Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в образовательной политике наметились значительные позитивные изменения,
обеспечивающие человеку ориентацию в социокультурной среде, его практическое развитие, знание
и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем мире для него. Одним из
актуальных аспектов преподавания русского языка в вузе является формирование образности речи
учащихся. Особую роль в этом процессе играет изучение визуальных средств речи, которые
выступают как способом изучения новых вещей, так и формой понимания окружающей
действительности, а также логической моделью для построения языковых структур.
Школьники практически не используют образные средства языка для придания речи
выразительности, яркости. Причиной этого является отсутствие специальной работы на уроках
русского языка для обогащения речи учащихся визуальными средствами.
Одним из актуальных направлений современной методологии русского языка является задача
формирования у детей внимательного отношения к слову, к его использованию; задача развития
способности воспринимать и оценивать визуальный аспект речевого высказывания, а не
игнорировать его в своей речи (Е.А. Быстрова, А.И. Власенков, А.П. Еремеева, Н.А. Ипполитова, В.Г.
Костомаров, В.И. Капинос, Т.С. Кудрявцева, М.П. Львов, СИ. Львова, О.Д. Митрофанова, В.Н.
Мещеряков, Т.М. Пахнова, Т.В. Потемкина, Е.Л. Пузанкова., М.М. Разумовская, М.С. Соловейчик, Л.П.
Федоренко, А.И. Холковская, Н.М. Шанский и др.)
Работа над визуально-выразительными средствами языка систематически проводится на уроках
русского языка. Существуют также специальные курсы, связанные с реализацией визуальных и
выразительных возможностей языка: уроки и пособия по курсу словесности (С.И. Львова, А.И.
Горшков, В.И. Троицкий и др.); программа и разработки интегрированного курса русского языка и
литературы (А.И. Власенков); пособие «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» (А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова); курсы риторик: В.И. Аннушкин, Л.К. Граудина, Н.Н. Кохтев, Т.А. Ладыженская, М.Р.
Львов, А.К. Михальская и др. Систематически печатаются статьи в журналах «Русский язык в школе»,
«Русская словесность», «Русская речь» по лингвистическому и стилистическому анализу
художественных текстов (например, статьи Т.А. Злобиной, Н.А. Николиной, А.Н. Овчаренко, Л.Г.
Соколовой, Л.В. Чернец, Н.М. Шанского и др.)
Однако на уроках русского языка развитию речи учащихся явно не уделяется достаточного внимания.
В частности, эстетический аспект привлекаемых литературных текстов, на которых они учатся,
рассматривается крайне редко, случайно и нецеленаправленно. Между тем, необходимость
увязывать процесс подготовки школьников к языку с процессом развития их речи постоянно
обсуждалась как учеными прошлого и настоящего (М.Т. Баранов, Е.А. Баринова, К.Б. Бархин, Ф.И.
Буслаев, А.И. Власенков, В.А. Добромыслов, Н.А. Ипполитова, П.И. Колосов, М.Р. Львов, СИ. Львова,
Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, A.M. Пешковский, А.В. Текучёв, Л.А. Тростенцова, Л.П.Федоренко, В.И.
Чернышёв, Л.В. Щерба, Н.М. Шанский и др.)
3
Бахтин отметил: «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного рассмотрения их
стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи,
неизбежно вырождается в схоластику» [6, с. 47].
Следует отметить, что разрабатываемый в настоящее время стандарт образования на русском языке
предлагается рассматривать «... лингвистические факты художественной литературы не только как
материал для всевозможных упражнений и анализа, но и, прежде всего, как средство духовного и
эстетического воспитание, формирование языковой грамотности и выразительности, от обучения
школьников речевому общению» [15, с. 8].
Таким образом, комплексный подход к рассмотрению фактов и явлений языка на основе
литературного текста провозглашается наиболее важным для школьного обучения, поскольку, по
мнению Н.М. Шанского, он готовит ребенка к «чтению произведения искусства с филологически
вооруженным глазом» [58, с. 6].
