Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие компетентностный подход как системно-образовательная и педагогическая категория, вошло в понятийный аппарат педагогики сравнительно недавно [1]. При этом, если для западной образовательной понятийной системы категория компетентностного подхода является естественной, возникшей в последние четыре десятилетия, то российская образовательная традиция для описания образованности и профессионализма предлагает другую систему понятий, в тоже время включающую знаменитую в российской педагогике категориальную модель: знания, умения и навыки.
Темой компетентностного подхода за рубежом занимались такие исследователи, как Dewey, J., Spencer, L., McClelland, D., Tatur U., Raven, J., Zeer, E. [2-6] и т. д. Среди отечественных исследователей следует выделить таких, как Зимняя И. А., Хуторской А.В., Баранников А. В., Зайцева О. Б. и др. [7-9]
Внедрение термина компетентностный подход обусловило возникновение проблемы своеобразного пересмотра всей категориальной системы педагогики, как и пересмотра методического материала преподавания отдельно взятых дисциплин, особенно тех, которые пришли в российскую школу как элемент западной образовательной культуры, как в случае с информатикой, в связи с чем работа, целью которой является исследование формирования ИКТ-компетентности учащихся средствами образовательной робототехники, является актуальной.
Объектом данного исследования является ИКТ- компетентность, а предметом- средства образовательной робототехники.
Для достижения поставленной в работе цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать компетентностный подход в общем образовании;
-привести определения ИКТ-компетентности: понятие, составляющие;
- проанализировать средства формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики и во внеурочной деятельности;
- исследовать средства образовательной робототехники;
- привести анализ результата формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики.
В качестве метода исследования в данной работе был применен интегральный метод, позволяющий вывести общий вывод из набора нескольких отдельных.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Компетентностный подход в общем образовании
Когда упоминается термин «компетенция», подразумевается процесс know how – act (от ноу-хау - к действию).
Из-за его глобальных и интегрирующих характеристик приобретение компетенции требует обучения в двигательной, аффективной и когнитивной областях.
Компетенция — это система концептуальных и процедурных частей знаний, организованных в рабочие схемы, которые помогают идентифицировать проблему-задачу и ее решение посредством эффективных действий в ряде ситуаций. Компетенция включает в себя необходимые знания и способности, необходимые для данного решения.
Поскольку компетентность можно оценить посредством успеваемости, то компетентность является заключительной стадией цикла или периода обучения и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития учащегося.
Надо отметить, что компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и обратились к нему в России только сейчас, в последние 5 лет.
Почему же стоит выбрать компетентностный подход?
Создание программы, основанной на логике, основанной на компетенциях, вписывается в набор инструкций по образовательной системе всех европейских стран уже много лет, что само по себе является гарантом того, что эта программа проверенная, так как эти инструкции основаны на всемирных исследованиях, которые подчеркивают важность связей между обучением и контекстом использования, тем самым помогая учащимся сделать обучение осмысленным [10].
В течение нескольких десятилетий компетенции активно использовались в сфере западного образования.
Компетентностный подход в образовании, начал формироваться в США в 70-х годах прошлого века. Принцип компетентности зародился в рамках теории языка, а затем стал использоваться как научный метод, применяемый в различных областях знаний, в том числе в педагогике. Понятие «компетентность» впервые было предложено американским лингвистом [11] в связи с трансформационной грамматикой. Автор указал на различие между компетенцией (знание собственного языка говорение - аудирование) и использованием (реальное использование языка в конкретных ситуациях). Введение в профессиональное образование новых образовательных конструкций - компетенций, полномочий и ключевых квалификаций было предложено в зарубежных педагогических публикациях в 80-х годах прошлого века. Компетентностный подход к образованию был заложен американскими исследователями, чьи работы посвящены проблеме компетенций и их развитию в рамках модернизации системы образования и являются фундаментальными для сторонников компетентностного подхода. Разработка компетенций в то время рассматривалась как ответ на такие вызовы, как сохранение открытого демократического общества, многоязычие, мультикультурализм, новые требования рынка труда, развитие сложных организаций, экономические изменения, и т. д., с которыми столкнулось Европа. Тогда Совет Европы принял определение пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы. Благодаря успешности компетентностного подхода в образовании, эту идею подхватили и в других странах мира. При этом, поскольку акцент делается на социальном и личностном развитии учащегося, цель состоит в том, чтобы заставить его реинвестировать свои знания при выполнении заданий на уровне школы, а также на социальном и профессиональном уровнях. Программа была задумана с целью обеспечения устойчивого и жизнеспособного обучения.
Хотя программа, основанная на компетенциях, является новинкой, ее цели не новы. На самом деле, педагоги всегда были заинтересованы в разработке общих процессов «ноу-хау» и закреплении знаний, полученных в классе. Эта программа позволит любому ученику развить его способность мыслить и действовать в соответствии с видением мира, который он будет строить изо дня в день. Эта логика имеет ряд педагогических последствий, таких как:
1)Делать знания, усвоенные в школе жизнеспособными и устойчивыми:
А именно, школа поможет учащемуся осмыслить знания, полученные на уроке, и научит его, как эффективно и полезно использовать их. Его обучение должно быть реинвестировано не только в школьные контексты (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне школы.
2) Развивать мыслительный процесс ученика:
Для достижения этой цели жизненно важно усилить когнитивную функцию школы, установив тесные связи между приобретением знаний и развитием мыслительных процессов. Акцент на развитие компетенций исключает сосредоточение исключител
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
2. Dewey, J.(1921). Plan of Organization of the University Primary School . July, 10. ICU: University of Chicago, Special Collection Research Center of the University of Chicago, Regenstein Library (President's Papers), Box 30. Folder 23. 26 p
3. Spencer, L.M., McClelland, D.C., & Spencer, S.M. Competency assessment methods: History and state of the art . Boston: McBer Research Press, 1994, pp. 113-119.
4. Tatur U.G. (2004). Competence in the structure of training quality model // Higher education today . 3, pp. 27-31.
5. Raven, J. (2002). Competency in modern society: detection and development , Moscow: Kogito-Centre.
6. Zeer, E. F. (2004). Self-regulating doctrine of the psychological and didactic technology of trainee’s competency forming. Psychological science and education, 2004, pp. 5–11.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. М., 2002.
8. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
9. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.
10. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
11. Khomski N. (1972). Aspects of syntax theory. Moscow: Moscow university publishing house.
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
14. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
15. Кулаков Ф.М. Cупepвизopнoe управление манипуляционными роботами, Москва, Наука, 1980 г., 448 с.
16. Российская Академия Наук. Мобильные роботы. Исследования, разработки, перспективы. [Электронный ресурс] http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=f5c75bcf-2fa5-40e6-b067-4492f0c5ab22 (дата обращения: 29.11.19)
17. Ершов М.Г. Роль образовательной робототехники в формировании инженерного мышления школьников /[Электронный ресурс] / М. Г. Ершов.– Режим доступа: confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc (дата обращения: 29.11.19).
18. Шейкина С.А. Методики мотивации учении и эмоционального отношения к учению / С.А. Шейкина; МОУ СОШ с. Васильевка Самарской области.