Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В исследованиях когнитивно-стилевых характеристик внимание ученых сосредоточено на обосновании места каждого параметра индивидуальности в структуре личности. Когнитивные стили, как параметр индивидуальности, имеют особое значение. Различные стилевые особенности выступают в качестве своеобразных механизмов адаптации личности, обеспечивают адекватное отражение действительности и решение различного рода поведенческих задач. Понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации [35, 36, 37], с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.
Поэтому было выдвинуто предположение, что когнитивный стиль связан со структурой интересов свойствами личности. Среди основных когнитивных стилей наиболее интенсивно исследуются когнитивные стили: полезависимость/поленезависимость, импульсивность/реф лексивность. Полезависимость/поленезависимость – характеризует степень, в которой индивидуальная перцепция находится под влиянием видимого поля, способность преодолевать сложноорганизованный контекст, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.
Импульсивность/рефлективность – склонность быстро либо медленно принимать решение в ситуации множественного выбора. Импульсивные испытуемые склонны быстро принимать решения, при этом гипотезы выдвигаются без достаточной их проверки и без учета всех возможных 4 альтернатив. Для рефлексивных испытуемых характерен замедленный темп принятия решений, при этом гипотезы многократно уточняются на основе тщательного предварительного изучения свойств альтернативных объектов.
Цель настоящего исследования — определить связь между показателями когнитивного стиля и структурой интересов личности.
Задачи: 1. Проанализировать данные литературы о сущности понятия «когнитивный стиль», его месте, роли в структуре индивидуальности и характеризующих показателях, и данные об структуры интересовах личности.
2. Определить когнитивно-стилевые особенности испытуемых: полезависимость / поленезависимость, импульсивность/рефлективность.
3. Оценить индивидуально-типологические свойства личности у испытуемых с разными когнитивными стилями.
4. Определить зависимость между показателями когнитивного стиля и структурой интересов личности.
Основная гипотеза исследования: Показатели когнитивного стиля находятся во взаимосвязи с показателями структуры интересов.
Рабочие гипотезы:
Гипотеза I: лица с импульсивным когнитивным стилем отличаются выраженным индивидуально-типологическим свойством личности - "Профессиональный интерес".
Гипотеза III: для лиц с рефлексивным когнитивным стилем характерно выраженное свойство личности - "Личностный интерес".
Предмет исследования — взаимосвязь когнитивного стиля с индивидуально-типологическими характеристиками личности.
Объекты исследования: студенты в возрасте от 17 до 21 года.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи структуры интересов и особенностей когнитивной сферы личности
1.1 Когнитивно-стилевая организация личности
Интерес психологов к исследованию когнитивных стилей связан с их всепроникающим влиянием на разные аспекты поведения человека в сфере общения, обучения, работы. Проблематика когнитивных стилей занимает особое место в системе психологического знания. Один из существенных факторов, который стимулирует исследования когнитивных стилей, является интерес к человеческой индивидуальности и убежденность в том, что все люди понимают реальность индивидуально и своеобразно.
В психологии познавательных процессов наибольшее внимание уделяют исследованиям индивидуальной специфики процессов переработки информации. Понятие когнитивного стиля используется для того, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах обработки информации и, с другой стороны, типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации.
В зарубежной психологии описано большое количество характеристик когнитивного стиля.
Интерес к ним возник в 50-х гг. 20 века при изучении перцептивных процессов. Выяснилось, что восприятие человека несет на себе отпечатки его индивидуальности. Позднее появилось представление о когнитивных стилях как достаточно устойчивых индивидуальных различиях в способах организации и переработки информации. Были описаны устойчивые индивидуальные приемы оперирования информацией, которые получили название когнитивных стилей.
Когнитивные стили отражают внешнюю информацию (поступающую из окружающего мира) и внутреннюю (связанную с самоощущением личности). Предполагается, что основная функция когнитивных стилей состоит в индивидуальной настройке протекания когнитивных процессов, причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный момент процесса принятия решений.
Если в зарубежной психологии когнитивные стили исследовались как стилевые особенности отдельных познавательных процессов мыслительных операций, то в отечественной психологии когнитивный стиль изучался в рамках индивидуального стиля деятельности. Несмотря на многочисленные исследования когнитивных стилей, в психологии нет единого определения этого понятия. Наиболее часто употребляется понятие, которое указывает на то, что когнитивный стиль характеризует индивидуальный способ переработки поступающей из окружающего мира информации.
Первым понятие стиля использовал Альфред Адлер, который считал, что стиль жизни формируется в 3-5-летнем возрасте под влиянием различных свойств организма и условий воспитания. Для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности использовал понятие «стиль», считая, что оно является синонимом понятиям «характер», и «личность». Определение, соответствующее сегодняшним представлениям о когнитивных стилях дал Г. Олпорт. «Стиль – это характеристика системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств» [30]. Г. Уиткин определял когнитивный стиль как целостные взаимосвязанные свойства, а не как перечень отдельных стилевых черт [8].
