Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации
должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах
деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей. Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна
из главных задач дошкольного образования, так как развитие коммуникативной компетентности
является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе [26]. Наряду с этим в
Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к
учебной деятельности [2].
Согласно современным данным, овладение коммуникативной компетентности имеет большое
значение для успешного обучения ребенка в школе. (Львов М.Р., Усанова О.Н., Таскаева Т.С.,
Ушакова О.С. и др.). В психолого-педагогической литературе по проблемам развития речи детей
дошкольного возраста представлен обширный материал, посвященный формированию
коммуникативной компетентности. Однако прямой перенос методических подходов,
рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с общим недоразвитием речи (ОНР)
оказывается не всегда эффективным.
2
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста
с ОНР.
Цель исследования – изучить особенности формирования коммуникативной компетентности
детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
2. Выделить особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
с ОНР.
3. Провести психолого-педагогический анализ подходов к развитию коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования:
1) теоретические – изучение научной литературы по теме исследования, материалов из
опыта работы, сравнительный ретроспективный анализ первоисточников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и
зарубежных ученых и практиков в области дошкольного образования: проблемы содержания и
методов обучения монологической речи в детском саду (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В.
Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С.
Ушакова, Л.Г. Шадрина), педагогические системы дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М.
Монтессори, Е.И.Тихеева), обучение связной речи детей в отечественной методике (К.Д.
Ушинский, Л.Н. Толстой).
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Существует несколько подходов к классификации общего недоразвития речи. Рассмотрим
психолого-педагогический подход, предложенный Р.Е. Левиной (1969 год). В рамках этого
подхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Эта
классификация была дополнена Т.Б. Филичевой (2001 год) четвертым уровнем [4, с. 116].
Повышение речевой активности, а также появление новых языковых возможностей помогают
определить переход одного уровня на другой. Темп перехода ребёнка от одного уровня к другому
зависит то тяжести и формы первичного дефекта [11, с. 150].
Первый уровень речевого развития – общее недоразвитие речи I уровня, определяется в
литературе как – «отсутствие общеупотребительной речи». Для данного уровня характерно
отсутствие словесных средств общения или ограниченное их развитие, в то время как у нормально
развивающихся детей речь уже полностью сформирована. В активный словарь детей с общим
3
недоразвитием речи I уровня входит небольшое количество нечётко произносимых обиходных
слов, звуковых комплексов и звукоподражаний. Дети данного уровня речевого развития
используют имеющиеся у них средства языка в многоцелевом плане, а именно: слова или
звукоподражания могут обозначать не только название предметов, но и некоторые их признаки
или действия, совершаемые с ними (к примеру: «бика» произносится с разной интонацией и
обозначает «машина», «едет», «бибикает») [13, с. 97].
В результате этих фактов, указывающих на крайнюю бедность словарного запаса, ребёнок
начинает активное использование паралингвистических средств: мимики и жестов. Для данной
категории детей так же характерно отсутствие в их речи морфологических элементов, которые
служат для передачи грамматических отношений, отмечается ярко выраженная недостаточность в
формировании импрессивной стороны речи. [74, с. 75]. Дети с трудом понимают не только
некоторые простые предлоги («в», «на», «под» и др.), но и грамматические категории
единственного и множественного числа, мужского и женского рода, времени (прошедшего и
настоящего), глаголов и т.д. [13, с. 101].
Речь детей с общим недоразвитием речи I уровня малопонятна для окружающих и обладает
жесткой ситуативной привязанностью.
Второй уровень речевого развития – общее недоразвитие речи II уровня, определяется в
литературе как – «начатки общеупотребительной речи», на данном уровне происходит
возрастание речевой активности детей. Появляется фразовая речь, однако фраза все ещё остаётся
искажённой в грамматическом и фонетическом отношении. Так же отмечаются трудности в
формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системе синонимов и антонимов [13, с. 103].
Однако у детей данной категории, в отличие от детей с общим недоразвитием речи I уровня,
заметно улучшается словарный запас, не только по количественным, но и по качественным
параметрам: происходит расширение объёма употребляемых существительных, глаголов и
прилагательных, в речи детей появляются некоторые числительные, наречия и т.д. Наблюдаются
ошибки в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных
прилагательных, существительных со значением действующего лица, что говорит о
недостаточности словообразовательных операций [74, с. 80].
Дети с общим недоразвитием речи II уровня не знают многих слов, обозначающих части тела,
животных и их детёнышей, одежду, мебель, профессии и т.д., но они могут отвечать на вопросы
по картинке (о семье, о знакомых явлениях окружающего мира). Для данной категории детей,
характерным остаётся резко выраженный аграмматизм. Дети не до конца понимают обращенную
к ним речь, так как всё ещё недостаточно различают многие грамматические формы [33,с.105].
Грубое нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов в большинстве случаев делает
речь детей II уровня речевого развития малопонятной. Третий уровень речевого развития – общее
недоразвитие речи III уровня, характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи с
элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений.
