- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Префиксальный глагол
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Русский язык
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Префиксальный глагол"?54 страницы
142 источника
Добавлена 31.07.2020 Опубликовано: stuservice
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Слово как основная единица лексикосемантической системы языка 8
1.1 Глагол как часть речи и семантическая структура слова как сложное системное единство 8
1.2 Вид глагола и лексико-семантический вариант как часть совокупности семем одной лексемы 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Семантика глагола «работать» и ее отражение в парадигматике 23
2.1 Глагол «работать» в лексикографической практике 23
2.2 Приставочный способ глагола «работать» 26
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Библиография 44
Фрагмент для ознакомления 2
Развитие современной лингвистики характеризуется пристальным вниманием лингвистов к вопросам семантической структуры слова, систематическому изучению различных уровней языка, в том числе словарного запаса.
Непрекращающийся интерес к лексической семантике привел лингвистов к осознанию необходимости комплексного подхода к изучению семантических явлений. В современных исследованиях, описывающих лексическую семантику, лексико-семантический уровень языка представлен как система, состоящая из элементов элементов. Системные отношения предполагают выявление взаимодействия и взаимозависимости отдельных элементов этой системы.
Являясь основным элементом лексической системы, слово, в свою очередь, представляет собой довольно сложную семантическую структуру, которая определяет сложность лексической системы в целом. Сложность лексико-семантической системы, как с точки зрения отражения в ней экстралингвистической реальности, денотативных связей ее единиц, так и с точки зрения ее организации и структуры, внутриязыковых отношений, привела к описанию этой системы. в разных аспектах. В частности, большое внимание уделяется аспекту семантики слов.
Слово, будучи связанным со всеми другими элементами языка, раскрывает свою сущность только в рамках всей своей лексико-семантической системы. Академик В. В. Виноградов писал об этом в свое время: «Семантическая сущность слова не ограничивается его значениями. Слово по большей части содержит указание на сложную последовательность слов и значений. Он насыщен отражениями других частей языковой системы, выражая отношения к другим словам, относительным или связанным с его значениями. »
Актуальность темы. Проблема системности русского словаря остается одной из важнейших в русской лингвистике и постоянно находится в центре научных интересов как отдельных ученых, так и творческих коллективов.
Описание лексической системы русского языка необходимо как с точки зрения теоретического понимания этой сложной проблемы, так и для практических целей. Без ее решения многие теоретические и практические вопросы остаются без ответа.
Нет полного описания лексической системы русского языка, хотя некоторые ее разделы изучены достаточно подробно. В настоящее время лексическая система изучается, как правило, путем описания лексико-семантических групп [ЛСГ].
Вопросы анализа и описания семантики глаголов имеют особое значение для лексикологии и лексикографии. Большая часть глагольного словаря объединена в лексико-семантические группы по сходству номинативной семантики, что было отмечено в ряде работ И. А. Стернина и 3. Попова И.П. Слесарева, Д.Н. Шмелева.
Предметом пристального внимания многих ученых была словесная совместимость. Вопрос о совместимости глагола в той или иной степени и с разных точек зрения решается в работах таких известных русских лингвистов, как В. Г. Адмони, Ю.Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Л. М. Васильев, Г. Гак и другие.
В то же время продолжаются углубленные исследования различных ЛСГ русских глаголов в определенных аспектах: парадигма В.Л. Ибрагимова, Л.Ф. Клеопатрова, А.П. Чудинов и др., Лексико-семантический А.А. Кретов, Т. В. Шмелева и др., Синтаксический В.Н. Ерхов В.Ю. Копров В.В. Логвинова, А.П. Чудинов и другие. Словесный словарь отражает разнообразие ситуаций реальности, которые человек обобщил в нескольких логических категориях, наиболее объемными из которых являются «бытие» и «деятельность». Глаголы деятельности, по общему признанию многих исследователей Н. Г. Арзуманов, JI. В. Беляева, Т. А. Кильдибекова, Г. Г. Соколова и др. Являются одними из самых многочисленных полей русских глаголов. Ядром этого поля являются абстрактные процедурные глаголы со значением «работать».
Глаголы трудовой деятельности были предметом лингвистических исследований в течение многих лет, однако, если ранее опыт обращения с этими глаголами был фрагментарным, то с 80-х годов исследования в этой области лингвистики стали систематическими.
Несмотря на столь широкие исследования исследователей, посвященные глаголам деятельности, ядро сферы деятельности, а точнее, абстрактные процедурные глаголы со значением «работать», изуче¬но недостаточно.
