Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Синтетическое взаимодействие музыки и литературы, имея
многовековую историю, на рубеже XIX и XX веков приобрело невиданный ранее размах,
что привело к созданию произведений на качественно новом уровне. Важно отметить, что
влияние было обоюдным: за счет литературы в музыке усилилась программность, в
литературе - благодаря музыке - более отчетливо проступили такие маркеры
2
музыкальности, как звукопись, анафора, новая ритмико-интонационная канва
произведений, вариативность и т. д.
В конце XIX века музыка начинает восприниматься отечественными поэтами и
музыкантами как высшая форма художественной деятельности и культуры. Именно
музыка, по убеждению А. Белого, Вяч. Иванова, А. Скрябина, призвана сосредоточить
вокруг себя все иные виды искусства, а в конечном счете преобразить мир.
Музыка и литература имеют сходные средства выражения, но в то же время достаточно
сильно отличаются друг от друга: там, где литература использует, например, знаки
препинания для того, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль или оживить рассказ,
сделать его более эмоциональным, музыка пускает в ход паузы, затакты, синкопы,
добиваясь тем самым большей вариативности. Так рождается множество различных
комбинаций: музыканты должны постоянно создавать новые созвучия, ритмы, формы.
Читая классические произведения русской литературы XIX века, мы не всегда или не
сразу обращаем внимание на детали, которые, как нам кажется на первый взгляд,
являются второстепенными. Например, во что одет главный герой, какое блюдо он заказал
в ресторане, какую афишу увидел, когда проходил мимо театра и т.п. Однако такие детали
важны. Если мы остановимся и всмотримся в них внимательнее, то получим информацию
о вкусах эпохи, об интересах самого автора. В конце концов, вкусы и предпочтения
литературных героев формировались под влиянием интересов самих авторов –
завсегдатаев модных ресторанов, собирателей фольклора, знатоков оперы и любителей
балета. Наша задача состоит в том, чтобы отметить музыкальные предпочтения русских
писателей и поэтов XIX века. Для выполнения этой задачи мы обратимся не только к
текстам нетленных произведений классиков, но также к их собственным заметкам и
воспоминаниям их современников.
Евгений Онегин был поклонником балерины Авдотьи Истоминой, Илья Обломов питал
слабость к бельканто, а на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите» оркестром
дирижировал сам Иоганн Штраус. На вкусы литературных героев повлияли вкусы самих
авторов — собирателей фольклора, знатоков оперы и любителей балета.
Вышесказанное определило цель исследования – рассмотреть влияние музыки на русскую
литературу XIX века.
Задачи исследования:
- рассмотреть взаимосвязь и влияние музыки на русскую литературу на конкретных
примерах произведений русской литературы;
- разработать урок по МХК для учащихся старших классов, основанный на одном
конкретном примере, ярко раскрывающем влияние музыки на русскую литературу 19-го
века.
1. Взаимосвязь и влияние музыки на русскую литературу на конкретных примерах
произведений русской литературы
1.1. Влияние музыки на произведения А.С. Пушкина
3
Самые яркие и запоминающиеся музыкальные впечатления А.С. Пушкина связаны с
Подмосковным имением Захарьиным, с народными песнями и крестьянскими гулянками.
Каждое лето молодой поэт собирал крестьянские мотивы. В деревне "раздавались русские
песни, устраивались праздники, хороводы". Здесь поэт слышал старую крестьянскую
песню, здесь получил он первые впечатления от русского народного творчества, сохранив
их на всю жизнь.
Плавные, медлительные хороводы иногда сопровождались инсценировками песен.
Существовали также веселые и резвые хороводы. Это была коллективная пляска, удалая и
темпераментная. В ней участвовали все - и молодежь, и старики, - с присвистыванием,
возгласами и вскриками. Так, А.С. Пушкин использует этот пример в "Сказке о царе
Салтане" в сцене, где белочка грызет золотой орех
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде
Няня А.С. Пушкина, Арина Родионовна знала не только старинные русские песни, -
обладая живым и общительным характером, она восприняла новые песни. Пушкин
слышал от нее даже напевы, возникшие в XIX веке. Это можно увидеть, изучив
произведение Пушкина "Зимний вечер" (1825), где он обращается к "подруге дней
суровых".
Умение Пушкина различать тонкие детали русской песни восходит, несомненно, к его
детским впечатлениям.
Богато и многокрасочно влиял русский музыкальный фольклор на стихи Пушкина. Во
многих произведениях, уже начиная с юношеских стихов, можно наблюдать процесс
поэтического претворения народно-песенного творчества. Так, например, эпиграмма "На
А. С. Стурдзу" (1819) - "Вкруг я Стурдзы хожу" является несомненным отражением
русской песни "Круг я печки хожу".
