Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ценностно-ориентированная модель государственной культурной политики, формирующаяся в нашей стране, придает особое значение культурно-досуговом учреждении в деле «передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности» [1]. Основы государственной культурной политики, утвержденные Президентом России 24 декабря 2014 г. № 808, в числе первоочередных ставят такие задачи, как [1]:
– утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития;
– сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности;
– сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности;
– усиление роли организаций культуры в деле исторического и культурного просвещения и воспитания.
Совершенно особое значение в деле «передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности» придается нравственному воспитанию младших школьников.
Младший школьный возраст представляет собой период активного физико-психического и индивидуального развития, формирования мышления, становления эмоционально-мотивационной сферы ребенка. Согласно утверждениям российских ученых, младший школьный возраст выполняет большую роль во всестороннем развитии индивида, является таким периодом формирования личности, необходимым для его развития. Цель воспитания и образования младших школьников — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры.
В работе с детьми младшего школьного возраста фольклорные традиции давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Так, пословицы и поговорки учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость, восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Функция считалок и скороговорок не изменилась, они развивают память школьников, кроме этого, способствуют развитию эстетических и этических качеств. Важное место в воспитании детей занимают сказки, народные песни, загадки. Каждый из этих жанров фольклора несёт в себе исторический опыт народа. Эти произведения являются неиссякаемым источником народной мудрости.
Через потенциал фольклорных произведений в прошлом формировалось и должно формироваться в настоящее время художественно-образное мышление детей.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между потенциалом фольклорных традиций как средства нравственного воспитания младших школьников, с одной стороны, и недостаточным использованием данного потенциала в воспитательном процессе в культурно-досуговом центре, с другой.
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.
Предмет: Нравственное воспитание младших школьников средствами фольклорных традиций в культурно-досуговом учреждении.
Цель исследования: раскрыть потенциал фольклора в нравственном воспитании младших школьников в культурно-досуговом учреждении.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание младших школьников» и «фольклорные традиции»;
- Выявить психолого-педагогические особенности нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;
- Определить потенциал средств фольклорных традиций в практике нравственного воспитания младших школьников;
- Проанализировать деятельность государственного бюджетного учреждения КДЦ «Московский» по организации нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами фольклора;
- Разработать методические рекомендации, а также проект по организации нравственного воспитания учащихся младших классов с использованием средств фольклорных традиций в ГБУ КДЦ «Московский».
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что использование средств фольклорных традиций в культурно-досуговом учреждении будет способствовать повышению результативности нравственного воспитания учащихся младших классов при условии:
– проведения систематической творческой работы в культурно-досуговом учреждении;
– разработки рекомендаций по организации воспитательного процесса младших школьников средствами фольклорных традиций.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования, обобщение и конкретизация.
Методологическая основа исследования. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, М. К. Асташиной, И.А. Капровой, в которых выявляется сущность основных понятий теории воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов воспитания.
База исследования: культурно - досуговый центр «Московский», г. Санкт-Петербург.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут послужить основой для дальнейшего исследования по данной тематике.
Практическая значимость исследования состоит в том, что многие положения и выводы могут применяться педагогами школы, родителями школьников, в ВУЗах на лекциях и семинарах, а также в учебных курсах «Педагогика», «Социальная педагогика», «Социология».
Положения, выносимые на защиту:
- нравственное воспитание — это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения.
- фольклор на протяжении всего времени своего существования является основным источником познавательного и нравственно-эстетического развития детей.
- необходимо повышать уровень нравственного воспитания младших школьников посредством организации посещений и занятий в «КДЦ «Московский». Все это позволит воспитать духовно-нравственную личность. Благодаря народным обычаям и традициям подрастающее поколение активно включается в культурную среду.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа отвечает логике исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1. Нравственное воспитание младших школьников: понятие и сущность
Воспитание является базовой категорией педагогики, которое является основой в обеспечении основного пласта формирования личности. Воспитательный процесс подвергается воздействию факторов внешней среды, социоприродного окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключается в переходе ребенка из одного состояния в иное, а результат воспитания – перевод опыта и знаний, ценностей в личностные установки, в поведение, в частности [17, с. 19].
Нравственность — это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. Нравственность является в этике синонимом понятия «мораль».
Нравственное воспитание — это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения.
Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.
Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нрав-ственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Огромный вклад в теорию духовного формирования и нравственного развития человека, его высших психических функций был внесен психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и другими.
Нравственное воспитание состоит в целенаправленном воздействии на конкретного человека, применение необходимых мер, программ, активизирующих воспитательный процесс. Целью нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности [12, с. 56].
Образовательная среда должна создавать у школьника ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.
Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания[7, с. 19]:
- взаимодействие;
- сотрудничество;
- воспитательные отношения;
- педагогическая ситуация;
- социальная обстановка.