В данной работе предпринимается попытка анализа системных отношений небольшого участка лексической системы русского языка, в центре которого находится глагол «работать» в его основном, наибо¬лее абстрактном значении «заниматься каким-либо делом, применяя свой труд; трудиться».
Вместе с тем рамки исследования позволяют остановиться на наиболее значимых отношениях глагола «работать» в системе языка, а именно: синтагматических и парадигматических. Парадигматические связи дают возможность определить более или менее точно круг слов, составляющих ЛСГ и в некотором роде про-гнозировать синтагматические отношения исследуемых слов, так как многое определяется их частеречной принадлежностью.
Синтагмати¬ка, являясь продолжением парадигматических отношений, не только конкретизирует значение исследуемых слов, но и демонстрирует межчастеречные связи.
Таким образом, опираясь на накопленный опыт в изучении сис-темной организации русской лексики, представляется актуальным осуществить анализ системных связей одного из наиболее употреби-тельных слов русского языка - глагола «работать» - базового глагола лексико-семантической группы глаголов трудовой деятельности.
Материалом исследования послужили данные толковых слова-рей современного русского литературного языка: Словаря современ-ного русского литературного языка в 17 томах [БАС], Словаря рус-ского языка в 4 томах [МАС], Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова [СУ], Словаря русского языка С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой [СО], а также Словаря сочетаемости слов русского языка под редакцией П.Н.Денисова и В.В.Морковкина [СССРЯ], Словаря синонимов русского языка в 2 томах и Словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений П.А.Абрамова.
Критерием отбора глаголов для исследования их семантики в свете парадигматических отношений служили толкования их значе-ний, представленные в БАС, МАС, СУ, СО и СССРЯ, и, прежде все-го, содержание базового глагола в данных толкованиях или тех гла-голов, через которые толкуется значение базового глагола, что может опосредованно свидетельствовать о присутствии в семантической структуре исследуемых глаголов семы «работать».
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования яв¬ляется изучение семантической структуры глагола «работать» в его лексико-семантическом варианте «заниматься каким-либо делом, применяя свой труд; трудиться», описание парадигматиче¬ских и синтагматических связей исследуемого глагола в пределах семантического объединения глаголов, близких ему по значению.
В соответствии с поставленной целью предусматривается реше-ние следующих задач:
- рассмотреть глагол как часть речи и уточнить семантическую структуру ЛСВ «заниматься каким-либо делом, применяя свой труд; трудиться»;
- описать виды глаголов и выявить различия в содержании и объемах ЛСВ глагола «работать», зафиксированные дефинициями разных толковых словарей, и определить причины таких различий, опираясь на семантическую структуру лексемы;
- проследить связи ЛСВ-1 глагола «работать» на синтагматическом уровне.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем анализ системных отношений в лексике осуществлен посредством описания роли и места в лексической системе конкретных элементов.
Объектом изучения является наиболее частотный в современном рус¬ском языке глагол «работать», в частности наиболее абстрактное и стержневое его значение «заниматься каким-либо делом, применяя свой труд; трудиться», которое не получило достаточно полного описания до настоящего времени. Исследование обращается к инди¬видуальным особенностям семантической структуры глагола «работать», на основе общих закономерностей выявляет конкретные связи данного глагола в парадигматике, указывает на их своеобразие и сложные соотношения, обусловленные семантической структурой исследуемых глаголов. В отличие от ши-роко распространенного наблюдения каузативных глаголов, наше ис¬следование обращается к таким мало изученным семантическим при¬знакам абстрактных глаголов действия, как количественная и качест¬венная характеристика трудового процесса, выражающимся как соб¬ственно семемой, рассматривает их в динамике системных взаимоотношений.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы при создании методических разработок по анализу семантической структуры глаголов и их парадигматических, и синтаксических свя-зей, для лекционных и практических занятий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Слово как основная единица лексико¬семантической системы языка
1.1 Глагол как часть речи и семантическая структура слова как сложное сис¬темное единство
Хотелось бы отметить, что глагол - самая сложная и самая емкая часть речи на русском языке, обозначающая действие как процесс. Понятие процесса в грамматике мыслится обобщенно и включает в себя деятельность, работу (строить), движение (шаг), состояние (радоваться), становление (становиться), восприятие (слышать) мыслить (понимать) и т. д.
