Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования проблемы совершенствования продвижения
гостиничных услуг обоснована тем, что в последние годы все большее
3
влияние на отечественные турфирмы оказывает негативное влияние
мирового финансового кризиса и санкционное давление на отечественную
экономику. В результате платежеспособный спрос падает, а конкурентная
борьба на рынке гостиничных услуг обостряется. Это приводит к тому,
турфирмы вынуждены постоянно совершенствоваться, в том числе в сфере
продвижения гостиничных услуг. Разработка эффективной системы
продвижения гостиничных услуг обоснована и тем, что индустрия туризма
отличается от любой другой. Чтобы быть успешным в данной сфере,
необходимо постоянно совершенствовать продвижение и маркетинг,
создавать интерес в широком масштабе, действенными способами. В этих
условиях целый ряд отечественных и зарубежных авторов считают, что
турфирме следует не сворачивать или стабилизировать деятельность, а
активно наращивать сбыт, в том числе расширяясь на новые рынки.
В связи с этим также возрастает актуальность исследования современных
подходов к оценке эффективности продвижения гостиничных услуг, которые
позволили бы получать своевременную, достоверную и качественную
информацию о целесообразности и результативности отдельных средств и
инструментов продвижения, а также определять условия оптимального
воздействия на потенциальных потребителей гостиничных услуг. С учетом
изложенного, поставленная в работе проблема является актуальной,
поскольку в условиях усиления конкурентной среды, на фоне кризисного
периода и снижения покупательской способности, отечественным
турфирмам требуется рост эффективности системы продвижения.
Проблематика совершенствования продвижения гостиничных услуг нашла
свое отражение в широком комплексе учебных пособий, монографий и
статей, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Среди работ по исследуемой проблеме, которые наиболее часто
использованы в работе следует отметить труды: ЭИ. Адзинба, Н.С. Беловой,
И.И. Бутко, О.Г. Владимировой, К.О. Григоряна, А.П. Дуровича и др.
В целом, исследуемая проблема характеризуется высоким уровнем
теоретической разработанности. В тоже время, современный этап развития
турфирм в России связан с широким рядом сложностей, требующих поиска
новых подходов, средств и инструментов продвижения гостиничных услуг.
В работе использованы, как общенаучные методы анализа, синтеза,
сравнения, так и методы маркетингового, финансового, конкурентного,
стратегического анализа и др.
Объектом данного исследования является Челябинская область.
Предметом исследования является рынок гостиничных услуг Челябинской
области.
4
Цель курсовой работы – изучить маркетинговое исследование рынка
гостиничных услуг на примере Челябинской области.
В соответствии с этой целью были поставлены и разработаны следующие
задачи:
изучить характеристику рынка гостиничных услуг Челябинской
области;
рассмотреть сегментацию рынка гостиничных услуг Челябинской
области;
охарактеризовать ценовую политику рынка гостиничных услуг
Челябинской области;
рассмотреть конкурентную среду услуг на рынке гостиничных услуг
Челябинской области;
изучить основные методы продвижения и каналы сбыта продукции и
услуг на рынке гостиничных услуг Челябинской области.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав,
заключения, списка литературы и приложения.
1. Характеристика рынка гостиничных услуг Челябинской области
Гостиничный бизнес является успешной и быстро развивающейся отраслью в
России и во всем мире. Так, например, в последние годы огромных
масштабов достигло строительство гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга, значительно возросло число гостиниц и в других крупных
городах нашей страны.
Челябинск-центр промышленного региона. Челябинск – город-миллионник,
куда постоянно приезжают представители всевозможных фирм,
устраиваются форумы, конгрессы, выставки, переговоры. То есть наш город
посещает достаточно большое количество гостей, в том числе иностранных.
В Челябинске практически нет гостиниц с большой территорией, не развит
познавательный, оздоровительный слабо развит экскурсионный туризм. В
городе в последние годы бурно развивался бизнес туризм, что
сопровождалось появлением бизнес-отелей европейского класса.
По определению, хостел – это европейская система размещения,
предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок
жильё, представляющее собой, как правило, спальное место без
дополнительных удобств в комнате. В свою очередь, Челябинск является
одним из крупнейших городов России, занимая 7 место по численности
населения, которое насчитывает чуть менее 1,2 млн. человек. Площадь
города составляет 501,6 квадратных километров.
Положение Челябинска на рынке хостелов России (Рис.1) [22, с. 47].
5
Рис.1. Количество хостелов в городе, штук
Как видно из графика, наряду с Омском, Челябинск является городом с
наименьшим количеством хостелов среди городов, входящих в десятку
крупнейших городов России по населению. Однако если рассмотреть
количество хостелов относительно всех имеющихся в городе гостиничных
заведений, то положение Челябинска можно назвать средним среди данных
городов (5,1% от общего количества гостиничных заведений в городе).
Лидером по обоим показателям является Москва (449 хостелов и 11,1% от
общего количества гостиничных заведений в городе). Худшим по
проникновению хостелов среди десяти крупнейших по населению городов
России является Нижний Новгород (1,4%) [26].
Рис.2. Доля хостелов в городе
Общая сравнительная таблица со всеми показателями в разрезе крупнейших
по населению городов России приведена ниже (Таблица 1).
Помимо рассмотренных выше показателей, в данную таблицу также были
внесены относительные показатели, а именно, на сколько квадратных
километров города приходится 1 хостел и на сколько человек, проживающих
в городе, приходится 1 хостел. По обоим показателям лидером является
Санкт-Петербург (1 хостел на 3,82 квадратных километров площади города и
1 хостел на 14 тысяч населения города).
Также довольно высокие показатели у Москвы (1 хостел на 5,70 квадратных
километров площади города и 1 хостел на 27,6 тысяч человек населения
города) и Казани (1 хостел на 7,23 квадратных километров площади города и
1 хостел на 14,5 тысяч человек населения города) [25].
Таблица 1
Общая сравнительная таблица со всеми показателями в разрезе крупнейших
по населению городов России
Город Население, тысяч человек Площадь, кв. км. Количество
хостелов в городе, штук Количество гостиничных учреждений, штук
Доля хостелов Кв. км. на 1 хостел Населения на 1 хостел, тысяч
человек
Москва 123812561,5 449 4046 11,1% 5,70 27,6
Санкт-Петербург 5282 1439,0 377 5904 6,4% 3,82 14,0
Новосибирск 1603 506,7 48 594 8,1% 10,56 33,4
6
Екатеринбург 1456 468,0 72 1101 6,5% 6,50 20,2
Нижний Новгород 1262 466,5 26 1883 1,4% 17,94 48,5
Казань 1232 614,2 85 1451 5,9% 7,23 14,5
Челябинск 1199 501,6 16 313 5,1% 31,35 74,9
Омск 1178 566,9 11 320 3,4% 51,54 107,1
Самара 1170 541,4 27 744 3,6% 20,05 43,3
Ростов-на-Дону 1125 348,5 37 685 5,4% 9,42 30,4
В свою очередь, самые низкие показатели у рассматриваемого в данном
исследовании Челябинска (1 хостел на 31,35 квадратных километров
площади города и 1 хостел на 74,9 тысяч человек населения города) и Омска
Фрагмент для ознакомления
3
Основные нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ) // Российская газета. –1993. – 19 декабря.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации»
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав
потребителей»
4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от
01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019).
5. Гост Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие
требования.
Основная литература
6. Адзинба Э.И. Инструменты Интернет-маркетинга в продвижении
гостиничных услуг / Э.И. Адзинба // Наука и бизнес: проблемы и
перспективы развития предпринимательской деятельности / сборник статей
международной научно-практической конференции, 2016. – С. 5-8.
7. Актуальные проблемы науки: от теории к практике : материалы IV
Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Кожаева,
О. Ю. Зевеке. – М.: 2016. – 186 с.
8. Белов Н.С. Актуальные вопросы продвижения гостиничных услуг в
сети Интернет / Н.С. Белов, В.М. Ульянова // Туризм как значимый фактор
трансграничного сотрудничества стран Балтийского региона материалы
международной научно-практической конференции. Балтийский
федеральный университет имени Иммануила Канта, 2016. – С. 78-81.
7
9. Богалдин–Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и
социально–культурного сервиса / В.В. Богалдин–Малых. – М.: МПСИ, 2018.
– 560 c.
10. Владимирова О.Г. Инновационные методы управления гостиничным
бизнесом / О.Г. Владимирова, И.А. Ляпина // Материалы международной
научно-практической конференции «Экономика. Социология. Право». –
Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2016. - С. 58-61.
11. Владимирова О.Г. Маркетинг в туризме: продвижение турфирм в
социальных сетях / О.Г. Владимирова // Сборник материалов VI
международной интернет-конференции: «Стратегия развития индустрии
гостеприимства и туризма». – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. – С.
52-55.
12. Григорян К.О. Организация и управление маркетинговой
деятельностью в гостиничном бизнесе / К.О. Григорян // Закономерности и
тенденции инновационного развития общества / сборник статей
Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. – С.
75-79.
13. Деркачев А.Н. Перспективные каналы продвижения и реализации
гостиничных услуг / А.Н. Дергачев // Туризм и гостеприимство через призму
инноваций Сборник статей научно-практической конференции. Под научной
редакцией Е.М. Крюковой, 2017. – С. 75-77.
14. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие. 7-е изд. /А.П.
Дурович. – Минск: Новое знание, 2016. – 496 с.
15. Жильцова О. Н. Особенности развития современного PR в России /
О.Н. Жильцова // Маркетинг и логистика, 2016. - №4 (6). – С. 38-43.
16. Зайнуллина Т.Г. Использование инструментария экономики
впечатлений для продвижения гостиничного продукта / Т.Г. Зайнуллина//
Journal of Economic Regulation, 2017. – Т. 8. № 3. – С. 71-76. 17.
17. Калимуллин Д.М. Современное состояние и перспективы развития
туристической отрасли в России / Д.М. Калимуллин // Научный форум:
Экономика и менеджмент. – 2017. – № 7(9). – С. 57–64.
18. Маигова А. Маркетинговое управление качеством гостиничных услуг /
А. Маигова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 156 c.
19. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Академия,
2017. – 208 c.
20. Нови И.Н. Повышение конкурентоспособности предприятий
гостиничной отрасли на основе SWOT-анализа / И.Н. Нови // Вестник
Таганрогского института управления и экономики, 2017. – № 2 (26). – С. 29-
32.
8
21. Сандыбаева А.Ж. Маркетинговая деятельность, как фактор развития
сферы гостиничных услуг / А.Ж. Сандыбаева // Проблемы современных
интеграционных процессов и пути их решения / сборник статей по итогам
Международной научно-практической конференции, 2017. С. 189-193.
22. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр,
2017. – 448 c.
23. Продвижение отелей в социальных сетях // [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://prohotel.ru/news-157004/0/
24. Статистические данные по субъектам РФ – Ростуризм // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/
statisticheskie–dannye–po–rf/statisticheskie–dannye–po–subektam–rf–za–2015–
god
25. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до
2020 года // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.russiatourism.ru/
26. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/
27. Челябинская область отели на Booking.com [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.booking.com/