Данное исследование посвящено развитию одного из аспектов этого направления - обогащения речи
школьников визуальными и выразительными средствами (ИВС) языка на основе материала
литературного текста, использованного в качестве дидактического материала на уроках русского
языка.
По замечанию Л.В. Щерба, обращение к литературным текстам постепенно формирует и создает
солидный визуальный образ слова, предложения и, что самое главное, солидную лингвистическую
подготовку учащихся.
Школьная грамматика, в отличие от университетской грамматики, не может быть только
описательной. Оно должно быть функциональным, эффективным для того, чтобы служить
достижению главной цели образования - развития речи ребенка. Одним из способов, который
позволяет нам направить учебный процесс в этом направлении, является внимание к ИВС, к
образному словарному запасу. Однако простое использование литературного текста в качестве
дидактического материала еще не приводит к прогрессивному развитию навыков оценки и
использования выразительных средств языка в речи. Практика показывает, что специально
организованная работа необходима для развития у школьников «способности оценивать
эстетическую ценность текста, объяснять лингвистические истоки его образности и выразительности»
[32, с. 5]. По меткому высказыванию Н. А. Пленкина, «эта задача непростая: она связана со словарем,
и с морфологией, и с системой художественных средств ...» [34, с. 27].
Актуальность работы обусловлена необходимостью улучшения речи учащихся визуальными
средствами; Важность развития у школьников интереса к урокам русского языка. Необходимо ввести
упражнения на уроке русского языка, формирующие образы речи школьников. Актуальность также
продиктована тем, что сегодня в процессе итоговой аттестации школьникам на экзамене
предлагаются задания по анализу текста и выявлению различных языковых средств визуализации в
нем.
Цель: выявить особенности работы над визуальными средствами языка в аспекте развития речи
школьников на основе литературных текстов, которые используются в качестве дидактического
материала на уроках русского языка.
Задачи:
4
1) проанализировать методическую литературу в рамках проблемы исследования;
2) рассмотреть сущность изобразительных средств речи, изучаемых в школе;
3) показать пути обогащения речи школьников изобразительными средствами выразительности
языка на материале художественных текстов.
Объект: изучение изобразительных средств выразительности языка как процесс обогащения речи
школьников.
Предмет: методы и приемы развития изобразительно-выразительной стороны речи школьников на
основе художественных текстов, привлекаемых в качестве дидактического материала на уроках
русского языка.
Гипотеза: обогащение речи учащихся будет более образной, если на уроках русского языка
использовать специально разработанную систему упражнений по обогащению речи
изобразительными средствами для тем, подкрепленных соответствующим набором художественных
текстов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апресян Ю.Д. Избранные произведения. - 2-е изд. / Ю.Д. Апресян. М.: Языки русской
культуры. Т.1, 2005.
2. Бабайцева В.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса. К учебнику В.В.Бабайцевой
«Русский язык. Теория. 5-9 классы. «Предпрофильное обучение» / В.В. Бабайцева. М .: Дрофа, 2013 .-
110 с.
6
3. Бабайцева В.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 9 класса. К учебнику В.В.Бабайцевой
«Русский язык. Теория. 5-9 классы ": углубленное изучение / В.В. Бабайцева. М .: Дрофа, 2012 .- 142 с.
4. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ произведения искусства / Л.Г. Бабенко. Екатеринбург:
Изд-во Уральского университета, 2007.- 496 с.
5. Бархин К.Б., Истрина Б.С. Методика русского языка в вузе / К.Б. Бархин Б.С. Истрина М., 1935 .-
284 с.
6. Бахтин М.М. Проблема стилистики на уроках русского языка в вузе // Русская литература.
1994. - № 2. - С. 47-56.
7. Баяманова Р.Г. Организация коммуникативно-ориентированного урока русского языка / Р.Г.
Bayamanova. Караганда, 2006. - 135 с.
8. Белинский В.Г. Полный собр. Op. в 7 тт. Т. 4. М. 1954. - 586 с.