Смысл действия как процесса в глаголе выражается категориями: вида - отношением действия к его внутреннему пределу (решать); настроения - по отношению действия к реальности (я решаю); время - по отношению действия к моменту речи (я решаю - я решил - я решу); залог - отношением действия к субъекту и объекту (я решаю проблему - проблема решается мной); лица - по отношению действия к предмету (решить - решить - решить). Формы глагола имеют значения числа и пола.
Действия также могут быть выражены словесными существительными: косить, бегать, говорить. В отличие от глаголов, такие существительные выражают объективированное действие, которое характеризуется грамматическими значениями пола, числа и падежа. Таким образом, косить словоформы имеет общее грамматическое значение объективности, реализованное в значениях женского, единственного числа, именительного падежа, и косит словоформы - общее грамматическое значение действия как процесса, выраженное в значениях несовершенный вид, показательное настроение, настоящее время, настоящий голос, третье лицо, единственное число.
Глагол меняет настроения, времена, лица, числа и пол. Такое изменение называется сопряжением (в широком смысле этого слова). Сопряженным формам глагола противостоят несопряженные формы: инфинитив, причастие и причастие. Инфинитив и причастие не имеют флективных форм, а причастие моделируется после прилагательного.
Категории типа и залога являются общими для всех форм глаголов, категории настроения, времени и личности только сопряжены (у категории времени в настоящем и прошедшем временах есть причастия), категория числа относится ко всем формам глагола, кроме инфинитива и причастие, гендерная категория относится только к прошедшим временам, сослагательному наклонению и причастиям. Все морфологические признаки глагола взаимосвязаны.
Основной синтаксической функцией глагола в предложении является простой предикат глагола. Функция предиката - сопряженная форма глагола. Несопряженные формы глагола обычно выполняют другие функции в предложении. Таким образом, инфинитив может выступать в качестве любого члена предложения, основная функция причастия - это определение, причастие - это обстоятельство.
Глагол управляет косвенными падежами имени и может быть определен наречием.
Таким образом, глагол называется значимой частью речи, которая включает в себя слова, которые имеют общее грамматическое значение действия как процесса, выражая это значение в формах формы, настроения, времени, голоса, лица и фигурируя в предложении как предикат простого глагола (сопряженные формы), любой член (инфинитив), определения (причастие), обстоятельства (причастие).
Далее в главе рассмотрим более подробно обозначения элементарного смысла, в котором будут равнозначно использоваться все термины. В настоящее время в структурном подходе к лексическому зна¬чению наметилось несколько направлений.
Для первого направления характерно представление лексиче-ского значения как однородного явления, все семантические компо-ненты которого одной степени сложности. По мнению исследовате-лей, придерживающихся такой точки зрения, все лексические значе-ния членятся сразу на предельно малые семантические компоненты - атомарные семы [56:41; 8:98-117].
При аспектном подходе к лексическому значению слова в зна-чении вычленяются разные аспекты [стороны, слои, типы информа-ции, конституирующие факторы лексического значения и так далее], отражающие разные стороны значения: сигнификативный, денота-тивный, лексический, грамматический, коннотативный, оценочный, структурный, синтагматический, культурно¬исторический, идеологический, этический, эстетический и другие [159:41]. Для этого подхода характерно неразличение понятий «ас¬пект значения» и «компонент значения» [159:40-41].
В этом вопросе наши взгляды ближе к направлению, сложивше-муся на основе научных изысканий И.В.Арнольд и Е.Л.Гинзбурга, которые считали, что лексическое значение неоднородно и «семанти-ческие блоки» разного уровня иерархии, выделяющиеся в лексиче-ском значении, отражают различный характер информации, в то же время в составе макрокомпонентов, определяющих основную специ-фику семантики слова, выделяются микрокомпоненты - семы [13;61]. Сема в нашем исследовании понимается как семантический компо-нент, отражающий конкретные признаки обозначенного словом явле-ния [159:44].
В отечественном языкознании существует несколько классифи-каций сем. В.Г. Гак выделяет архисемы, дифференциальные, по-тенциальные, описательные и относительные семы [53:5-24].
И.В.Арнольд дает более подробную классификацию сем: экстралин- гвистические и лингвистически обусловленные, потенциальные и ак¬туализированные, скрытые и импликациональные, архисемы, классе- мы и дифференциальные семы, гипосемы и гиперсемы, терминологи¬ческие и нетерминологические, узуальные и окказиональные, разре¬шающие и запрещающие семы [14:10-14]. О.Н.Селиверстова подраз¬деляет семантические признаки на индивидуальные и избыточные [136:130]. У Д.Н.Шмелева находим дифференциальные, интегральные и категориальные семы [181:153-155].
