Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Среди потрясающих современный мир многочисленных негативных социальных феноменов, противоречащих принципам гуманизма и прогрессивным идеалам человечества, значимое место отведено проблеме вооруженного конфликта в контексте международного права. Современный этап развития международных отношений в сфере обороны и безопасности характеризуется существенным снижением эффективности общепринятых норм международного права в целом и международного гуманитарного права в частности. Резко упала и действенность институциональных механизмов согласования базовых интересов самосохранения человечества, отдельных государств и народов – ООН, региональных союзов, межгосударственных образований.
Общеизвестно, что МГП представляет собой свод правил, обеспечивающих в период вооруженного конфликта защиту тех, кто не принимает или прекратил принимать непосредственное участие в боевых действиях. МГП ограничивает выбор средств и методов ведения войны и применяется к ситуациям как международного, так и немеждународного вооруженного конфликта. Основными инструментами МГП являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. Женевские конвенции заложили фундаментальные основы международного гуманитарного права – отрасли международного права, регламентирующей ведение вооруженных конфликтов и ставящей своей целью ограничить их последствия. Данные Конвенции, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, а также военнопленных. Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов. Общая ст. 3 устанавливает основополагающие нормы Женевских конвенций, делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера. С учетом того что большинство вооруженных конфликтов современности носят немеждународный характер, применение общей ст. 3 приобретает особую важность. В настоящее время общее число участников Женевских конвенций составляет 194 государства .
Цель исследования – изучить и проанализировать международно-правовые обязательства государства при возникновении вооруженного конфликта.
Задачи исследования:
1)
2)
Объект исследования – обязательства государства при возникновении вооруженного конфликта.
Предмет исследования – международно-правовые обязательства государства.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 История и понятие международных вооруженных конфликтов
1.1 Международный вооруженный конфликт
Вооруженные конфликты являются одновременно и прецедентом и правовым вопросом. С 1945 года Уставом ООН запрещается прибегать к силе в отношениях между государствами, за исключением случаев самообороны при нападении. Тем не менее, вплоть до 2010 года в международном уголовном праве отсутствовало юридическое определение агрессии. Не существует также и международного юридического определения вооруженных конфликтов как таковых. С 1949 года в статье 2, общей для четырех Женевских конвенций, дается определение международного вооруженного конфликта, влекущего за собой применение гуманитарного права. В 3 статье, общей для всех Женевских конвенций (общая статья 3), устанавливаются минимальные правила, применимые в немеждународных вооруженных конфликтах, вместе с тем определение самих конфликтов не уточняется. Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям, а также судебная практика международных судов расширили определение международных вооруженных конфликтов и предложили критерии толкования этого определения .
Целью этих определений является обязательное соблюдение норм договорного и обычного гуманитарного права, применимые именно к международным вооруженным конфликтам, а не более узкие нормы, применимые к немеждународным вооруженным конфликтам.
Определение и признание такого типа конфликтов крайне важны, поскольку делает возможным применение многочисленных норм гуманитарного права, предусмотренных для международных вооруженных конфликтов.
Внутренний вооруженный конфликт может перерасти в международный, когда другое государство оказывает поддержку и в действительности контролирует деятельность вооруженной группы, ведущей военные действия против своего собственного правительства, или когда в конфликт вмешиваются многонациональные миротворческие силы .
Вооруженный конфликт, где на оккупированной территории или на оккупированных территориях противостоят друг другу оккупировавшая держава и негосударственная вооруженная группа, даже если ее можно отнести к террористической группе, представляет собой международный вооруженный конфликт.
Нормы права международных вооруженных конфликтов можно использовать для толкования норм немеждународных вооруженных конфликтов.
Обычное международное гуманитарное право упорядочивает большинство норм, применимых в международных и немеждународных вооруженных конфликтах, и ему обязаны следовать даже те стороны, находящиеся в конфликте, которые не подписывали международных соглашений.
Согласно договорному гуманитарному праву международным вооруженным конфликтом считаются вооруженные конфликты, возникающие между двумя или более государствами-участниками Женевских конвенций, а также случаи оккупации всей или части территории государства-участника, а также национальные освободительные войны (ЖI, ЖII, ЖIII ст.2 общая, ЖПI ст.1.3-4).
Определение, приведенное в статье 2, общей для Женевских конвенций 1949 года, применяется не только в случае объявленной войны, но и всякого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны .
Таким образом, применение гуманитарного права не зависит от применения формальных юридических процедур по объявлению войны, или от признания состояния войны любым из вовлеченных в него государств. Оно опирается на объективные критерии, позволяющие избежать политических дискуссий относительно квалификации конфликта.
