Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Правовое регулирование обращения и контроля лекарственных средств 5
1.1. Правовое регулирование обращения лекарственных средств в Российской Федерации 5
1.2. Лицензирование и контроль лекарственных средств и изделий медицинского назначения 8
2. Актуальные вопросы контроля лекарственных средств и изделий медицинского назначения 15
2.1. Государственная регистрация лекарственных средств в Российской Федерации 15
2.2. Проблемные аспекты контроля лекарственных средств и изделий медицинского назначения 20
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на сегодняшний день публично-правовое регулирование обращения лекарственных средств все более усложняется.
Здоровье каждого человека и нации в целом - сфера общественной жизни, высокое качество которой не может быть в полной мере обеспечено механизмами исключительно рыночной экономики. Государственное вмешательство, регулирование и финансирование обязательны даже в том случае, когда речь идет об оказании платных медицинских услуг или о приобретении гражданами лекарственных препаратов за счет собственных средств, не говоря уже об удовлетворении базовых потребностей социально уязвимых групп населения. Достойный уровень социальной защищенности и качества жизни может быть обеспечен только целенаправленной политикой государства, надлежащей организацией государственного регулирования.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с контролем лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие контроль лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Целью настоящей работы является изучение правовой базы лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Задачами работы ставится:
• изучить правовое регулирование обращения лекарственных средств в Российской Федерации;
• рассмотреть лицензирование и контроль лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
• исследовать государственную регистрацию лекарственных средств в Российской Федерации;
• выявить проблемные аспекты контроля лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Правовое регулирование обращения и контроля лекарственных средств
1.1. Правовое регулирование обращения лекарственных средств в Российской Федерации
В целом в сфере обращения лекарственных средств преобладает административно-правовой способ регулирования. В связи с чем можно выделить три группы требований:
1) к лекарственным средствам;
2) к субъектам обращения лекарственных средств;
3) к деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
Первая группа требований посвящена характеристикам непосредственно лекарственных средств. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона об обращении лекарственных средств устанавливается «приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении». Таким образом, законодательство об обращении лекарственных средств направлено прежде всего на достижение указанных характеристик.
Ключевым механизмом, обеспечивающим качество, эффективность и безопасность лекарственных средств, является их государственная регистрация. Именно государственная регистрация лекарственных средств - это по общему правилу основное условие, соблюдение которого позволяет осуществлять обращение лекарственных средств (по крайней мере с момента производства до их использования конкретным потребителем) на территории РФ (ч. 1 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств). Однако из общего правила есть ряд исключений. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств государственной регистрации не подлежат: фармацевтические субстанции (т.е. регистрируются только лекарственные препараты); лекарственные препараты, изготовленные в аптечных организациях; приобретенные физическими лицами за пределами Российской Федерации для личного использования; ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения Минздрава России; лекарственные препараты; предназначенные для экспорта, ввозимые для целей клинических исследований или проведения государственной регистрации, а также радиофармацевтические препараты, изготовленные непосредственно в медицинских организациях в установленном порядке. Кроме того, возможность использования незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств предусмотрена при осуществлении медицинской деятельности в рамках международного медицинского кластера (при условии регистрации и применения таких препаратов на территории иностранных государств - членов ОЭСР).
Закон N 61-ФЗ довольно обширен: его текст по объему примерно равен тексту всей четвертой части Гражданского кодекса РФ. Под лекарственными средствами в этом Законе понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани этого организма, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Закон определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненных ему организаций).
К числу указанных полномочий относятся:
• проведение единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан в Российской Федерации;
• утверждение общих фармакопейных статей, издание государственной фармакопеи, создание и ведение реестра фармакопейных стандартов и образцов;
• осуществление государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств;
• лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности;
• организация экспертизы лекарственных средств;
• формирование и ведение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
• выдача разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов;
• государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств в системе Минздрава России;
• государственная регистрация предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
• установление порядка ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию.
Федеральные органы исполнительной власти наделены и иными полномочиями, касающимися обращения лекарственных средств. Всего в ст. 5 Закона N 61-ФЗ перечислено 30 таких полномочий. Все они осуществляются федеральными органами исполнительной власти Минздрава России.
В завершение параграфа следует обратить внимание на то, что действующее Российское законодательство противоречит Правилам
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
3. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
4. Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3951.
5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апреля. N 80.
10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 78 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 21.11.2016.
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org.
12. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 80 «Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/.
13. Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» // СЗ РФ. 2012. N 29. Ст. 4116.
14. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1965.
15. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 126.
16. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 130.
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г. N 2578/09 по делу N А40-65668/08-27-569 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Верховного Суда РФ от 19.01.2015 N 306-АД14-4327 по делу N А06-3406/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2014 N 307-АД14-700 по делу N А21-10986/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Ярославского областного суда от 27.03.2014 N 4А-68/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Смоленского областного суда от 22.03.2016 по делу N 21133/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Гаврилов Э.П. Правовая охрана лекарственных средств: что необходимо изменить? // Патенты и лицензии. 2018. N 4. С. 15 - 20; N 5. С. 21.
23. Давыдов Ю.Г. Две параллельные системы правовой охраны лекарственных препаратов в России // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 44.
24. Калиновская Е. Регионы начали закупать дженерики защищенных патентом оригинальных препаратов // Фармацевтический вестник. 2017. 6 декабря. URL: https://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/regiony-nachali-zakupatj-dzheneriki-zaschischennyx-patentom-originaljnyx-preparatov.html (дата обращения: 02.11.2019).
25. Мелик-Гусейнов Д. У фармотрасли нет хозяина // Фармацевтический вестник. 2017. 20 декабря.
26. Мешковский А.П. Сравнение механизмов регулирования лекарственного рынка России и стран со строгими регуляторными требованиями // Актуальные вопросы регулирования фармацевтического рынка (по материалам ВОЗ): Сборник документов и статей. М.: Союз профессиональных фармацевтических организаций, 2013. С. 375 - 388.
27. Право граждан на лекарственное обеспечение: монография / Н.В. Путило, Н.С. Волкова, Ф.В. Цомартова и др.; отв. ред. Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2017. С. 98.
28. Равинская Т. Тендер по «леналидомиду» стоимостью более 7,5 млрд рублей выиграла «Celgene» // Vademecum. 2016. 15 августа.
29. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю. Проблемы высшей медицинской школы по подготовке кадров отрасли в условиях новой законодательной базы // Медицинское право. 2013. N 2. С. 17 - 21.
30. Ценовая опухоль // Новые известия. 2014. 20 марта.
31. Шитиков В.Н. Регистрация лекарственного средства: проблемы остаются // Патентный поверенный. 2011. N 1. С. 29.