Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Основой рыночного механизма являются экономические показатели,
необходимые для планирования и объективной оценки производственно–хозяйственной
деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения
3
затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Получение прибыли
играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных
обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание
нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие
может понести убытки. Финансовое состояние предприятий – это характеристика его
конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования
финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими
организациями.
Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства
предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и
работников. Организация эффективного управления прибылью, ее формирование и детальный
анализ использования создает гарантии для существования компании и перспективы для
дальнейшего развития.
Вопросы формирования и использования прибыли предприятия раскрытых в трудах Е. Ю.
Вороновой, Д. А. Ендовицкий и др.
Объект исследования – ООО «СДЭК».
Предмет исследования – показатель прибыли ООО «СДЭК».
Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию, распределению и
использованию прибыли предприятия.
Задачи исследования:
изучить понятия и функции прибыли;
рассмотреть виды прибыли;
представить структуру получения прибыли;
выявить проблемы прибыли;
представить перспективы получения прибыли.
Методы исследования: анализ литературы, анализ нормативных документов организации и
нормативно–правовых актов РФ, наблюдение, статистический анализ, экономический анализ,
финансовый анализ.
Исходными данными являются публикации периодической печати и сети Интернет,
статистические данные, бухгалтерская (финансовая) отчётность ООО «СДЭК» за период 2016–2018
гг.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Теоретические основы прибыли
4
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли
Прибыль одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой
важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом.
Таблица 1
Научные взгляды на сущность категории «прибыль»
Авторы (источник) определения Определение
1 2
А. Смит, Д. Риккардо
Прибыль – «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, и возникает
при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов.
Й. Шумпетер Прибыль – доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых
технологий.
К. Маркс Прибыль – прибавочная стоимость или та часть всей стоимости товара, в которой
воплощен прибавочный – или неоплаченный – труд рабочего.
Ф. Х. Найт Прибыль – результат вычитания из ценности, реализованной в ходе продажи
продукта, ценностей всех факторов производства, допускающих оценку, или то, что остается от
продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить механизм
конкуренции.
П. Э. Самуэльсон Прибыль – это безусловный доход от факторов производства, это
вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических
усовершенствований. В прибыль также включается расходование между ожидаемым и
фактическим доходом в связи с неопределенностью (риском), монополистический доход и т.п.
Д. С. Моляков Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли. По
экономическому содержанию прибыль – денежное выражение части стоимости прибавочного
продукта.
И. А. Бланк Прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на
вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием
деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными
затратами в процессе осуществления этой деятельности.
Н. Н. Селезнева Прибыль – чистый доход предпринимателя на вложенный капитал,
представляющий собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в
процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Н. Б. Клишевич Прибыль – конечный положительный финансовый результат организации,
представляющий собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом.
5
Анализ различных взглядов на сущность и содержание такой экономической категории как
прибыль показывает, что при всем многообразии концепций в экономической науке сложились
два принципиально противоположных методологических подхода к оценке экономической
природы прибыли.
В структуру прибыли входит совокупность всех источников дохода предприятия: основная
деятельность, продажа имущества, сдача в аренду основных фондов, инвестиционные вложения.
Соотношение доходов от различных видов деятельности зависит от особенностей компании,
сферы ее деятельности, уровня конкуренции на рынке .
На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его
производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не
зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (рис. 1).
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Прибыль компании формируется из выручки, полученной в результате коммерческой
деятельности за вычетом обязательных платежей (налоговых, бюджетных и затрат на ведение
бизнеса). С бухгалтерской точки зрения структура валовой прибыли включает реализационные (от
основной деятельности) и внереализационные доходы (от сторонних операций предприятия),
выручку от продажи имущества (зданий, производственных мощностей) .
Чистая прибыль компании образует резервный фонд (на случай внезапного падения уровня
продаж), средства для развития производства (закупки новых станков, найма персонала), базу для
материального поощрения сотрудников и выплаты дивидендов акционерам. В зависимости от
сферы деятельности, соотношение между этими частями может различаться. Например, мелкие и
начинающие компании вкладывают до 80% чистой прибыли в дальнейшее развитие.
Оценка эффективности экономической модели, внедренной в компании. Уровень доходности
каждого направления хозяйственной деятельности – основной показатель для оценки ее
эффективности. Например, если инвестиционные доходы бизнеса превышают операционные,
следует модернизировать производство.
Стимулирование дальнейшего развития компании. Материальное поощрение сотрудников и
регулярные выплаты собственникам бизнеса мотивируют персонал на продуктивную работу,
завоевание лидирующего положения на рынке.
Поддержание экономики страны. Прибыль коммерческих предприятий – основной источник
сбора налогов, которые затем покрывают расходы на развитие инфраструктуры, социальное
обеспечение, новые технологии.
Вложение в различные некоммерческие организации. Успешные компании жертвуют часть
прибыли на благотворительность, открывают рабочие места для инвалидов, ведут бесплатную
работу. Например, юридические фирмы проводят льготные консультации для малоимущих
клиентов.
6
Независимо от сферы деятельности предприятия, экономическая
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ //
Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (принят
ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32. – Ст. 3340.
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14
– ФЗ // Собрание законодательства РФ. –1998. – № 7. – Ст. 785.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено
Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 №32н // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. – 28.06.1999. – № 26.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено
Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 №33н // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. – 28.06.1999. – № 26.
6. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: ДИС, 2018. –
470 с.
7. Афонин, И.В. Управление развитием предприятия / И.В. Афонин. – М.: Дашков и К, 2018. –
380 с.
8. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. – Киев: Ника – Центр,
2017. – 656 с.
9. Большаков, С. В. Основы управления финансами / С.В.Большаков. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС,
2018. – 368 с.
10. Гаврилова, А. Н. Финансы организации (предприятий): учебное пособие / А. Н. Гаврилова,
А. А. Попов. – М.: КноРус, 2017. – 608 с.
11. Гиляровская, Л. Т. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов /
Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М.: Велби, Проспект, 2018. – 360 с.
12. Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия:
учеб. пособие / С. В. Галицкая. – М.: Эксмо, 2017. – 651 с.
13. Ефимова, О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2017. – 320 с.
14. Журавлев, В. В. Анализ результатов деятельности предприятия / В. В. Журавлев, Н. Т.
Савруков // Деловая информация. – 2017. – № 3. – С. 111 – 123.
15. Заров, К. Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого
предприятия / К. Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 1. – С. 3 – 8.
7
16. Игнатущенко, В. В. Оценка качества прибыли / В. В. Игнатущенко // Деловой партнер. –
2017. – № 7.– С. 42 – 45.
17. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и
статистика, 2018. – 239 с.
18. Коваленко, Е. М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень / Е.
М. Коваленко // Экономика. Финансы. Управление. − 2018. – № 3.− С. 7 – 16.
19. Козлов, Н. В. Анализ и прогнозирование прибыли предприятия / Н. В. Козлов // Проблемы
прогнозирования. – 2017. – № 4. – С. 12 – 14.
20. Козенкова, Т. Модели и формы организации финансового управления / Т. Козенкова, Ю.
Сваталова // Ваш партнер – консультант. – 2017. – № 25. – С. 23 – 27.
21. Кравченко, Л. И. Анализ финансового положения предприятия / Л. И. Кравченко. – Мн.:
Экаунт, 2017. – 135 с.
22. Крылов, Э. И. Анализ результатов деятельности, рентабельности и себестоимости
продукции: учебное пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. – М.: Финансы и
статистика, 2017. – 720 с.
23. Липчиу, Н. В. Проблемы формирования конечных результатов деятельности организаций /
Н.В.Липчиу, Ю. С. Шевченко // Бухгалтерский учет, 2018. – №7 – С.39 – 41.
24. Любушин, Н. П. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия: учебное
пособие для вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2017. – 471 с.
25. Медведев, О. В. Анализ доходности предприятия / О. В. Медведев // Бухгалтерский учет. –
2018. – № 5. – С. 16 – 20.
26. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – М.:
ИНФРА – М, 2018. – 336 с.
27. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: учебное пособие / И. В. Сергеев. – М.: Финансы и
статистика, 2017. – 304 с.
28. Сотникова, Л. В. О формировании результатов деятельности / Л. В. Сотникова //
Бухгалтерский учет. – 2017. – № 5. – С. 21 – 25.
29. Хабарова, Л. П. Формирование результатов деятельности в бухгалтерском и налоговом
учете: Практич. пособие / Л.П.Хабарова. – М.: Бухгалтерский бюллетень, 2018. – 320 с.
30. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово – хозяйственной деятельности / Л. Н. Черевицына, И.
Н. Чуев. – М.: Феликс, 2018. – 384 с.
31. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА
– М, 2018. – 538 с.
32. Шуляк, П.Н. Финансы предприятий / П.Н.Шуляк. – М.: Дашков и К, 2018. – 712 с.
33. Якуш, И. Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2018. – № 5. – С. 16 –
19.
8
34. Яцюк, Н. А. Оценка результатов деятельности предприятия / Н. А. Яцюк, Е. Д. Халевинская
// Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 1. – С. 5 – 9.