Право международных вооруженных конфликтов применяется также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления и собственно вооруженные столкновения не будут иметь места, или если такие столкновения будут происходить с негосударственными вооруженными группами на оккупированной или оккупированных территориях.
Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям (Дополнительный протокол I) приравнивает к международным вооруженным конфликтам национальные освободительные войны, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение (ЖПI, ст. 1.4). Право международных вооруженных конфликтов может, таким образом, применяться к такому типу конфликтов при условии, что власть, представляющая народ, ведущий борьбу против государства, официально возьмет на себя обязательство применять Женевские конвенции и Дополнительный протокол Iпри ведении вооруженной борьбы (ЖП I, ст. 96.3).
Договорное и обычное гуманитарное право не дают четкого определения вооруженного конфликта как такового. В комментарии, содержащемся в статье 2 Женевских конвенций 1949 года, уточняется, что в применении к Женевским конвенциям любой конфликт, возникший между государствами-участниками и повлекший использование вооруженной силы, считается международным вооруженным конфликтом. Уточняется, что длительность конфликта, число задействованных вооруженных сил и число погибших не имеет значения для определения статуса конфликта. Для применения гуманитарное право международных вооруженных конфликтов, достаточно уже одного того факта, что вооруженные силы одной из сторон захватили военнослужащих другой стороны, даже если при этом не было погибших. Для подтверждения существования международного вооруженного конфликта интенсивность столкновений не важна, в отличие от внутренних вооруженных конфликтов.
Для некоторых конфликтов характерно участие множества различных вооруженных субъектов, как государственных, так и негосударственных, а также международных. Конфликты также могут выходить за пределы государств, официально находящихся в конфликте. Все это создает дополнительные трудности для определения типа конфликта и права, применимого к различным участникам и ситуациям.
Установить прямое военное вмешательство различных государств не представляет особого труда, но этого недостаточно, чтобы отразить всю реальность современных вооруженных конфликтов, не поддающихся слишком формальным юридическим критериям государств и территорий, содержащимся в договорных дефинициях. На деле некоторые вооруженные конфликты могут разворачиваться на территории нескольких государств без непосредственного в них участия национальных армий. Другие вооруженные конфликты происходят на территории одного государства, но в них участвуют негосударственные вооруженные группы, действующие с территории соседнего государства, при поддержке последнего или без нее. И, наконец, некоторые конфликты разворачиваются за пределами национальной территории одной из сторон, находящихся в конфликте. Также важно не ограничиваться юридической формой, когда речь идет о негосударственном вооруженном субъекте, и проверить, не действует ли он на самом деле от имени и под началом какого-либо государства.
Наконец, присутствие международных вооруженных сил, действующих по мандату ООН или без него, также может изменить характер вооруженного конфликта, если эти силы принимают непосредственное участие в сражениях и не ограничиваются действиями в целях самообороны.
В международной судебной практике были определены критерии «интернационализации» вооруженного конфликта, в ходе которого не наблюдается противостояние двух или более государств и который нельзя назвать международным в строгом понимании этого термина.
Поддержка и государственный контроль действий негосударственной вооруженной группы. В ряде своих постановлений Международный Суд и международные уголовные трибуналы рассматривают условия, позволяющие возложить на другое государство ответственность за действия негосударственных вооруженных групп и, таким образом, переквалифицировать конфликт из внутреннего в международный или переросший в таковой, т.е. интернационализированный.
В своем решении по делу Тадича от 15 июля 1999 году Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) представил свою точку зрения на тип конфликта. Трибунал утверждает, что «внутренний вооруженный конфликт, начавшийся на территории государства, может перерасти в международный (или в зависимости от ситуации иметь одновременно международный характер), если i) в конфликт вмешиваются войска другого государства или же, если ii) некоторые участники внутреннего вооруженного конфликта действуют от имени этого другого государства» (IT-94-1-A, § 84, на английском языке) .
Международные трибуналы предприняли попытку уточнить понятия «прямой поддержки» и «контроля», которые могли бы позволить возложить на государство ответственность за действия негосударственной вооруженной группы и переквалифицировать эту группу в государственного должностного лица. Существует общепринятое мнение, что для интернационализации конфликта необходимо, чтобы государственный контроль над вооруженной группой выходил за пределы простой материальной поддержки. В своем постановлении по делу Тадича МТБЮ уточнил, что ответственность за действия, совершенные вооруженной группой, может быть возложена на третье государство только в том случае, если оно полностью контролирует эту группу. Общий контроль включает в себя не тол