Многообразие факторов, с одной стороны, обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны, делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов [29, с. 84]:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— патриотическое воспитание;
— формирование духовности средних школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;
— эстетическое развитие детей;
— развитие детского общественного движения;
— совместная работа школы и семьи.
Итак, нравственное воспитание - процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников
На сегодняшний день границы младшего школьного возраста, которые совпадают с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет. В данное время осуществляется последующее физическое и психическое развитие школьника, которые обеспечивают возможность обучения в школе.
Обучение в школе, его начало ведут к измене¬нию социальной ситуации развития ребенка. Ребенок стано¬вится «общественным» субъектом и уже обладает значимыми обязанностями, выполнение которых оценивается обществом. У младшего школьника складывается новейший тип отношений с людьми. Тотальный авто¬ритет со стороны взрослого человека постепенно утрачивается и уже к четвертому классу большую роль для школьника приобретают сверстники, усиливается роль детского окружения[5,с. 35].
Ведущей деятельностью у младших школьников является учебная деятельность. Данный вид деятельности устанавливает особые изме¬нения, которые происходят в психическом развитии детей в таком возрасте. У школьника складываются психологические новообразования, которые определяют более значимые достижения у младших школьников и служат некой основой, обеспечивающей развитие школьника в дальнейшем. Учебная мотивация, которая силь¬ная в первом классе, постепенно снижается. Чтобы снижения мотивации у школьника не происходило, учебной деятельно¬сти следует придавать новую, значимую для него мотива¬цию. Особая роль учебной деятельности в ходе развития ребенка не исключает, что младший школь¬ник более активно становится включенным и в иную деятельность, в процессе которой усовершенствуются его но¬вые успехи.
С точки зрения В.А. Караковского, «начало обу¬чения в школе выдвигает мышление в центр осознанной дея¬тельности младшего школьника. Развитие словесного, логического, рассуж¬дающего мышления, которые происходят в процессе усвоения науч¬ных знаний, перестраивает и иные познавательные процессы: «память в таком возрасте – мыслящая, а восприятие – думающее»» [16, с. 69].
По мнению И.А. Капрова, в течение всего младшего школьного возраста претерпевают существенные изменения развитие самого школьника, интенсивно развиваются все его свойства: в 2,1 раза возрастает объем внимания, увеличивается устойчивость, развива¬ются навыки переключения и распределения. К 9-10 го¬дам дети более способны очень длительное время сохранять внимание и исполнять какие-либо действия[15, с. 12].
В младшем школьном возрасте память, все психические процессы, значительно из¬меняются: память ребенка посте¬пенно приобретает черты произвольности, становится регулируемой и опосредованной.
Целенаправленная, планомерная развивающая работа, направленная на овладение мнемической деятельностью в данное время служит более результативной. Так, А.П. Шершенева выде¬ляет мнемические приемы, или способы в организации запоминаемого материала: группировка, определение опор¬ных пунктов, планирование, классификация, построение схем, установка аналогий, приемов, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, ассоци¬ации, дублирование [28, с. 10].
Сложность определения основного, значительного прослеживается в ключевом виде учебной деятельности младшего школьника - в пересказе текста. Например, психолог Н.И. Орлова исследовала особенности устного пересказа у младших школьников. Данный автор отметила, что чем короче пересказ, тем он дается детям значительно сложнее. Ребенок должен уметь определить основное, отделить основное от деталей [23, с. 8].
Представленные особенности мыслительной деятельности детей служат причиной неуспеваемости некоторых учеников. Дети не могут преодолевать сложности, что приводит к отказу от ак¬тивной мыслительной работы. Ученики пытаются применять многообразные неадекватные способы, методы решения заданий учебы, называемые психологами «обходные пути», например, заучивание учебной информации, не понимая ее сути. Младшие школьники учат наизусть все тексты слово в слово, но при вопросе по данному материалу от учителя, дети не могут ответить на него. Также обходным путем служит выполнение нового задания тем же методом, которым было выполнено задание ранее. Кроме всего прочего, недостаток мыслительного процесса – подсказки, списывание у соседа по парте и пр.
В младшем школьном возрасте появляется и такое важ¬ное новообразование, как произвольное поведение. Ребе¬нок в этом возрасте постепенно становится самостоятельным, выбирает, как ему поступать в тех или иных ситуациях. Фундаментом такого поведения является нравственный мотив, складывающийся в данное время. Школьник впитывает в себя ценности, пытается следовать установленным в школе и классе правилам и за¬конам. Зачастую следование правилам школы связывается с мотивами на личные цели, эгоизм, желанием быть одобренным педагогом или родителем, укрепить свою личностную позицию в классе. Их по¬ведение связывается с главным мотивом, который доми¬нирует в таком возрасте – мотив достижения успеха [11].
Формирование у младших школьников произволь¬ного поведения связано и планирование результатов действия и рефлексия.
Младший школьник может произвести оценку своему поступку с точки зре¬ния его результатов, изменить поведение, спланировать необходимым способом. Возникает смыслово - ориентировочная основа в поступках, что определяется дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок может побороть в себе свои желания, если их исполнение не соответствует конкретным нормам или не приводит к установленной цели. Главная сторона внутренней жизни ребенка – смысловая ориентировка в своих действиях, что тесно связывается с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Ребенок боится потерять свою зна¬чимость в глазах взрослых [11].
Также в этот период развития ребенка, достаточно активно происходит его размышления по вопросам совершаемых действий, переживаний. Внутренне ребенок не такой, как внешне. Такие перемены зачастую являются выплеском эмоций на взрослых, к истерикам, капризам.
Успеваемость в школе, оценка со стороны взрослых воздействует на ребенка, его развитие. Как было отмечено выше, такие дети значительно подвергаются воздействию со стороны. Большая роль отводится педагогу, который устанавливает нормы, развивает интересы детей. Также и иные взрослые люди занимают главную позицию для ребенка, в его жизни.
В начале обучения у школьника возрастает стрем¬ление к достижениям. В этой связи, основной мотив деятельности ребенка – мотив дос¬тижения успеха. Бывают случаи, когда встречается иной вид мо¬тива - мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка сосредотачиваются некоторые нрав¬ственные идеалы, образцы поведения. Ребенок постепенно понимает значимость данных образцов поведения и норм. В то же время для продуктивного становления личности ребенка необходимо внимание и оценка со стороны взрослого. Социальное простран¬ство ребенка расширяется, он всегда общается с педагогами и сверстниками в классе по законам четко сформулированных правил [7, с. 22].
Дети хотят совершенствовать свои навыки по тем ви¬дам деятельности, принятым и ценимым в привлека¬тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, достичь успеха.
Итак, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Главные достижения такого
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808//Консультант плюс
2. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2015. - № 11. - С. 68.
3. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей средствами устного народного творчества/О.В.Акулова// Воспитание школьников – 2015. – №7. – С. 56-63.
4. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество/В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2014. – 215 с.
5. Архангельский, А.М. Воспитание младших школьников/Педагогика. – 2017. – 364 с.
6. Асташина, М.К. Фольклор в воспитании школьников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2017. – № 3. – С.61-68.
7. Батчаева, М. А. Духовно-нравственное воспитание школьников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск. - 2016. – № 3. – С. 15-19.
8. Божевич, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И.Божович// Вопросы психологии – М: Просвещение, 2014. – 354 с.
9. Бурлачко, Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей с устным народным творчеством /Т.С. Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7 – С. 12-13.
10. Волков, Н. Г. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
11. Воспитание в школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raguda.ru/ds/poslovicy-i-pogovorki-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения: 11.11.2019)
12. Воспитание младшего школьника. Основные вопросы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html (дата обращения: 12.11.2019)
13. Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь/Л.С. Глебова. - М.: Большая энциклопедия, 2014. – 415.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. – М, 1979, т.11.
15. Капрова, И.А. Развитие школьников в процессе воспитания/ И.А. Капрова. - М: Просвещение, 2015. – 326 с.
16. Караковский, В.А. Воспитание для всех /В.А. Караковский. Москва, 2015. - 240 с.
17. Каршибаева, Г. А., Шарофиддинов А., Курбанбаев М. З., Тиркашева М. А. Роль пословиц в воспитании детей // Молодой ученый. — 2018. — № 49. — С. 275-277.
18. Ковалева, С. 7000 золотых пословиц и поговорок. /С.Ковалева. – М.: АСТ, 2000 – 580 с.
19. Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество/Ю.Г. Круглова, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова – М.: Высшая Школа, 2016. – 420 с.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 312 с.
21. Лобанова, Е. А. Педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2016. – 213 с.
22. Малаченкова, О.В. Воспитательный процесс с помощью фольклора/О.В. Малаченкова//Киберленинка. – 2019. - № 11. – С. 21-26.
23. Орлова, Н.И. Использование фольклора в работе с детьми // Дошкольное воспитание.- 2017. - № 4.- С.8-11.
24. Официальный сайт КДЦ «Московский» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kdcmoskovskiy.ru/ (дата обращения: 10.11.2019)
25. Сухомлинский, В.А. Педагогика/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 195 с.
26. Ушакова, О.С. Развитие речи школьников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2015. – 205 с.
27. Федотов, О.М. Пословицы и поговорки как жанры устного народного творчества/О.М. Федотов//Дошкольное воспитание. – 2017. - № 2. – С. 11-16.
28. Шершенева, А.П. Духовно-нравственное воспитание школьников/А.П. Шершенева//Молодой ученый. – 2018. - № 6. – С. 10-14.
29. Щукина И.Г. Воспитание младших школьников/И.Г. Щукина. – 2014.- 187 с.