Продолжая увлекаться музыкой в лицее Пушкин начинает использовать в своих
произведениях классическую музыку.
В отрывках из путешествия Онегина он назвал «упоительного Россини» — самого
модного композитора эпохи. В том же «Евгении Онегине» соседка Ленского Дуня поет
арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» Фердинанда
Кауэра. А говоря о русском переводе письма Татьяны, автор сравнил его с «разыгранным
Фрейшицем перстами робких учениц». Речь идет об опере Карла Марии фон Вебера
«Вольный стрелок» — по-немецки «Der Freischütz».
Пьеса «Моцарт и Сальери» - одно из самых ярких произведений поэта о музыке и
музыкантах. Поэтом упоминается в ней плеяда композиторов XVIII столетия — Глюка,
Пиччини, Гайдна. Реальные музыкальные произведения в трагедии — Реквием Моцарта,
его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро». А вот «безделицу», о
которой Моцарт рассказывает Сальери, Пушкин, скорее всего, придумал сам.
1.2. Влияние музыки на произведения И.А. Гончарова и А.Н. Островского
Музыкальность Гончарова имела иной, более созвучный эпохе ускоренной прозаизации
литературного высказывания характер.
Гончаров стал одним из первых мастеров «звукового пейзажа», внеся заметный вклад в
отыскание словесных аналогов для тех или иных звуковых реалий.
В произведениях Гончарова обильным употребляются условно «музыкальные» цитаты,
воспроизводимые достаточно скупыми языковыми средствами. Используемый материал
не всегда назывался, хотя, как правило,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии Л.: Изд-во Ленинградского
университета, 1963. - 208 c.
2. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике Учеб. пособие. — М.:
Высш. шк. , 1991. — 140 с.
3. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начало ХХ века. - Л.: Музыка, 1979.- 344 с.
4. Булгаков, М. А. Собрание сочинений : в 10 т. 1919-1924 / сост. В. Петелин. – М. :
Голос, 1995. - 458с.
5. Васина-Гроссман В.А. Описание: Михаил Иванович Глинка. -М.: Музыка;, 1982. -
101с.
6. Виноградов В. В. О художественной прозе // Виноградов В. В. Избранные труды. О
языке художественной прозы. М., 1980
7. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - Л.: Музыка, 1984.- 55 с.
8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1972.
9. Лотман Ю.М., Анализ поэтического текста / О поэтах и поэзии, СПб, «ИскусствоСПб», 1996 г., с. 25-26.
10. Майкапар А. М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье…» //Искусство. Первое
сентября.- № 15, 2006.
11. Майкапар А. Музыкальные жанры: Опера //Искусство. Первое сентября.- № 2,
2009.
12. Майкапар А. П.Чайковский. «Времена года»: Январь- декабрь // Искусство. Первое
сентября.- № 9-15, 2007.
13. Медушевский В. Суть музыки - устремленность к высшему смыслу жизни. //
Искусство в школе.- №6, 2001.
14. Пирязева Е. Литература и музыка – диалог искусств // Искусство. Первое
сентября.- № 19, 2008.
15. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский
Дом); 4-е изд. Л.: «Наука» Ленинградское отд. 1977-1979
5
16. Ревзина О. Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика
художественного текста. М., 1998. С. 301—316Соболева Г.Г. Русский романс. Знание
,1980-112с.
17. Таршина Е. Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов //
Искусство. Первое сентября.- № 23, 2006.
18. Толстой Л.Н. Война и Мир. Том I. Под редакцией и примечаниями П.И.Бирюкова.С
рисунками А.П. Апсита. Издание Т.-ва И.Д.Сытина. М.: Типография Т.-ва Сытина 1912г. -
407с.
19. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / АН СССР, ИРЛИ
(Пушкинский Дом); [редкол.: М.П. Алексеев (гл. ред.) и др.] – М. : Наука, 1978-2014
20. Шпитцер Л. Словесное искусство и наука о языке. // Проблемы литературной
формы. – Л., 1928. – С.191-218.
21. Чернавина А.А. Искусство «восхитительного обмана»: ритмическая и
фонетическая игра как конструктивный элемент романа В. Набокова «Лолита» // Игровая
поэтика. Выпуск 1. – Ростов-на-Дону, 2006. – 0,6 п.л.
22. Шмид В. Проза как поэзия Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард
http://profilib.com/chtenie/147860/volf-shmid-proza-kak-poeziya-pushkin-dostoevskiy-chekhovavangard-61.php
23. Эйгес И.Р. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова / «Лит. наследство» т. 4 5 -4
6 . - М., 1988.- 511 с
24. Энциклопедия мысли. Книга первая. – СПб.: «КРИСТАЛ», 1997. – 592 с.