Наиболее детальную классификацию сем разработали Л.М.Васильев [37; 39; 41] и Р.М.Гайсина [50;51]. Однако ни одна из классификаций не покрывает всего многообразия сем, проявляющих-ся в коммуникативных актах [68:237; 125; 159:55].
Типологизация сем в нашей работе близка той, которую пред-ложил И.А.Стернин [159]. Мы считаем, что семантика слова склады-вается из семантических признаков разной степени обобщенности, так как в ней можно разграничить конкретное содержание, свойст-венное индивидуальному словесному знаку, категориально семантическое содержание, присущее семантическим категориям слов, и грамматическое, свойственное самым крупным в языке клас-сам слов. Таким образом, семантика лексемы оказывается разделен-ной на две части: особую, принадлежащую данному индивидуально-му слову, и общую, принадлежащую всему данному разряду слов и выступающему в каждом отдельном слове как некоторая «категори-альная оболочка», в которой заключается особая, индивидуальная часть семантики слова [149:153].
К особой, принадлежащей данному индивидуальному слову час¬ти семантики слова относят денотативный, коннотативный и функ-ционально-стилистический компоненты [159:42-43].
Денотативное значение является первым языковым знаком об-раза предмета, явления реальной действительности. Особенность и важное место денотативного компонента, по словам М.М.Копыленко и З.Д. Поповой, состоит в том, что он лежит в основе лексической системы, служит ее фундаментом, осуществляя прямую связь с об-разами денотатов в мыслительной деятельности человека. Денота-тивный компонент в каждой полисемичной лексеме опознается без обязательного контекста или сочетаемости, благодаря опоре на экстралингвистические реалии [97:50-51].
Коннотативное значение слова - явление неоднородное. Конно-тация, являясь частью системного значения слова, представляет со-бой дополнительную информацию о понятии, связанную с характери-стикой ситуации общения, участников акта общения, а также отно-шения к предмету речи. Мы согласны с И.П.Слесаревой, которая считает правомерность включения коннотативных компонентов в лексическое значение слова оправданной тем, что именно этой сто-роной своего содержания слово воздействует на человека, определяя во многом восприятие предметно-логического содержания слова [141:16].
Не менее важно, по нашему мнению, в системных оппозициях, являющихся основным инструментом обнаружения компонентов в значении знака, выделять оценочный, стилистический, экспрессив-ный, эмоциональный компоненты. Они присутствуют в большинстве слов и могут быть представлены «положительно» или «отрицательно» [158:99]. Оценочный компонент значения знака - это одобрительная или неодобрительная оценка, заключенная в значении слова. По сво¬ему оценочному компоненту слова могут вступать в антонимические отношения, но не все члены антонимического ряда имеют оценоч¬ный компонент. Эмоциональный компонент в значении слова спо¬собствует выражению чувства говорящего, его отношения к ситуации речи. Эмоциональный компонент - величина не постоянная, он мо¬жет меняться в зависимости от цели высказывания.
Как нам представляется, эмоциональный и оценочный компо-ненты в структуре значения тесно связаны и иногда их трудно раз-граничить. Оба компонента в словарях фиксируются одними и теми же пометами - «бран.», «недобр.», «презр.», «шутл.», «ирон.» и так далее. В то время как оценка может сопровождаться эмоциональным нулевым компонентом, эмоциональный компонент не может появить-ся в слове без оценки, ибо любая эмоция носит оценочный характер, хотя не всякая оценка обязательно эмоциональна [178:18].
Под экспрессивным компонентом значения в нашей работе по-нимается выражение словом усиления признаков, входящих в денота-тивный компонент значения. Экспрессия может быть компонентом системного значения слова, элементом его коннотации, а может быть и речевой, то есть возникать под влиянием совокупности различных факторов - синтаксической конструкции, звуковых и морфологиче-ских ассоциаций, рифмы, интонации и так далее [182:335]. Систем-ный экспрессивный компонент значения находит отражение в сло-варных пометах «усилит.», «эмоц.-усилит.», «уничижит.» и других. Функционально-стилистический компонент, в отличие от названных, не характеризует предмет, а несет информацию о ситуации, в кото-рой протекает речевой акт [формальная, неформальная, устная, офи-циальная и другие]. Функционально-стилистическая информация возникает в результате того, что обобщенные признаки тех или иных контекстов «отпечатлеваются» в сознании данного лица как призна¬ки самого слова. Слово «перенимает» неязыковые признаки тех кон-текстов, в которых оно встречается говорящим на литературном язы-ке [126:73].
