Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективными
изменениями в нашей стране – экономическими, политическими, культурными,
социальными. Вместе взятые, они оказывают закономерное влияние на систему
современного образования, для которой характерны такие черты, как
вариативность, динамизм, творчество. Образовательные организации нашей
3
страны – будь то дошкольные, общеобразовательные или профессиональные – в
условиях интенсивных изменений должны работать не в режиме
функционирования, а в режиме развития, так как происходящие преобразования
слишком стремительны, что влечет за собой необходимость обновления.
Объективная обусловленность модернизации образовательной системы как
социального института осуществляется в соответствии с Законом «Об
образовании в Российской Федерации», постановлениями и распоряжениями
правительства, его приказами и письмами. В перечисленных нормативных
источниках образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в
интересах личности, общества и государства. Такую организацию
жизнедеятельности обучающихся, которая способна обеспечить полноценное
проживание периода взросления (детство, юность), как значимого периода
развития может обеспечить целостный педагогический процесс.
В классической педагогике идея целостности педагогического процесса была
заложена в XIX веке. Этому предшествовало развитие естествознания,
антропологии, которые интегрировали научные представления о человеке.
Немецкий философ, психолог и педагог И. Гербарт ввел понятие
воспитывающего обучения. Именно воспитание формирует мировоззрение
формирующейся личности. Задача образовательной организации и педагогов –
помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильный вектор
развития, чтобы он не растерялся в сложном многообразии сегодняшней жизни.
В проектировании воспитательного процесса педагогический коллектив должен
использовать собственный опыт, не отходя от традиций своего учебного
заведения. А ведущими идеями должны стать теории и концепции педагогики
гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного,
развивающего пространства. В развитие научных представлений о целостном
педагогическом процессе весомый вклад внесли отечественные ученые: К.Д.
Ушинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, М.А. Данилов, В.А.
Сластенин и др. Проблема воспитания личности осмыслена в трудах Е.В.
4
Бондаревской, Н.М. Зверевой, И.А. Зимней, В.В. Сериковым, А.П. Тряпицыной,
И.С. Якиманской и др. Теоретические положения о деятельностном подходе к
формированию личности обозначены Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, А.Н.
Леонтьевым, А.В. Петровским, С.В. Рубинштейном и др.
Объект исследования – целостный педагогический процесс.
Предмет исследования – организация воспитания в структуре целостного
педагогического процесса.
Гипотеза исследования – организация воспитания в структуре целостного
педагогического процесса будет эффективной при условии разработки и
реализации мероприятий, направленных на всех субъектов данного процесса.
Цель исследования – разработать систему мероприятий, направленных на
повышение эффективности воспитания как структурного компонента
целостного педагогического процесса.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволяют перечислить задачи:
1) раскрыть сущность целостного педагогического процесса;
2) охарактеризовать субъектов воспитательного процесса;
3) осуществить диагностику уровня воспитанности школьников;
4) представить опыт разработки и реализации программы, направленной на
повышение уровня воспитанности школьников, обобщить результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме
исследования); эмпирические (беседа; формирующий педагогический
эксперимент; качественная и количественная оценка полученных результатов).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические аспекты воспитания в структуре целостного
педагогического процесса
1.1 Сущность целостного педагогического процесса
Для настоящего исследования понятие «целостный педагогический процесс»
является базовым. В этой связи рассмотрим содержательное наполнение данного
словосочетания. Вначале определим, что называется педагогическим процессом.
5
Ознакомившись с различными источниками по теме исследования, в которых
обобщается информация по искомому вопросу, можно увидеть: авторы
определений предлагают различные подходы к его интерпретации. Так, в
словаре по педагогике, составленном Г.М. Коджаспировой, сказано:
педагогический процесс – это «целостный учебно-воспитательный процесс в
единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной
деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов,
опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее
создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации
личности» [6, с. 277].
Автор словаря системы основных понятий «Педагогика» А.М. Новиков считает,
что под педагогическим процессом следует понимать совместную деятельность
педагога и обучающегося [11]. В представлениях составителей «Краткого
словаря современной педагогики» Т.К. Солодухиной, Ю.Г. Резниковой и Т.Б.
Санжиевой, педагогическим процессом называют «специально организованное
взаимодействие обучающего и обучаемого, воспитывающего и воспитуемого с
целью передачи и освоения социального опыта» [7, с. 64]. Определения,
опубликованные в учебниках и учебных пособиях для студентов вузов, также
неоднородны. Например, в учебнике «Педагогика», написанном Н.В.
Бордовской и А.А. Реаном, указано, что педагогический процесс – это «процесс
обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в
условиях тех или иных педагогических систем» [2, с. 22].
Б.Т. Лихачев полагает, что понимание педагогического процесса нужно
связывать с «целенаправленным, содержательно насыщенным и организационно
оформленным взаимодействием педагогической деятельности взрослых и
самоизменением ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей
и направляющей роли воспитателей» [9, с. 119]. Для Л.П. Крившенко
педагогический процесс «это «специально организованное, развивающееся во
времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие
воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели
6
и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств
воспитанников» [12, с. 8]. И.П. Подласый убежден, что это «внутренне связанная
совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный
опыт превращается в качества формируемого человека» [13, с. 169].
Как видно, даже небольшое количество определений, представленных выше,
позволяет сделать промежуточный вывод о том, что анализируемый вопрос до
сих пор находится в стадии обсуждения. А количество формулировок,
предложенных авторами, свидетельствует о сложности самого педагогического
феномена. Несмотря на это, можно предпринять попытку систематизировать
сведения по обсуждаемой проблеме, благодаря чему составить общее
представление о педагогическом процессе: 1) педагогический процесс
неразрывным образом связан с образовательным пространством, в рамках
которого осуществляется обучение и воспитание; 2) педагогический процесс
невозможен без субъектов – педагогов, обучающихся (воспитанников), их
представителей; 3) конечной целью педагогического процесса является
формирование социального опыта обучающихся (воспитанников).
Все сказанное о педагогическом процессе дает возможность перейти к
следующему этапу работы, в ходе которого будет интерпретировано понятие
«целостный педагогический процесс». Член Российской Академии образования
В.А. Сластенин предлагает следующее объяснение: это «специально
организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на
решение развивающих и образовательных задач» [15, с. 138]. Как подчеркивает
ученый, целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство
составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем
непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,
перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. В
содержательном плане, поясняет он, целостность педагогического процесса
обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта,
накопленного человечеством во взаимосвязи его элементов: знаний, умений и
7
навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и
волевого отношения к окружающему миру [15].
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство
целостности благодаря обеспечению единства относительно самостоятельных
процессов-компонентов: 1) процесса освоения и конструирования содержания
образования и материальной базы; 2) процесса делового взаимодействия
педагогов и обучающихся (воспитанников) по поводу содержания образования,
конечной целью которого является усвоение обучающимися (воспитанниками)
определенной суммы знаний, формирование умений и навыков; 3) процесса
взаимодействия педагогов и обучающихся (воспитанников) на уровне личных
отношений (неформальное общение); 4) процесса освоения обучающимися
(воспитанниками) содержания образования без непосредственного участия
педагога (самообразование и самовоспитание); 5) процесса проектирования
педагогами собственной образовательной траектории [15].
Целостный педагогический процесс выполняет ряд функций: 1)
образовательная, 2) воспитательная, 3) развивающая, 4) социальная. Движущими
силами целостного педагогического процесса являются внешние и внутренние
противоречия. Г.М. Коджаспирова выделяет совокупность внешних
противоречий: 1) между внешними воздействиями, требованиями и внутренней
готовностью им соответствовать; 2) между целенаправленностью и
планомерностью образовательного процесса и неупорядоченным влиянием
социальной среды и других факторов; 3) между нарастающим потоком
информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно
Фрагмент для ознакомления
3
1) Беляев Г.Ю. Актуальные модели воспитания: век XXI // Отечественная и
зарубежная педагогика. – 2014. № 5. – с. 26-39.
2) Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
– СПб: Питер, 2018. – 304 с.
3) Волкова М.Ю. Плюсы и минусы современного образования // Знамя труда.
– 2014. – 30 октября.
8
4) Воспитательная деятельность педагога: коллективная монография / Под
общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
5) Иванов А.В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом: учебное
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Перспектива, 2015. – 470 с.
6) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 448 с.
7) Краткий словарь современной педагогики / Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г.
Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. – изд-е 2-е,
перераб. доп. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. – 102 с.
8) Левшанова Л.А. Тенденции развития воспитания в современной школе:
позитивное и негативное // Всероссийские конкурсы для педагогов. – Режим
доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tendentcii_razvitiya_vospitaniya_v_ sovre
mennoj_shkole_065601. html. – Дата обращения: 12.11.2019.
9) Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособ. – 7-е изд., перераб. и
доп. – М.: Юрайт-М, 2014. – 607 с.
10) Маленкова Л.И. Главные особенности и прогрессивные идеи современного
воспитания Л.И. Маленкова // Учительская газета. – 2016. – 27 сентября.
11) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.:
ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
12) Педагогика: учеб. для студ. вузов / Л.П. Крившенко, М.Е. ВайндорфСысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2015. – 432 с.
13) Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт,
2011. – 574 с.
14) Сембрат А.Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в
высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. – 2014. №6. – с. 151-155.
15) Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академия,
2014. – 576 с.
16) Тарасов С.В. Воспитание в современных социокультурных условиях //
Воспитание в современной образовательной среде: матер. регион. науч.-практ.
конф. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – с. 8-15.
9
17) Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников // Панко Т.А.
Диагностика сформированности толерантности младших школьников // Speech
and Context. – 2012. № 2 (4). – с. 97-101.
18) Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика в России: становление и
развитие: монография / Е.Г. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М.: Народное образование,
2017. – 336 с.