9. Белокурова С.П. Словарь литературных терминов / С.П. Белокуров. - СПб .: Академия. - 2005 .-
378 с.
10. Быстрова Е.А. Методология коммуникативной компетентности в обучении родному языку //
Русский в школе. - 1996. - № 1. - С.20-23.
11. Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под ред.
Новая Шотландия Valgina. - 6-е издание, переработанное. И доп. - М .: Логос, 2002 .- 528 с.
12. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов для бакалавров и
магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Рн / Д: Феникс, 2013 .- 539 с.
13. Виноградов В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. М .: Наука, 1986 .- 640 с.
14. Винокур, Г. О. О языке художественной литературы / Г. О. Винокур, М .: Высшая школа, 1991 .-
445 с.
15. Власенков А.И. Интегрированный курс русского языка и литературы (русская литература). 6
класс / А.И. Власенков М., 1992 .- 47 с.
16. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М .: Наука,
1981. - 139 с.
17. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Занимательный стиль / И.Б. Голуб М .: Образование. - 2013 .- 207 с.
18. Горбачевич К.С., Хабло Е.Я. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич,
Е.Я. Хабло Л .: Наука, 1979.- 567 с.
19. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. М .:
Образование, 1989 .- 208 с.
20. Горох Л.И. От цветка лилии до цветка лилии. // Русская речь. -1987. - № 2. - от. 83-84.
21. Григорьев В.П. Поэт и слово / В.П. Григорьев. М .: Наука, 1973. - 159 с.
22. Гринкевич (Вахненко), Е.В. Трафарет и штамп / Е.В. Гринкевич // Язык. Дискурс. Текст:
Материалы Международной научной конференции. - Ростов н / д. - 2004. - С.45-57.
7
23. Гринкевич (Вахненко), Е.В. Десемантизация как причина появления почтовых марок //
Функционально-системный подход к изучению языковых единиц различного уровня: материалы
межвузовской научной конференции. - Ростов н / д. - 2004. - С.20-30.
24. Диброва Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант Э.И. Диброва,
Л.Л. Касаткин. М .: Юрайт, 2013 .- 559 с.
25. Дьяченко М.И. Психология. Справочный словарь / Психология высшего образования: пособие
для магистров пед. специалист. университеты / М.И. Дьяченко Л.А. Кандыбович. Минск: Тесей, 2003 .-
352 с.
26. Жирмунский В.К. К вопросу об эпитете // Поэтика. Чтение книги для школьников вуза. М., 1992
.- с. 52-60.
27. Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации //
Лингвистические единицы и контекст. - Л., Ленинградский государственный педагогический институт
им. А.И. Герцен, 1973.- С. 194-199.
28. Колчин С. А. Коммуникативная компетентность: развитие речевой культуры // Русский язык и
литература в казахской школе. - 2005. - № 2. - С. 14-20.
29. Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной литературы / В.П.
Ковалев. Киев.: Издательство высшей школы, 1981. - 341 с.
30. Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология.
Лексикография: Учебное пособие для студ. высший учебник. учреждения / Л.П. Крысы. М .: Академия
ИТ, 2013 .- 240 с.
31. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках / Т.А. Ладыженская. М .:
Образование, 2010 .- 152 с.
32. Львов М.Р. Тенденции развития речи школьников / М.Р. Львов. Моск. государственный пед
институт им. В.И. Ленин. М .: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина,
1979.- 146 с.
33. Маслова В.А. Лингвистический анализ выразительности художественного текста / В.А.
Маслова. Минск: Высшая школа, 2007. - 156 с.
34. Пленкин Н.А. Обучение школьников структуре текста // Актуальные проблемы развития
речи учащихся. - М.: Просвещение, 1980. -С. 32-39.
35. Потебня А.А. Историческая поэтика / А.А. Потебня. М.: Высшая школа, 1990. - 380 с.
36. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире. Русский язык начала 21 столетия:состояние,
проблемы перспективы//Исследования по славянским языкам. -№6. - Сеул, 2001. - С. 177-202.
37. Словарь иностранных слов / Под ред. Лехиной И.В., Петровой Ф.Н. М .: Иностранные и
национальные словари, 1949. - 801 с.
38. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование / В.М. Солнца М .: Основное
издание восточной литературы издательства "Наука", 1971. - 294 с.
8
39. Сосновская И.В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа
произведения искусства: дис. ... доктор пед. наук. - М., 2005.- 516 с.
40. Снегирева, Л. А. Анализ текстов в англоязычной рекламе / Л. А. Снегирева. Минск: Искусство,
2007. - 220 с.
41. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М .: МГУ, 1975 .- 237
с.
42. Текст на уроках русского языка: Сборник научно-методических статей / Под ред. М.Р.
Шумарина // e-mail: araya @ balashov. san.ru
43. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев, М .: Просвещение, 1976 .- 448 с.
44. Тимофеев Т.И., Тураев С.В. Словарь литературных терминов / Т.И. Тимофеев С.В. Тураев М.:
Образование, 1974. - 509 с.
45. Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим путем // Русская литература. - 2005. - № 1. - с. 60-71.
46. Третьякова Г.Н. Речевое воздействие в устном общении // Теория общения. Языковые
ценности: сб. Научные статьи / Респ. редактор PER. Haritonchik. Минск: МГЛУ, 2006. - С.21-30.
47. Трунцева, Т.Н. Алгоритм композиционной работы (часть С). 11 класс. Русский язык в форме
экзамена / Т.Н. Truntseva. М .: Ур Перспектива, 2013 .- 240 с.
48. Трунцева Т.Н. Русский язык. 9 класс. Коллекция II. Давайте вместе подготовимся к итоговой
аттестации по русскому языку / Т.Н. Truntseva. - М .: ОТС Перспектива, 2013 .- 172 с.
49. Тюпа В.И. Анализ литературного текста: пособие для школьников филол. Фак. высший
учебник. учреждения / В.И. Тюп. М .: Академия, 2006 .- 336 с.
50. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л., 1948-1952. - Т.3.
51. Федоренко, Л.П. Принципы преподавания русского языка / Л.П. Федоренко, М .: Образование.
- 1973. - 160 с.
52. Федоренко, Л.П. Анализ и практика преподавания русского языка / Л.П. Федоренко. Курск:
изд. КГПИ, 1994 .- 20б с.
53. Фомин А.Г. Прагмалингвистические условия формирования рекламного текста (по материалам
англоязычной рекламы): Автореф. дис. Канд. филол. наук. - Барнаул, 2005 .- 19 с.
54. Харченко В.К. Различие между оценкой, образностью, выражением и эмоциональностью в
семантике слова // Русский в школе, 2006. - № 3. - С.67-68.
55. Цой А.А. Проблемы преподавания видов речевой деятельности в практическом курсе русского
языка // Вестник КазНУ. Филологическая серия. - 2004. - № 7. - С. 17-26.
56. Человеческий фактор в языке: лингвистические механизмы экспрессивности / М .: Наука,
2008. - 208 с.
57. Шадрина Л.И. Методология лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной
школе: Дис ... канд. Ped.science. - Орел, 2000 .- 170 с.
9
58. Шанский П.М. Лингвистический анализ художественного текста / П.М. Шанский. Л .:
Образование, 1984. - 415 с.
59. Шанский П.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ литературного текста / П.М. Шанский,
Ш.А. Махмудов. С.-П .: Специальный доктор, 1999 .- 319 с.
60. Шанский Н. М. Литературный текст под лингвистическим микроскопом / Н. М. Шанский. М .:
Образование. - 1986. - 157 с.
61. Якубовская, Е.В. Русский язык. 5 класс: Рабочая тетрадь: Пособие для
62. учащиеся специальных (коррекционных) учебных заведений VIII типа / Е.В. Якубовская, Н.Г.
Галунчикова Ю.В. Коршунова. М. Образование, 2010 .- 80 с.