Данная категория детей неточно знают и употребляют многие слова, у них недостаточно
сформирован ряд грамматических форм и категорий языка. Активный словарь наполняется
существительными и глаголами, однако отмечается недостаточность слов, обозначающих
качество, признаки, состояния предметов, так же страдает словообразование, с трудностью
происходит процесс выбора однокоренных слов [33, с. 110]. Появляются характерные ошибки при
согласовании различных частей речи, а также при употреблении сложных и ряда простых
предлогов 24, с. 85]. Звукопроизношение так же не соответствует возрастной норме: дети не
различают на слух близкие по акустическим характеристикам звуки, искажают звуковую структуру
4
и звуконаполняемость слов. Связные речевые высказывания таких детей отличаются отсутствием
чёткости, последовательности изложения. При отражении внешней стороны явлений детьми не
учитываются существенные признаки, причинноследственные отношения. Четвёртый уровень
речевого развития – общее недоразвитие IV уровня, характеризуется незначительными
нарушениями всех компонентов речевой системы. Дети на первый взгляд производят вполне
благополучное впечатление: у них отсутствуют яркие нарушения в звукопроизношении,
присутствует лишь недостаточная дифференциация звуков [3, с. 112].
В нарушении слоговой структуры является характерным то, что данная категория детей, понимая
значение слова, не может удерживать в памяти его фонетический образ, и как следствие
наблюдается искажение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2009.
2. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии / Л.С. Волкова. Том 2. - М., 1997.
3. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование
4. у детей с недоразвитием речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю.
Шарипова.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2010.— 96 с.— Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/13019.— ЭБС «IPRbooks».
5. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и
дизонтогенез [Электронный ресурс]: монография/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 192 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/24029.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками,
страдающими ОНР / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. - СПб. : Каро, 2005 (Коррекционная
педагогика).
7. Баранова, Е. Б. Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами (в рамках
комплексного подхода)/ Е.Б. Баранова Логопед в дет. саду. - 2004г.
8. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи в процессе обучения рассказывания по картине /Л.Б. Беряева Логопед в дет.
саду. - 2006.
9. Бессонова, Т.П Грибова О.Е.,. Дидактический материал по
10. обследованию речи детей. Словарный запас /Т.П. Бессонава, О.Е. Грибова.-М.:АРКТИ,1999.
11. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников /Т.В. Волосовец. - М., 2002.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.В. Выгодский Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.
13. Грибова, О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей.
Словарный запас/О.Е. Грибова, Т.П. Бессовнова.-М.:АРКТИ,1999..
14. Громова, О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для
дошкольных образовательных учреждений/О.Е. Громова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.
5
15. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим
недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. - 2006.
16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименко. - М., 2007.
17. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б Филичева.— М., 1990.
18. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М., 2011.
19. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. И доп. - М.:
Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
20. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической гностики лиц с
нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс]: пособие для студентов, педагогов,
логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— СПб.:
КАРО, 2013.— 432 c.
21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи/Г.А. Каше. - М., 2007.
22. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической
группе/ В.В. Коноваленко. - Изд. ГНОМ и Д, 2009.
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического
мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ В.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2009.
24. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи. /Р.И. Коноваленко, Н.В.Серебрякова. - СПб., 2001.
25. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/
Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА,
2012.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.— ЭБС «IPRbooks»
26. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвитият речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ,
1999.
27. Левина, Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи /Р.Е. Левина, Н.А. Никишна /
Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина, Н.А. Никитина. - М., 1968.
28. Леонтьев, А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев. М., 1997.
29. Никашина, Н.А. Формирование речи и ее недоразвитие. - Логопедия. Методическое
наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
30. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб., 2006.
31. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница - Изд. 6-е. - Ростов н/Д:
Феникс, 2015.
32. Ромусник, М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи / М.Н. Ромусник. Логопед в дет. Саду / М.Н. Ромусник - 2006.
6
33. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду /Л.Н. Смирнова Занятия с детьми 6-7 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /
Л.Н.Смирнова - М.:Мозаика- Синтез,2006.
34. Смирнова, Л.Н.Логопедия в детском саду / Л.Н. Смирнова Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н.
Смирнова. - М.: «Мозаика- Синтез»,2006.
35. Смирнова, И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный
36. справочник/ Смирнова И.А.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.—232
c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.— ЭБС «IPRbooks»
37. Ткаченк,о Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений / Т.А. Ткаченко
Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с
дошкольниками / Т.А. Ткаченко -М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2002.
38. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим
недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.
дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
39. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В.. Подготовка к школе детей с Общим Недоазвитием Речи в
условиях специального детского сада.Ч.П/ Второй год обучения (Подготовительная группа) / Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина - М.,1993.
40. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М.:
Гном и Д, 2000.
41. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов,
студентов педагогических вузов и родителей. - СПб.: КАРО, Дельта +,2004.
42. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Н.А.
Ченцова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru