Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время среди отечественных ученых очень активно обсуждаются теоретические
вопросы документоведения. Это связано, прежде всего, с интеграцией в международное
профессиональное сообщество специалистов в области документоведения, появлением
электронного документооборота, значительным расширением предмета документоведения,
предпринятым специалистами в сфере библиотечных наук.
Директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного
дела М. В. Ларин считает, что документоведение – это научная дисциплина, которая все еще
находится в процессе становления и до сих пор не решила задачи, возникшие в период ее
зарождения, одним из которых является вопрос об объекте документоведения.
Большое значение для решения теоретических вопросов документоведения имеют работы А. Н.
Соковой, которая обобщила выработанные советскими документоведами подходы к
определению его объекта. К числу наиболее перспективных, требующих изучения вопросов она,
например, отнесла потребность общества в документировании социальных, экономических и
других процессов, документирование как создание «памяти общества», сохранение культуры и
передачи традиций, социологические аспекты управления документацией, причины создания
именно таких, а не иных документов, документ как информационный ресурс общества, влияние
новейших технических средств на документ как источник оперативной информации и др.
Отметим, что большинство перечисленных проблем социально окрашено и определяет место
документоведения в структуре общественных дисциплин, поскольку документ есть одно из
средств, при помощи которого общество функционирует, управляет и оставляет информацию о
себе. Социальная сущность документа признавалась всеми учеными, а также была закреплена в
определениях документа, включенных в первый советский терминологический стандарт по
делопроизводству и архивному делу (там сказано, что документ является результатом
сознательной деятельности человека). Единство информационной и социальной составляющей
тоже не подвергалось сомнению. В качестве основной, присущей всем документам, была названа
информационно-социальная функция, отражающая его свойства как носителя социальной
информации.
Совершенствование компьютерных информационных технологий в 1990-е гг. развернуло
документоведение в сторону решения практических вопросов работы с документами на
электронных носителях. Начался достаточно сложный этап в развитии документоведения, когда
разрушилась советская государственная система документационного обеспечения управления, а
принципы построения новой связывались с только намечавшейся административной реформой и
информатизацией общества. На этом фоне усиление информационного подхода в
4
документоведении стало закономерным и необходимым условием генезиса научной
дисциплины.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в современном документоведении
исторически сложись два подхода к изучению документа как объекта: социальный и
информационный. В настоящее время, говоря о документе как объекте документоведения, не
стоит забывать о том, что документ представляет собой социально-информационную сущность,
именно этот контекст изучения и развития документоведения как науки позволит провести
наиболее полно идентификацию данной научной дисциплины в системе научного знания.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является изучение документа как
системного объекта научного знания.
Предметом работы являются теоретические подходы к изучению документа в современном
документоведении как в науке.
Целью работы является изучение теоретических подходов к документу.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
− рассмотреть определение понятия «документ» в законодательных и нормативных актах;
− проанализировать развитие понятия «документ» учеными-специалистами;
− обобщить опыт изучения отечественными специалистами теоретических подходов к документу
как объекту документоведения.
Источниковой базой работы послужили нормативно-правовые акты и государственные
национальные стандарты, в которых содержатся определения документа.
Данные нормативные правовые акты закрепляют на законодательном уровне понятие
«документ», одни из них дают более широкое толкование данного понятия, другие его
конкретизируют исходя из сферы применения.
Проблемами определения документа как объекта документоведения, его социальной и
информационной сущности занимаются такие отечественные специалисты как: Г. А. Двоеносова,
Н. Б. Зиновьева, М. В. Ларин, Н. Г. Суровцева, Г. Н. Швецова-Водка1 и многие другие специалисты
в области делопроизводства и документоведения.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы отдельные
публикации в периодических изданиях, а также материалы научных конференций, семинаров.
Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, трех
глав и заключения, списка использованных источников и литературы.
5
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
1.1 Определение понятия «документ» в законодательных и нормативных актах
Понятие «документ» прочно вошло в научный обиход не только документоведения, но и других
научных дисциплин. Существует множество определений документа, однако нет единого мнения.
Дискуссия по этому вопросу начата давно и ведется до сих пор. Ниже предложен анализ
определений документа, данных в нормативных актах и официальных источниках.
В международном стандарте ИСО 15489 термин «документ» определяется как «информация,
созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве
доказательства при подтверждении правовых обязательств или управленческой деятельности».
Помимо понятия «документ» (record), в зарубежной документоведческой литературе
применяется более широкое понятие «запись» («document»). И в то время как любой документ
является записью, не всякая запись является документом.
Термин «запись», в соответствии с ИСО 15489, означает записанную информацию (или
материальный объект с зафиксированной информацией), которую можно считать отдельной
информационной единицей (единым целым). Документ может включать в себя одну или
несколько записей.
Ключевой особенностью документа является его неизменяемость. Документ, в отличие от записи,
способен служить доказательством деятельности организации или индивида в обществе, имеет
правовое значение. Документы создаются, получаются, и хранятся организациями или частными
лицами в качестве свидетельства управленческой деятельности, для подтверждения правовых
или деловых отношений, тех или иных действий, решений, планов, намерений или предложений.
Такое толкование термина «документ» несколько отличается от установленного в отечественных
нормативных актах и национальном стандарте ГОСТ Р 7.0.8-2013.
Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»:
«документ – это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать»2. В этом определении подчеркивается важность того, чтобы
зафиксированную в документе информацию можно было идентифицировать, чтобы документ
был оформлен в установленном порядке с определенными реквизитами (элементами
оформления документа). Именно наличие определенных реквизитов позволяет документу
обладать юридической силой и служить доказательством управленческой деятельности3.
Однако если рассматривать данное определение в контексте документоведения и архивного
дела, то тогда своего статуса лишается огромный ряд документов, хранящихся в архивах:
рукописи, фотографии, письма, черновики и многие другие документы. Также определение
ограничивает круг рассмотрения только официальными документами, не указывается способ
нанесения информации и ничего не сообщает о функциях документа4. Также данный ГОСТ дает
6
определение электронному документу в самом общем виде. «Электронный документ – это
документ, информация которого представлена в электронной форме».
ГОСТ Р 7.0.8-2013. помимо определения понятия «документ» в самом общем виде дает
определения таким терминам как: официальный документ, архивный документ, подлинный
документ, письменный документ, текстовой документ, изобразительный документ,
фотодокумент, аудиовизуальный документ и др., что доказывает неоднозначность данного
понятия.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» также дается
определение электронному документу, но уже
Фрагмент для ознакомления
3
Источники:
1. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78 // Российская газета. –
1995. – 17 января.
2. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77 //
Российская газета. – 1995. – 17 января.
3. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от
27 июня 2006 г. № 149 // Российская газета. – 2006. – 27 июля.
4. ГОСТ Р 52292-2004. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины
и определения: утв. постановлением Госстандарта России от 29.12.2004 N 135-ст . – М.:
Госстандарт, 2013. – 16 с.
5. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утв. приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1185-ст. – М.:
Госстандарт, 2013. – 16 с.
Литература:
7
1. Андреев С.В. Следственное документоведение. Монография. – Иркутск: Издательство БГУЭП,
2004. – 92 с.
2. Бардаев Э.А., Кравченко В.Б. Документоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.:
Академия, 2008. – 304 с.
3. Вершинина Н.А., Писарева С.А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по
педагогике: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 148 с.
4. Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
5. Грошев А.С. Информатика: учебник для вузов. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://na rfu.ru/ unive rsity/library/book s/0690.pdf
6. Данчул А. Н. Информатика: учеб. пособие. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://padaread.c om/?book=19050&pg=23
7. Двоеносова Г.А. Свойства документа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://lamb.viniti.ru/sid2/sid2free?sid2=J11136631
8. Двоеносова Г.А. Признаки, свойства и функции документа: опыт рационализации понятий. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.v estar chive.ru/doky mentovedenie/2076-pri
znaki- svoistva-i-fy nkcii-dok ym enta-opyt-racionalizacii-poniatii.html
9. Зиновьева Н.Б. Документоведение: учебно-методическое пособие. – М.: Профиздат, 2001. – 208
с.
10. Колычев П.М. Релятевная теория информации: учеб. пособие. – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://books.ifmo.ru/fil e/pdf/448.pdf
11. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов:
учебное пособие. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
12. Кулешов С.Г. Документология как учебный курс и научная дисциплина // Документация в
информационном обществе законодательство и стандарты: доклады и сообщения на XII
Международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2005 г. – М.: 2006. – С.178-181.
13. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: «Знання».
КОО, 2000. – С. 34. – 460 с.
14. Ларин М.В. Управление документацией в организациях. – М.: Научная книга. 2002. – 288 с.
15. Ларин М.В., Рысков О.И. Управление документами на основе международного стандарта ИСО
1544892001-2001: методическое пособие – М.: ВНИДАД, 2005. – 110 с.
16. Ларьков Н.С. Документоведение: учебное пособие. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://cd e.o su.ru/d e move rsion/c our se12 3/3_0.ht m l#class4
17. Ларьков Н.С. Функциональный анализ документа // Документ в системе социальных
коммуникаций: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. – М.: Томск, 2008. – С.45-49.
8
18. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Академический проект,
Альма мастер, 2007. – 731 с.
19. Огородников В.П. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – СПб.: Питер,
2011. – 352 с.
20. Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство: учеб. пособие. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 304 с.
21. Павлова К.Р. Документоведение в структуре наук // Документ в современном обществе:
парадигмы прошлого и реалии настоящего: материалы 9-й Всероссийской студенческой научнопрактической конференции, 08-09 апреля 2016 г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед.
ун-т», 2016. – С. 191-193.
22. Панафидин Ф.А. Теоретические основы документоведения: учебное пособие. – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://static myshop.ru/p roduct/ pdf/187/1863935.pdf
62
23. Першина В.М. Информационные свойства документа // Документ в современном обществе:
парадигмы прошлого и реалии настоящего: материалы 9-й Всероссийской студенческой научнопрактической конференции, 08-09 апреля 2016 г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед.
ун-т», 2016. – С. 194-197.
24. Першина В.М. Научная трактовка понятия «документ» в трудах отечественных ученых //
Документ в современном обществе: от теории к практике: тезисы VIII Международной
студенческой научно-практической конференции (Екатеринбург, 3 апреля 2015 г.). – Екатеринбург:
УрФУ, 2015. – С. 32-35.
25. Першина В.М. Социальные признаки документа как объекта документоведения // Документ в
современном обществе: развитие теоретических подходов и практических решений: материалы
VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 4 апреля 2014
г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2014. – С. 3-5.
26. Плешкевич Е.А. Методологические проблемы формирования понятия «документ» в различных
сферах деятельности // Научные и технические библиотеки. – 2005. – №7. – С. 44-49.
27. Рябоконь Н.В. Философия: учебно-методический комплекс. – [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://psyera.ru/struktura-nauchnogo-znaniya-urovni-i-formy-nauchnogo-znaniya-1608.htm
28. Саврушева М.Б. Философия науки и техники.: учебное пособие для магистрантов. –
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.gu mer.info/
bogoslov_Buks/Philos/savrush2/13.php.
29. Селезнева Т.А. Документоведение как научная и учебная дисциплина. – [Электронный ресурс].
– Режим доступа:
http://hist.igni.urfu63.ru/dais/pdf/12/21%20%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0
%B5%D0%B2%D0%B0_v.pdf
30. Соболь Б.В., Галин А.Б. и др. Информатика: учебник. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://iipo.tubrya nsk.ru/pub/Azarchen
9
kov/Informatika/DnevnoeOtdelenie/examination/Соболь%20Б.В.%20и%20др.% 20-
%20Информатика%20(2007)(T).pdf
31. Сокова А.Н. Документоведение: теория и практика: избранные труды. – М.: ВНИИДАД, 2009. –
333 с.
32. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.evart ist.nar od.ru/text16/073.htm
33. Солнцев С.И. Введение в политическую экономию: предмет и метод. – М.: Петроград, 1992. –
583 с.
34. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
35. Столяров Ю.Н. Документ – понятие конвенциональное (в порядке дискуссии) //
Делопроизводство. – 2005. – № 4. – С. 11-18.
36. Суровцева Н.Г. Объект и предмет документоведения: историография определения (1960-2000-
е гг.) // Отечественные архивы. – 2015. - № 5. – С. 9-17.