В функционально-стилистический макрокомпо
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абрамов В.П. Выражение передачи глаголами, смежными с классом глаголов передачи // Лингвистическая семантика и логика. - М.: Наука, 1983. - С. 43-57
2. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - Изд-е 5-е, исправл. и дополн. - М.: Русские словари, -С. 502
3. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материа-лизме. - М.: Мысль, 1974. - 70 с.
4. Адмони В.Г. Синтаксическая семантика - это семантика синтаксических структур // Проблемы синтаксической семантики. Мат-лы научн. конфер. - М.: Изд-во МГУ. - 1976. - С. 5- 10.
5. Алекторова Л.П. Разграничения значений полисемантических глаголов на основе анализа их сочетаемости // Современная русская лексикография. - Л.: Наука, 1979. - С. 85-95.
6. Апресян Ю.Д. Проблемы синонима // ВЯ, 1957. - № 6. - С.75-91.
7. Апресян Ю.Д. О понятиях и методах структурной лексикологии // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1962. - С. 43-67.
8. Апресян Ю.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1963. - С. 98-177.
9. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика / Синонимические средства языка /. - М.: Наука , 1974. - 367 с.
10. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика / Синонимические средства языка / 2-е изд-е, М.: Школа «Языки русской культуры», РАН, 1995. - 767 с.
11. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», РАН, 1995. - 767 с.
12. Арзуманова Н.Г. Взаимодействие лексико-семантической группы со значением «бить», «ударять» с глаголами других семантических классов // Северо-русские говоры. - JL, 1984. - С. 17-31.
13. Арнольд И.В. Семантическая структура слов в современном английском языке и методика ее исследования. - Л., 1966. - 51 с.
14. Арнольд И.В. Потенциальные и скрытые семы и их актуализация в английском художественном тексте // ИЯШ, 1979. - № 5. - С. 10 - 14.
15. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М., 1976.
16. Арутюнова Н.Д. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. - М., 1980. - 321 с.
17. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М., 1980. -
С. 182-183.
18. Атрощенко А.Д. Синтаксическая сочетаемость глаголов действия в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1967. - 21 с.
19. Атрощенко А.Д. О изучении сочетаемости глаголов действия / на материале произведений А.П.Гайдара и других советских писателей /. - Уч. записки / Горьковск. пед. ин-т. - 1986. Вып. III. - С. 95-103.
20. Афанасьева Н.Д. Синтаксическая характеристика глаголов «уменьшения» // Грамматические и лексико - семантические исследования в синхронии и диахронии. - Калинин, 1974. - С. 61-77.
21. Афанасьева Р.П. Семантико-грамматические классы русского гла¬гола /к проблеме взаимодействия грамматики и семантики/: Дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 1978. - 150 с.
22. Ахманова О.С. и др. Основы компонентного анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 98 с.
23. Бабенко JI.Г. Функциональный анализ глаголов говорения, интеллектуальной деятельности / на материале художественной речи А.Платонова /: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов/Д, 1980 - 22 с.
24. Балашова Л.В. Строение лексико-семантической группы глаголов существования [о живом]: К вопросу о влиянии социальных факторов на ее структуру // Язык и общество. - Саратов, 1982. - С. 32-41.
25. Бахмутов К.И. Лексико-грамматическая сочетаемость и смысловые связи внутри одной из глагольных групп физического действия // Вопросы славянского языка. - Саратов: Знание, 1968. - С. 150-159.
26. Белецкий A.A. Задачи дальнейшего сравнительно-исторического изучения языков //ВЯ, 1955. - № 2. - С. 19.
27. Беляева Л.В. Семантическая структура глагола «работать» в текстах драматических произведений А.П.Чехова. - Л.: Ленингр. пед. ин-т. - 1987. - 14 с.
28. Бережан С.Г. К семасиологической интерпретации явления синонимии / Лексическая синонимия /. - М.: Наука, 1967. - С. 43-56.
29. Благова Н.Г. О функционировании глаголов речи в книжно-славянском типе языка [на материале Киевской псалтыри] // Вопросы семантики. - Калининград, 1982 - С. 26-38.
30. Богданова Л.А. Опыт компонентного анализа глаголов становления // Актуальные проблемы лексикологии. Тезисы докл. - Новосибирск, 1967. - С. 19-21.
31. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1. - М., 1963.
32. Болотнова Н.С. Образная перспектива глагольного слова в рассказах Ю.М.Нагибина / на материале семантико-стилистической группы языковых единиц, соотносящихся с речью /: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 1983. - 18 с.
