Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальной экономики для российской практики объективно необходимой является
активизация механизма реализации возможностей обеспечения устойчивости российского
бизнеса, повышения эффективности организации и управления им, что требует комплексного
анализа факторов изменений их качества.
3
Ведение бизнеса в нашей стране требует немаленького объема ресурсов. Слишком много
ограничений, требований, обязательств возникает у малого бизнеса при работе и взаимодействии
с органами власти и контролирующими инстанциями. Однако бизнес испытывает не только
давление со стороны государства, но и может рассчитывать на определенную помощь, в том
числе и финансовую. Обзор такой помощи позволит найти выгоду в отношениях с
государственным аппаратом.
Цель работы – выявление перспектив развития предпринимательства в России.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы предпринимательства.
2. Проанализировать развитие предпринимательства в России.
3. Выявить проблемы предпринимательства и пути их решения.
Объект исследования – предпринимательство.
Предмет исследования – развитие предпринимательства в России.
В процессе исследования применялись методы структурного, сравнительного, статистического
анализа, наблюдения, объяснения, толкования и классификации.
Развитие предпринимательства – достаточно изученная тема среди ученых-экономистов. В работе
использованы труды таких ученых как Галаган А.А., Девлетов О.У., Лютиков А.М., Лапуста М.Г.,
Рущицкая О. А. и ряда других. Однако в изученных трудах недостаточно ясно определена
практическая роль малых предприятий в региональной экономике, а также реальные
возможности участия в инновационном развитии. Данные пробелы не представляют возможным
дать объективную оценку существующего потенциала малых форм предпринимательской
деятельности с точки зрения стороны, принимающей непосредственное участие в инновационном
развитии региональной экономики. Кроме того, в данной ситуации достаточно сложно
разработать действенные инструменты стимулирования малого бизнеса.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников.
1 Теоретические основы бизнеса
1.1 Понятие бизнеса
4
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств.
Предпринимательство– важная часть хозяйственной структуры мировой экономической системы.
Значительный пласт малого предпринимательства, с одной стороны, повышает гибкость и
адаптивность мировой глобальной системы, с другой – способствует укреплению стабильности,
создавая рабочие места.
Термин «предпринимательство» довольно часто употребляется и в научной литературе, и в
повседневной речи. Это многогранное социально-экономическое явление затрагивает все
стороны экономической жизни страны и ее регионов. Но единой трактовки данного понятия на
сегодняшний день не существует. В различных словарях и справочниках можно встретить шесть
наиболее часто употребляемых определений данного термина:
1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при
определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность
этого понятия [2].
2. Сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов предпринимательства на
рынке товаров, работ и услуг [14].
3. Деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения
[18].
4. Мобильная совокупность юридических и физических лиц- предпринимателей, не являющихся
составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную
роль в экономике государства [11, c. 13].
5. Коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и
отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах
государственной важности [11, c. 15].
6. Совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих в качестве
экономических субъектов рынка.
Часто предпринимательство отождествляют с бизнесом, а бизнесменов зачисляют к успешным
людям. Но успех в предпринимательстве зависит от многих факторов. Одним из непременных
условий достижения высокой результативности в любой предпринимательской деятельности
является получение необходимых знаний, представлений об условиях и особенностях этой
деятельности. Предпринимательству необходимо учиться.
Определение понятия «предпринимательская деятельность» вытекает также из функций, которые
она реализует. Выделяют следующие функции:
- ресурсную (концентрация всех видов ресурсов);
- организационную (организация всех процессов, которые включает в себя предпринимательство);
- творческую (креативность, инициатива, риск открытость на все новое) [4].
5
Во многих законодательных актах РФ упоминается предпринимательская деятельность,
предпринимательство. Так, в ст. 8 Конституции РФ декларируется гарантия обеспечения условий
для занятия предпринимательской деятельностью и равенство форм собственности [7].
Ст. 23 Гражданского кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с предпринимательской
деятельностью граждан [4].
Кроме этого, много моментов регулирования предпринимательской деятельности предвидено в
нормах международного права, Налоговом и других кодексах, Федеральных Законах,
подзаконных нормативно-правовых актах, нормативно-правовых актах органов власти и
управления субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актах органов местного
самоуправления, обычаях делового оборота.
Изучение представленных выше трактовок позволяет сделать вывод, что предпринимательство
является некой общностью, состоящей из малых предприятий (совокупность юридических и
физических лиц - малых предпринимателей, совокупность независимых мелких и средних
предприятий, сектор экономики). Такая трактовка предполагает еще и наличие взаимосвязей
между элементами общности.
В первом определении малого предпринимательства подчеркивается необходимость
соответствия предприятий определенным критериям для отнесения к той или иной категории.
Существуют два критерия, по которым фирма может быть отнесена к разряду малых, средних или
микропредприятий: среднесписочная численность сотрудников и выручка за календарный год.
Причем в пятом определении МП подчеркивается, что данные критерии могут варьироваться в
разных государствах.
Признак иерархичности подразумевает, что каждый элемент системы может рассматриваться как
система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы
(суперсистемы). Более высокий иерархический уровень оказывает воздействие на нижестоящий
уровень и наоборот. В устойчивой системе должно быть обеспечено сбалансированное сочетание
элементов на вышестоящих и нижестоящих иерархических уровнях. Причем, согласно принципу
«золотого сечения», меньшие по размеру элементы находятся на нижестоящем уровне и их
должно быть несколько больше по количеству, чем более крупных элементов на более высоком
уровне [6]. Это касается и экономической системы, в которой должно быть обеспечено сочетание
крупного, среднего, малого и микробизнеса. Малые, средние предприятия и микропредприятия
взаимосвязаны не только друг с другом, но и с представителями крупного бизнеса, что
увеличивает сложность рассматриваемой системы. Таким образом, выстраивается своеобразная
иерархическая структура соотношения различных по масштабу деятельности предприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2009. – 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
18.07.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Акимов А.В. Типы развития отраслей реального сектора экономики России после 1991 г.:
статистический анализ и следствия для промышленной политики // XVIII Международная научная
конференция «Модернизация России: Приоритеты, проблемы, решения» – М., 20-21 декабря 2018
г. – С. 14-21.
5. Бизнес и власть в России: формирование благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата. – М.: Издатель¬ский дом НИУ ВШЭ, 2016. – 464 с.
6. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь [Электронный ресурс]. – URL:
http://politike.ru/slovari/vlast-politika-gosudarstvennaja-sluzhba-slovar.html
7. Галаган А.А. История предпринимательства российского: От 5. купца до банкира. – М.: Ось89, 1997. – 160 с.
8. Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. – М.: Директ-Медиа, 2016. –
343 с.
9. Кириллова Л.Н., Зиянгулова А.Р. Использование принципа «золотого сечения» в
гармонизации структуры баланса предприятия [Электронный ресурс]. – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-printsipa-zolotogo-secheniya-v-garmonizatsii-strukturybalansa-predpriyatiya
10. Краснова Г. Как помочь предпринимателю? [«круглый стол» по вопросам
предпринимательства] / Г.Краснова // Великолукская правда. Новости. - 2015. - 26 дек. (3324-327).
- С. 1-2
11. Лермонтов Ю. М. Признаки предпринимательской деятельности / Ю.М. Лермонтов //
Бухгалтерский учет. - 2014. - № 13. - С. 50-55
12. Лютиков А.М. Стимулирование предпринимательской активности / А.М.Лютиков //
Финансы. - 2016. - № 9. - С. 26-28
13. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2011 – 489 с.
14. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Пихлера Й.Х.,
Пляйтнера Х.Й., Шмидта К.Х. Пер с нем. И.С. Алексеевой и Г.И. Токаревой. – М.: Международные
отношения, 2002. – 280 с.
15. Острые проблемы бизнеса в РФ – высокие налоги и снижение спроса [Электронный
ресурс]. – URL: https://regnum.ru/news/2387193.html
7
16. Политическая наука: словарь-справочник [Электронный ресурс]. – URL:
http://politike.ru/slovari/politicheskaja-nauka-slovar-spravochnik.html
17. Предпринимательство: учеб. пособие / [под ред. М.Г. Лапусты]. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:
ИНФРА, 2014. – 380 с.
18. Рущицкая, О. А. Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и про¬блемы России /
О. А. Рущицкая, Е. С. Куликова // «Аграрное образование и наука». - 2018. - № 6. - С. 52-58
19. Спиридонова Ю. Н. Сравнительно-исторический анализ становления предпринимательства
в России // Juvenis scientia. – 2018. – № 1. – С. 30-33.
20. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов [Электронный ресурс]. – URL:
http://politike.ru/slovari/tolkovyi-slovar-demokraticheskogo-novojaza-i-evfemizmov.html
21. Timmons J.A. New Venture Creation: Entrepreneurship for the 21 Centure / J.A. Timmons. -
Boston: Irwin/McGraw-Hill, 2009. - 281 р