предприятий в шестидесятые годы двадцатого века.
За границей методологическую и теоретическую основу стратегического планирования
исследовали множество ученых, например, М. Портер, Ф. Абраме, А. Томпсон, К. Эндрюс и др. [5].
В 70-е годы наблюдался некий застой в развитии стратегического планирования предприятия,
после
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.В. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления предприятием
/ Евразийский Научный Журнал. – 2015. – №12 (декабрь). URL:
http://journalpro.ru/archive/evraziyskiy-nauchnyyzhurnal-12/ (дата обращения 17.05.2018);
2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова,
С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
3. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный
анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский
учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия Учебное пособие / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2012. –
422 с
5. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 256 с.;
6. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учебник и практикум / В. А. Горемыкин. — 9-е
изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 857 с.;
7. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического
бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. — 176 с.;
8. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.
А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 463 с.;
9. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / М. Н.
Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 145 с.;
10. Гребенников А.А. Разработка стратегического плана развития предприятия //Справочник
экономиста. № 10. 2017. 59 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент, М., ИНФРА-М, 2014, 576 с.
12. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие. М.:
Изд-во “Финпресс”, 2010. 192 с.
7
13. Попов С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для бакалавриата и
магистратуры. М.: Издательство “Юрайт”, 2018, 463 с.
14. Стратегический менеджмент организации/ под ред. А.В. Бандурина, Б.А. Чуб. М. , 2010, 232 с.
15. Старшинова Т.А., Перепелица Н.М. О классификации стратегий предприятий // Вестник
Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление», 2016. №1. С. 134–
140.