33. Брагина A.A. Синонимы и их истолкование // ВЯ, 1978. - № 6. - С. 63-73.
34. Будагов P.A. Основной словарный фонд и словарный состав языка. - Л., 1952.
35. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира / на материале русской грамматики /. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1977.-576 с.
36. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М., 1959. - 318 с.
37. Васильев Л.М. Единицы семантической системы языка // Вопросы семантики. - М., 1971. - С. 25-38.
38. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи // Очерки по семантике русского глагола. - Уфа, 1971. - С. 3-12.
39. Васильев Л.М. Значение и его отношение к действительности, системе языка и акту речи // Исследования по семантике. - Уфа, 1980. - С. 18-23.
40. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. Глаголы речи, звучания и поведения: Уч. пособие. - Уфа, Башкирск. ун-т. 1981. - 72 с.
41. Васильев Л.М. Типы значений и их структурных компонентов // Теоретические проблемы семантики и ее отражения в одноязычных словарях. - Кишинев, 1982. - С. 7-21.
42. Васильев Л.М. Теоретические проблемы лингвистики: Внутреннее устройство языка как знаковой системы. - Уфа, 1994. - 83 с.
43. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. Отв. ред. М.А.Кронгауз. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
44. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.-Л., 1947.-591 с.
45. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // ВЯ, 1953. - № 5. - С. 3-29.
46. Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка / Критический обзор теорий и задачи синтагматического изучения русского языка // Избр. тр. Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - С. 88-
154.
47. Виноградов В.В. Избранные труды / Лексикология и лексикография. - М., 1977. - 375 с.
48. Виноградов B.C. Лексические вопросы перевода художественной прозы: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1979. - 37 с.
49. Гайсина P.M. Синтагматическая характеристика глаголов отношения // Синтаксис и интонация. - Уфа, 1976. - С. 32-48.
50. Гайсина P.M. Семная структура значений и типология глаголов отношения // Исследования по семантике. - Уфа, 1979. - С. 24-37.
51. Гайсина P.M. Значение и синтагматика глаголов отношения. - Уфа, 1980. - 125 с.
52. Гак В.Г. Опыт применения сопоставительного анализа к изучению структуры значения слова // ВЯ, 1966. - № 2. - С. 97-105.
53. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания//Семантическая структура слова. - М., 1971. - С. 5-24.
54. Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики 1971. - М., 1972.
55. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология / на материале французского и русского языков/. - М., 1977. - 131 с.
56. Гак В.Г. Аспекты семантических исследований. - М.: Наука, 1980. - 137 с.
57. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию. Проф. Моск. ун-та акад. В.В .Виноградову. - Изд- во Моск. ун-та, 1958. - С. 103-109.
58. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. - М.: Высш. шк., 1974 - 175 с.
59. Ганапольская Е.В. Фразеосемантическое поле «труд» в русском языке /в сопоставлении с английским/: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб,
1994. -20 с.
60. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I. Фонетика и морфология. Изд-е третье. - М.: Просвещ., 1967. - 432 с.
61. Гинзбург E.JI. Словообразование и синтаксис. - М., 1979.
62. Гинзбург P.C. Смысловая структура слова //ИЯШ, 1957. - № 5. - С. 21-26.
63. Горбачевич К.С., Сороколетов Ф.П. Значение и оттенок в лексикографической практике // Изв. АН СССР. - СЛЯ. - Т. 34. - 1975. - № 6. - С. 535-541.
64. Гречко В.И. О лексической синонимии в русском языке // ФН, 1963. - № 2. - С. 82-88.
65. Грицик Н.И. Глаголы со значением приближения в украинском языке в сопоставлении с русским: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1981. - 18 с.
66. Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода / Введение во всеобщее языкознание. - СПб, 1859.
67. Даль В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. - М: Русский язык, 1998.
68. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. - М.: Рус. яз., 1980.-253 с.
69. Державина Е.И. История группы глаголов с общим значением «делать» в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1984. - 18 с.
70. Дорофеева Т.М. Синтаксическая сочетаемость русского глагола. - М.: Рус. яз., 1986. -112 с.
71. Евгеньева А.П. Основные вопросы лексической синонимики // Очерки по синонимике современного русского литературного языка. - М. - Л., 1966. - С. 56-74
72. Евгеньева А.П. Синонимические и парадигматические отношения в русской лексике // Синонимы русского языка и их особенности. - Л., 1972.