Менингеровская клиника- одна из психологических школ, занимавшаяся изучением когнитивных стилей. Известные сотрудники клиники: Дж. Клейн, Р. Гарднер, П. Хольцман рассматривали когнитивный стиль как взаимоупорядоченную систему когнитивных аттитюдов, которая образует особый структурный уровень личности. Когнитивные аттитюды относятся не к тому, что человек делает, а к тому как он это делает, поэтому когнитивные аттитюды имеют много общего с инструментальными аттитюдами Г. Олпорта. Г. Олпорт считает, что аттитюд может быть уникальным, он может активировать поведение и управлять им, он продукт генетического происхождения и научения.
Аттитюд всегда предполагает оценку объекта, то есть связан с ориентацией, направленностью людей относительно 8 определенных объектов. Дж. Клейн считает, что когнитивные аттитюды имеют статус промежуточных переменных между потребностями и поведением, и определяют правила, по которым разворачиваются когнитивные процессы. Когнитивные аттитюды характеризуются как малостабильные образования, которые индивид выбирает в зависимости от намерений и целей действий применительно к конкретной ситуации.
Таким образом, один и тот же человек использует разные когнитивные стратегии в разных ситуациях с разными целями и намерениями. По мере повторного проявления тех или иных аттитюдов происходит их отбор и взаимосвязывание, после чего формируется индивидуальный когнитивный стиль личности. Когнитивный стиль есть прирост приспособительного качества, которое возрастает как результат постоянного использования когнитивных аттитюдов (стратегий) [34]. В отечественную психологическую литературу термин «когнитивный стиль» (cognitivestyle) перешел из англоязычной литературы. Точный перевод английского слова cognitive на русский язык соответствует слову познавательный. При этом термины «познавательный» и «когнитивный» не являются синонимами применительно к понятийному строю отечественной психологии.
«Познавательный» — имеющий отношение к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании в виде познавательного образа (сенсорного, перцептивного, мнемического, мыслительного), т.е. этот термин адресуется тому, что отображено в познавательном образе. «Когнитивный» — имеющий отношение к психическим механизмам переработки информации в процессе построения познавательного образа на разных уровнях познавательного отражения, т.е. этот термин адресуется тому, как строится познавательный образ» [2].
В многочисленных исследованиях стилевых особенностей индивидуальности можно выделить широкий круг характеристик стиля, а именно: индивидуальный стиль деятельности; индивидуальные стили поведения; активности; индивидуальные стили; стили общения; стили жизнедеятельности, социального мышления; стили руководства. 9 Несколько позднее на основе исследований в данном направлении появилось представление о когнитивных стилях как устойчивых индивидуальных различиях в способах организации и переработки информации и приобретаемого опыта. Авторы обнаружили и описали большое количество устойчивых индивидуальных приемов оперирования информацией, получивших название когнитивных стилей.
К их числу относятся:
- по типу восприятия: полезависимость / поленезависимость;
- по типу реагирования: импульсивность / рефлексивность;
- по особенностям когнитивного контроля: гибкость / Личностный интерес;
- по типу мышления: аналитический / синтетический; - по диапазону эквивалентности: узость / широта;
- по сложности: когнитивная простота / когнитивная сложность,
- толерантность к нереалистическому опыту;
- по доминирующему способу обработки информации: образный/вербальный и др.
В отечественной психологии проблема когнитивных стилей выступала в роли объекта в незначительном количестве исследований: в работах А. И. Палея, В. А. Колги, И. Н. Козловой, М. С. Егоровой, М. А. Холодной, Г. А. Берулава, И. П. Шкуратовой, М. Э. Прудниковой. Стилевой подход развивался и в русле изучения индивидуального стиля деятельности, как в плане анализа самого теоретического конструкта, так и в аспекте его проявлениях в различных видах деятельности. В ряде работ рассматриваются стили поведения, активности, эмоциональные стили, стили общения, социального мышления, руко
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Либин А.В. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред. А. В. Либина. Москва: Смысл,1998. — 310 с., 1998
2. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания //Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара /Под ред. В.А. Колги. Таллинн: ЭИНЛ, 1986. - С. 17-20.
3. Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство развития проблемно-конфликтных ситуаций //Когнитивные стили: Тезисы научнопрактического семинара /Под ред. В.А. Колги. Таллин: ЭИНЛ, 1986. - 21-23с.
4. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров М.: МПСИ, 1996. - 768с.
5. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: Теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001
6. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.
7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. с. 140-144
8. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. с. 128- 140.
9. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии и познания. 1 том. М.: Смысл: Академия, 2006. – 448 с.
10. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии и познания. 2 том. М.: Смысл: Академия, 2006. – 432 с.
11. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М. 1997. 43
12. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий/ Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2004- 704 с.
13. Клаус Г. В. Ведение в дифференциальную психологию учения.— М.: Педагогика,1987.
14. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.
15. Когнитивные стили / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986
16. Колга В.А. Исследование когнитивных стилей в СССР// Интегральное исследование индивидуальности /Под ред. Б. А. Вяткина.— Пермь, 1992.— С.17-36.
17. Колга В. А. и др. Семинар по когнитивным стилям //Вопросы психологии. 1986,-№5.-С.187-188.
18. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии, т.6, 1989.
19. Кондрашихина О. А. Дифференциальная психология: Учеб. пос. — К.: Центр учебной литературы, 2009. — 232 с.
20. Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. – М.: Наука, 1993. – 141 с