Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире происходят значительные изменения, связанные со способами получения
информации. Особенно это касается детей, которые имеют возможность пользоваться новейшими
информационными системами. Происходит становление активной, самостоятельной личности,
стремящейся жить в открытом гражданском обществе. Наше время требует построения учебного
процесса, который обеспечивал бы развитие творческого мышления учащихся, способствовал
формированию внутренних стимулов к обучению.
В настоящее время главной задачей учителя является всестороннее развитие человека как личности
и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей,
воспитания высоких моральных качеств, формирования граждан, способных к сознательному
общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного
потенциала народа, повышение образовательного уровня народа.
3
Россия стоит на пороге больших изменений в формировании гражданского общества, особая
потребность в воспитании молодого поколения, которое будет иметь возможность изменить
существующую систему нашего государства, формировать демократическое общество, развить
чувство личного достоинства и ответственности за Россию. География больше всего способствуют
этому, поскольку формируют знания об основах построения экономики государства, ее
взаимоотношения с другими государствами, систему организации общества.
Новым в методике обучения географии должно стать полное использование материала новых
учебников, развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроке и дома во время
работы с разнообразными источниками знаний, формирование умений исследовательской
деятельности.
Наше время требует построения учебного процесса, который обеспечивал бы развитие творческого
мышления учащихся, способствовал формированию внутренних стимулов к обучению, умению
использовать полученные знания на практике.
Поэтому сегодня актуальной проблемой является формирование у учащихся навыков
исследовательской работы путем использования личностно-ориентированных образовательных
технологий. Наиболее эффективными являются технологии, в которых, во-первых мотивационная
сфера субъекта совпадает с характером цели; во-вторых, субъект принимает эту цель как
собственную и соответствующую его мотивам. Именно поэтому тема курсовой работы является
актуальной.
В современной педагогике сложилась целостная система классификации методов обучения. Однако,
в последние годы ученые пытаются не только рассматривать методы обучения с точки зрения
внешних форм и средств деятельности учителя и учащихся, но и выявлять существенные признаки,
связанные со спецификой усвоения отдельных элементов знаний содержания образования (в том
числе географической). Это классификация методов обучения по уровням самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, которую предложили И. Я. Лернер и М. М. Скаткин.
Она охватывает такие методы: информационно – рецептивный, репродуктивный, метод
проблемного изложения знаний, частично-поисковый, исследовательский.
Важная задача школы и учителя – научить ребенка работать, развивать у учащихся
исследовательские умения, стремление к исследовательской работе. В центре внимания педагогов,
должны быть активные методы обучения, которые способствовали бы развитию мысли учащихся,
развивали бы их способности и интересы, прививали бы умение самостоятельно работать.
Объект исследования: исследовательская работа учащихся.
Предмет исследования: методика организации исследовательской работы учащихся на уроках
географии.
Цель исследования: определение путей и методов формирования у учащихся навыков
исследовательской работы на уроках географии.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать исследовательскую деятельность учащихся и ее образовательный потенциал.
4
2. Рассмотреть методические основы организации исследовательской работы учащихся на уроках
географии.
1. Исследовательская деятельность учащихся и ее образовательный потенциал
1.1 Исследовательская деятельность учащихся как содержание общего среднего образования
Проблема организации учебно-исследовательской деятельности учащихся не является новой. В
педагогической теории и практике различные ее аспекты были и остаются предметом анализа
многих отечественных и зарубежных ученых. Научное осмысление понятия «учебноисследовательская деятельность» основывается на идеях Сократа, Конфуция, Ж.-Ж. Руссо,
Дж. Локка, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. которые в определенные
исторические периоды развития человечества отмечали необходимость организации обучения,
направленного на открытие субъективно новых знаний и способов деятельности.
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации отечественного образования
является внедрение в учебный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие
ши
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента [Электронный ресурс] :
метод. пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А.С. Обухова. – Ижевск : УДГУ,
2007. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0182/ 3_0182-45.shtml#top. – Дата доступа:
16.11.2019.
2. Грицкевич, Т.И. Тенденции реформирования отечественного образования: мыслимое и
действительное в реализации национального проекта / Т.И. Грицкевич // Философия образования. –
2012. – № 3 (24). – С. 189-196.
3. Далингер, В.А., Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности / В.А.
Далингер, Н.В. Толпелкина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014. – 263 с.
4. Евтушенко О. И. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии. 6 класс.
// География. – 2009. – № 2. – С. 7-17.
5. Душина, И.В. Методика преподавания географии: пособие для учителей и студентов
педагогичных университетов и институтов/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Просвещение, 2016. –
192с.
6. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М. : Академия, 2011. – 192 с.
7. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособия для студентов пед.
институтов по географ. спец /Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 2013. – 320с.
5
8. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в
пространство культуры / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С.15.
9. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» /
авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 135 с.
10. Орлова Л.П. Демографическая ситуация в районе-новостройке Москвы: школьный
исследовательский проект / Л. П. Орлова // География: изд. дом Первое сентября. – 2012. - № 31. – С.
23.
11. Павловская Т.В. Исследовательская работа на уроках географии / Т. В. Павловская //
География в школе. - 2015. - № 5. - С. 64-67.
12. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь,
противодействие, конфликт/ А. Н. Поддъяков. – М: Просвещение, 2012. – С.45.
13. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе
/Н.А. Разагатова //Аспирантский вестник ОГПУ. – 2017. – № 6. – С. 116-123.
14. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности
школьников/ Н.А. Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.
Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2016. -Том 1. - С 32-40
15. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
/А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2013. – 204 с.
16. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И.
Савенков. – М.:Просвещение, 2016.- 434 с.
17. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в
отечественной педагогической теории и практике /Н.А.Савенков// Материалы международной
научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации»
(Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2013. – С.191-195.
18. Семенова Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников /Н.А.Семенова//
Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и
повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2013. – С. 188-191.
19. Слепцов А. И. Формы обучения учащихся исследовательской деятельности по физике //
Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. – С. 219-221.
20. Таченко, С. А. Активизация познавательного интереса на уроках географии/ С.А. Таченко //
География. – 2011. – №8 (180). – С. 34-39.