73. Ерхов В.Н. Семантические позиции и модели предложения // Семантика и парадигматика синтаксических единств. - Калинин, 1981. - С. 14-21.
74. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. - М., 1976. - 106 с.
75. Зализняк A.A. Русское именное словоизменение. - М., 1967.
76. Звегинцев В.А. Замечания о лексической синонимии // Вопросы теории и истории языка / Сб. в честь проф. Б.А.Ларина. - Л., 1963. - С. 52-57.
77. Зирка В.В. Структурно-семантический анализ специальной лексики строительного производства в современном русском языке: Дис. ... канд. филол. наук. - Днепропетровск, 1985. - 216 с.
78. Золотова Г.А. Очерки функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.-207 с.
79. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982. - 182 с.
80. Ибрагимова В.Л. К истории изучения глаголов движения в отечественном языкознании // Исследования по семантике / Лексическая и словообразовательная семантика. - Уфа, 1979. - С. 64-74.
81. Ибрагимова В.Л. Лексико-семантический класс глаголов перемещения в русском языке // Исследования по семантике. - Уфа, 1980.
82. Ибрагимова В.Л. Глаголы пространственной локализации в современном русском языке: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 1994. - 38с.
83. Казарин Ю.В. Роль абстрактных и конкретных глаголов в формировании языковой картины процессуально-событийного мира. - Екатеринбург, 1992. - 217 с.
84. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М., 1976. - 179 с.
85. Кардапольцева В.Н. Роль глаголов со значением трудовой деятельности в отображении жизни уральцев конца XIX века / на материале рассказов Д.Н.Мамина-Сибиряка /: Дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 1995. - 233 с.
86. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. - М.-Л., 1965.
87. Кильдибекова Т.А. Структура поля глаголов действия. - Уфа, 1983. - 74 с.
88. Кильдибекова Т.А. Глаголы действия в современном русском языке /Опыт функционально-семантического анализа/. - Изд. Саратовск. ун-та, 1985. - 160 с.
89. Кильдибекова Т.А. Глаголы действия в современном русском языке / Опыт функционального анализа /: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Днепропетровск, 1986. - 54 с.
90. Клеопатрова Л.Ф. Лексико-семантическая группа глаголов разъединения в русском языке: Автореф. дис. ... д-ра. филол. наук. - Воронеж, 1981. - 21 с.
91. Козельская H.A. Компонентная структура глаголов одной ЛСГ конкретного физического действия // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака. - Воронеж, 1983. - С. 56-61.
92. Козлова Р.П. Глагольное слово в лексической системе современного русского языка: Уч. пособие. - М., 1994. - 206 с.
93. Козлова Р.П. Системные отношения в глагольной лексике современного русского языка: Дис. ... д-ра филол. наук. - Тамбов, 1994. - 387 с.
94. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. - М., 1974. - 232 с.
95. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 192 с.
96. Копров В.Ю., Логвинова В.В. Взаимодействия лексических и синтаксических значений в семантической структуре предложения // Семантические процессы в системе языка. - Воронеж, 1984. - С. 31-39.
97. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии // Проблемы, методы, опыты. - Воронеж, 1978. - 144 с.
98. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость / к формализации в языкознании /. - Изд.: Наука, Ленингр. отд. - Л., 1975. - 164 с.
99. Краткая русская грамматика / Под ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В. - М.: Рус. яз., 1989. - 639 с.
100. Кретов A.A. Семантические процессы в лексико-семантической группе глаголов зрительного восприятия в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1980. - 22 с.
101. Кузнецова А.И. Соотношение центра и периферии в области морфемики русского языка // Научно-техн. конф. «Проблемы дериватологии». Тезисы докл. - Пермь, 1981. - Вып. 2. - С. 51-54.
102. Кузнецова Э.В. О путях выделения компонентов значений слов при описании ЛСГ // Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии / Мат-лы IX зональной конф. кафедр рус. яз. вузов Урала. - Пермь, 1972. - С. 259-263.
103. Кузнецова Э.В. Русские глаголы «приобщения объекта» как функционально-семантический класс слов / К вопросу о природе лексико-семантических групп: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1974. - 28 с.
104. Кузнецова Э.В. О пересекающемся характере лексико-семантических групп слов // Семантика и структура предложения: Лексическая и синтаксическая семантика. - Уфа, 1978. -211 с.
105. Кузнецова Э.В. О принципах и методах выделения объема семантических классов русских глаголов // Классы слов и их взаимодействие. - Свердловск, 1979.
106. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. - М.: Высш. шк., 1989. - 216 с.
107. Лазорева Э.А. Морфосемантические связи существительных лексико-семантической группы «орудия, предназначенные для воздействия на объект» с глаголами // Семантические классы русских глаголов. - Свердловск, 1982. - С. 90-96.
108. Левченко С.Ф. Подбор и разработка компонентов синонимического ряда в полном словаре синонимов // Лексическая синонимия. - М.: Наука, 1967. - С. 81-94.
109. Лекант П.А., Монина Т.С., Павлюченкова Н.Ф и др. Синтаксическая синонимия в русском языке. - М.: МОПИ, 1990. - 297 с.
110. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1996. - 462 с.
111. Лексико-семантические группы русских глаголов: Учебный словарь- справочник / Под ред. Т.В .Матвеевой. - Изд. Уральск, ун-та, 1988. - 163 с.
112. Лексико-семантические группы русских глаголов / Под ред. Э .В .Кузнецовой. - Иркутск: Изд. Иркутск, ун-та, 1989. - 180 с.
113. Леонтьева Н.Н. Устранение некоторых видов избыточной информации в естественных языках // Машинный перевод и прикладная лингвистика. - М., 1967.-Вып. 10.-С. 48-62.
114. Мразек Р. Синтаксис русского творительного. - Praha, 1964.
115. Никитин М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании. - Владимир, 1974. - 127 с.
116. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. - М., Высш. шк., 1988.- 168 с.
117. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке / Семантический анализ противоположности в лексике. - М., 1973. - 290 с.
118. Новицкая И.С. Значение глаголов и вопросы компонентного анализа лексики // Слово как предмет изучения. - Л., 1977. - С. 35-49.
119. Новоселова Г.И. Взаимодействие лексико-семантической группы глаголов созидания с другими группами в современном русском языке // Русская лексикология и вопросы межуровневых связей. - Новосибирск, 1980. - С. 12-22.
120. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд-е 16-е, исправл. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.
121. Падучева Е.В. Семантические исследования / Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива /. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.
122. Палевская М.Ф. Синонимы в русском языке. - Изд.: Просвещ. - М., 1964. - 128 с.
123. Палевская М.Ф. Проблема синонимического ряда, его границ и возможности выделения доминанты // Лексическая синонимия. - М.: Наука, 1967. - С. 94-104.
124. Пауль Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. - М., 1960. - 500 с.
125. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М., 1983. - 137 с.
126. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. - М., 1984. - 153 с.
127. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1938.
128. Плотников Б.А. Дистрибутивно-статистический анализ одной лексической группы / слова со значением «делать», «работа» в русском языке/. - Минск, 1971. - 93 с.
129. Пономарева З.Н. Типы лексических значений и видовые характеристики глагола / на матриале ЛСГ глаголов мышления /: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1988. - 16 с.
130. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка / Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения /: Уч. пособие. - Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1984. - 148 с.
131. Потапенко Т.А. Лексико-семантическая характеристика глаголов разрушительного воздействия на объект // ФН, 1983. - № 2. - С. 51-63.
132. Потебня A.A. Мысль и язык // Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М., 1976.
133. Прискока О.В. Глаголы со значением «трудовой процесс» в русской письменности XIV-XVI вв. / в сопоставлении с украинским/: Дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1984. - 232 с.
134. Рассел Б. Человеческое познание / Пер. с англ. - М., 1957.
135. Селезнова Г.Я. Лексическая синтагматика глагола делать в коннотативном значении // Классы слов в синтагматическом аспекте: Сб. научн. трудов. - Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1988. - С. 122-132.
136. Селиверстова О.Н. Компонентный анализ многозначных слов. - М., 1975. - 184 с.
137. Сидорова Н.П. Системная организация лексико-семантической группы глаголов звучания и их взаимосвязи с другими глагольными группами: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1978. - 20 с.
138. Сиротина В.А. Лексическая синонимика в русском языке. - Изд-во Львовск. ун-та, 1960. - 23 с.
139. Скворецкая Е.В. Экспрессивные возможности глаголов психического воздействия в русском языке // Экспрессивность лексики и фразеологии. - Новосибирск, 1983. - С. 33-39.
140. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. - М.: Просвещ., 1971. - 239 с.
141. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М.: Рус. яз., 1980. - 176 с.
142. Словарь русского языка: В 4-х т., 2-е изд-е, исправл. и дополн. / Гл. ред. А.П.Евгеньева.-М., 1981-1984.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней