Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Таможенно–тарифное регулирование является одним из важнейших факторов
эффективного воздействия государства на внешнюю торговлю. С помощью таможенно–тарифного
регулирования государство влияет на импорт и экспорт продукции, путём изменения ставок
пошлин на конкретные товары. За счёт участия в международных договорах, Российская
Федерация может устанавливать различные ставки пошлины для конкретных категорий стран, тем
самым делая этим странам послабления, которые в дальнейшем повлияют на цену товара на
внутреннем рынке страны.
2
Цель работы – рассмотреть процесс совершенствования таможенного тарифа в международной
практике.
Задачи, решаемые для реализации поставленной цели:
изучить таможенно–тарифное регулирование;
раскрыть понятие таможенно–тарифного регулирования на уровне национального
законодательства;
рассмотреть виды таможенно–тарифного регулирования;
разработать пути совершенствования таможенно–тарифного регулирования.
Объектом является таможенно–тарифное регулирование, предметом – влияние таможенно–
тарифного регулирования на внешнюю торговлю.
Предмет исследования – процесс совершенствования таможенного тарифа в международной
практике.
При написании работы были задействованы научные труды и литература других авторов.
Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные
документы, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и
информационные издания периодическая печать и электронные ресурсы.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди
которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно–правовой методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретический аспект таможенного тарифа в международной практике
1.1. Таможенно–тарифное регулирование
На протяжении сотен лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют
свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование.
Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри и за пределами
страны, называется экономической политикой государства. Экономическая политика, в том числе
международная торговая политика каждой страны, зависит от ее социально–экономической и
политической ситуации и не может не учитывать тесную взаимозависимость и взаимосвязь
процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и вне ее в сфере
международных экономических отношений каждой страны с ее мировым хозяйством .
Средства регулирования внешней торговли принимают различные формы, включая как
воздействие на цену непосредственно (тарифы, акцизные сборы и так далее), так и ограничения
3
на количественные или стоимостные объёмы товара, поступающего в страну (квотирование,
«добровольные» ограничения экспорта и тому подобное).
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в
экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и
новых индустриально развитых стран. Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно
представляет собой систему мер исполнительного, контролирующего и законодательного
характера, призванных совершенствовать внешнюю торговлю в интересах отечественной
экономики.
Наиболее распространёнными средствами политики внешней торговли служат таможенные
тарифы, целями использования которых, наряду с ограничениями свободы торговли, являются:
получение дополнительных финансовых средств;
регулирование внешнеторговых потоков;
защита национальных (отечественных) производителей.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация, объединяющая
экономики, на данный момент, пяти стран Евразии и обладающая рядом международных
правовых актов, учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.
Договор о Евразийском экономическом союзе представляет собой договор об учреждении
Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения
товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или
единой политики в отраслях экономики, определённых Договором и международными
договорами в рамках Союза .
Изначально Договор о ЕАЭС был подписан тремя странами – Россией, Беларусью и Казахстаном,
вступив в силу 1 января 2015 года. Однако позже к Договору присоединились Армения (со 2
января 2015 года) и Киргизия (с 12 августа 2015 года).
ЕАЭС создан в целях всестороннего улучшения, кооперации и повышения конкурентоспособности
национальных экономик, а также создания условий для стабильного развития в интересах
повышения жизненного уровня населения стран–участниц.
Поскольку ЕАЭС является достаточно перспективным объединением в плане экономического
воздействия между странами, существует высокая вероятность, что в дальнейшем в Союз могут
вступить ещё больше стран, тем самым расширив его границы и зону влияния Договора о ЕАЭС.
Кроме того, на сегодняшний день желание сотрудничать с ЕАЭС выразили порядка пятидесяти
стран мира, что указывает на благоприятные перспективы для развития экономики стран ЕАЭС.
Основными целями ЕАЭС являются следующие:
Создание условий для стабильного развития экономик стран–участниц Союза в интересах
повышения жизненного уровня их населения.
Стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в
рамках Союза.
4
Всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных
экономик в условиях глобальной экономики .
Не реже раза в год проводится заседание Высшего Евразийского экономического совета (высший
орган ЕАЭС). На заседании решают вопросы деятельности Союза, а также подводят итоги
деятельности. Помимо этого, для решения неотложных вопросов по деятельности ЕАЭС, любое из
государств–членов Союза или председатель Высшего совета могут созывать внеочередные
заседания. Это крайне необходимо, когда дело касается случаев, требующих оперативного
вмешательства со стороны всех государств–участников Союза.
В связи с объединением в ЕАЭС подчёркиваются уже достигнутые улучшения в экономической
сфере. Например:
– уменьшение издержек от перевозки необходимого сырья и материалов позволило
снизить цены на сами товары;
– за счёт равного уровня экономического развития происходит стимулирование
конкуренции на общем рынке ЕАЭС;
– в связи со входом на рынок новых участников из «общего пространства», конкуренция на
общем рынке стран–участниц Союза растёт;
– благодаря снижению издержек и росту производительности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» // Российская газета. – 2003. – № 254.
2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. – 1993. –
№ 107.
3. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. – М.: ЮРИСТЪ, 2018. –
428 c.
4. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити–
Дана, 2017. – 375 с.
5. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. – М.: Проспект,2016. –
М.: Проспект, 2018. – 848 c.
6. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега–Л, 2016. – 204 с.
7. Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. – М.: МПСИ,
Флинта, 2019. – 216 c.
8. Лимонов, Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах.
Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л.Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2017. –
464 с.
5
9. Лимонов, Л.Э. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России /
Л.Э. Лимонов. – СанктПетербург, 2016. – 56 с.
10. Лодыженский, К. Н. История русского таможенного тарифа / К.Н. Лодыженский. – М.:
Социум, 2019. – 432 c.
11. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.:
Троицкий мост, 2016. – 448 с.
12. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2016. – 395 с.
13. Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. – М.: Финансы и статистика, 2018. –
256 c.
14. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2016. – 731 с.
15. Руденко, Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник / Л.Г. Руденко. – М.: Дело и сервис
(ДиС), 2019. – 942 c.
16. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2016.
– 551 с.
17. Шкиотов, С.В. Таможенный союз как фактор повышения конкурентоспособности
российской экономики / С.В. Шкиотов // Вестник Костромского государственного университета им.
Н.А. Некрасова. – 2018. –№ 6. – Том 18. – С. 280–286.
18. Шумакевич, Н.В. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно–
методическое пособие / Н.В. Шумакевич. – Балашов: Николаев, 2017. – 52 с.
19. Эриашвили, Н.Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити–Дана, 2016. –
375 с.