Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заключается в том, что национальная самобытность языка, народность русской речи отражаются в устном народном творчестве, и весь жизненный опыт, накопленный веками нашими предками, ребенок может познать через фольклорные произведения. Развитие речи в современной методике является одной из основных задач в образовательном процессе. Существует много различных способов и средств для достижения данной цели. На сегодняшний день в начальной школе активно используют фольклор на уроках русского языка. Учителя постоянно ищут новые приемы и формы работы с обучающимися на основе произведений устного народного творчества, которые обладают уникальными потенциальными возможностями для развития речи младших школьников.
Немаловажное значение придавали проблеме развития речи детей мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVIII–XIX вв. Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Я.А. Каменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский. В их работах рассматривались вопросы роли становления речи в общем развитии ребенка, роли упражнений в процессе развития навыков связной речи детей.
К.Д. Ушинский считал необходимым при развитии речи детей соблюдать принцип «народности». Под народностью великий педагог понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Его основной труд «Родное слово» был создан для развития речи детей через разные жанры устного народного творчества.
Основной задачей современного образования на сегодняшний день является не только обучение ребенка, но и его всестороннее и гармоничное развитие. На уроках русского языка используются упражнения с разнообразными заданиями, которые развивают речь младших школьников. Часто в современных учебниках используются литературные произведения и фольклор. Это не только помогает освоению предметного материала, но и развивает, обогащает речь младших школьников.
Противоречие состоит в том, что современные требования к выпускнику начальной школы предполагают наличие у обучающихся развитой в достаточной степени речи и наличие соответствующих творческих способностей, однако, приходя в старшие классы, дети испытывают определенные затруднения при написании сочинений, эссе и других творческих работ. Несмотря на то, что развитие речи младших школьников издавна является предметом особого интереса психологов и педагогов, нельзя сказать, что проведенные исследования в полной мере описывают методический инструментарий по развитию речи обучающихся на материале фольклорных текстов разных жанров.
Цель исследования - Оценка состояния речи первоклассников сельской школы на примере первых классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Рысево.
Объект исследования – процесс развития речи первоклассников сельской школы.
Предмет исследования – методические приемы развития речи младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы развития речи учащихся младшего школьного возраста;
- провести работу по развитию речи первоклассников.
Гипотеза исследования: использование разнообразных приемов творческой работы на уроках русского языка способствует развитию речи учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследования; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Базой исследования выступило Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы села Рысево.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников
Речью называют способ формулирования и формулирования мысли посредством языка. А форму коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющую собой взаимодействие людей при помощи речи называют речевой деятельностью. Следовательно, речевая деятельность – это активный, мотивированный, целенаправленный, содержательный процесс передачи и / или приема сформулированной посредством языка мысли с целью удовлетворения коммуникативно-познавательной потребности человека в общении. А развитие речи – это средство и способ реализации речевой деятельности.
Развитие речи предполагает:
1) обогащение словарного запаса учащихся;
2) развитие их связной речи.
В начальных классах начинают закладываться правила культуры речевого поведения. Если эти элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки [36, С. 138].
За время обучения ребенка в школе он осваивает письменную речь и совершенствует свою устную речь. На момент поступления в начальную школу дети уже владеют достаточно хорошими навыками устной речи для обучения в образовательном учреждение.
Под влиянием обучения речевые навыки младших школьников успешно развиваются. И устная, и письменная речь учащихся младшего школьного возраста становится богаче посредством использования разнообразных по интонационному оформлению и синтаксической структуре предложений, путем расширения словарного запаса обучающихся.
Разрабатывали теорию развития речи многие психологи и лингвисты. Этой проблеме посвящали свои труды Л.С. Выготский [11], М.Р. Львов [30], М.С. Соловейчик [37], В.И. Капинос [24], Т.А. Ладыженская [25] и других ученых.
Исследователи отмечают, что речь ребёнка будет развиваться в результате восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; язык и речь находятся на пересечении различных направлений психологического развития ребенка – его мышления, воображения, памяти, эмоций.
Исследования психологов доказывают, что необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Главная задача –сформировать у младших школьников языковые обобщения и элементарное осознание явлений языка и речи. Это вызовет интерес к родному языку и будет способствовать творческому отношению учащихся младшего школьного возраста к речи.
Выделяют основные, тесно взаимосвязанные между собой, направления работы по развитию речи: над звуковой культурой речи; над словарем; над словосочетанием и предложением; над связностью речи.
Связная речь строится по законам грамматики и логики, обладает законченностью, относительной самостоятельностью и расчленяется на отдельные части, тесно связанные между собой.
Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению связной речи [25, С. 125].
Осуществляя работу по развитию речи, педагог должен помнить о следующем:
- с целью развития у учащихся интереса к языку нужно объяснить ему значение слов, показать их связь, следить за грамматической правильностью, за связностью речи;
- речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдать за речью, исследовать ее, анализировать ее вместе с учащимися.
- помочь учащемуся в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствует диалогическую и развивает монологическую речь;
- необходимо принимать участие в жизни ребенка, это поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться [43, С. 36].
1.2. Личностно-ориентированный подход в методике развития речи учащихся
В последнее время развитие речи как особая область методики русского языка подверглась влиянию современных тенденций в образовании, предполагающих обучение на основе личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Известно, что речь человека напрямую связана с его мышлением. Из этого можно заключить, что развитие мышления и речи взаимосвязано и невозможно одно без другого. Этим во многом обусловлена необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
В рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо в ходе обучения русскому языку можно проводить уроки-дискуссии. Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;
2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
Дискуссия направлена не столько на решение проблемы, сколько на углублённое понимание её важности. Процесс дискуссии важнее её результата. Проблема обсуждения должна быть спорной, неоднозначной, актуальной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».
Методика проведения урока-дискуссии включает в себя три этапа:
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
Дискуссия является своеобразным эквивалентом
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М.: Т.Ц. Сфера – 2011.
2. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3. Анохина, Т.М. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т.М. Анохина // Начальная школа. – 2015. – № 12. – С. 57–59.
4. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. И.Н. Арзамасцева - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2005
5. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 35–39.
6. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А Сластенин. – М.: Просвещение, 1987.
7. Блинова, И.В. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, викторины) / И.В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2015.
8. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2015. – №4. – С.47–51.
9. Бобровская, Г.В. Современный подход к развитию речи младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 42–45.
10. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. – 2015. – № 10. – С.41–44
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1961.
13. Гончарова, Л.Г. Нетрадиционные приемы развития связной речи / Л.Г. Гончарова // Начальная школа. – 2015. - № 7. – С. 28–30.
14. Гришанова, И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / И.А. Гришанова. – М., 2005.
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1996.
16. Евгеньева, А.П. Словарь русского языка в 4 томах. Том 3. П-Р, 3-е изд. Стереотип / А.П. Евгеньева. - М.: Русский язык, 1987. - 752 с.
17. Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением / М.Т. Елисеева // Начальная школа. –2014. - № 5 – С. 26.
18. Журжина, Ш В., Дидактический материал по русскому языку: Пособие для учащихся начальных классов / Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина. – М.: ООО Илекса, – 2014
19. Занков, Л.В. Развитие и обучение / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1999.
20. Запорожец, И.В. Культура речи / И.В. Запорожец // Начальная школа. –2003, № 5 – С. 38–39.
21. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова / Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1990.
22. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1976, 127 с.
23. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие / О.М. Казарцева. – М.: Флинта, Наука, 1998.
24. Капинос, В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т.А. Ладыженской . – 2-е изд. – М.: ВАКО, – 2005.
25. Ладыженская, Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе / Т.А. Лажыженская. – М.: Просвещение, 1983.
26. Лазуренко, Л.В. Учим играя. 1–2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике / Л.В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель, 2015.
27. Лисицина, Т.В. Русский язык. 1–4 классы: активные формы и методы / Т.В. Лисицина. – Волгоград: Учитель, 2014.
28. Лободина, Н.В. Русский язык. 2 класс. Тренинговые упражнения / Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2014.
29. Лозинская, Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000.
30. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
31. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб. пособие для учителя / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1997.
32. Мисаренко, Г.Г. Развитие речи уащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений / Г.Г. Мисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011.
33. Мохначева, И.М. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников / И.М. Мохначева // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 13 – 15.
34. Муромцева, И.В. Психологический практикум: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования / И.В. Муромцева. – Вологда: Издательство "Русь", 2003.
35. Немов, Р.С. Психология. Т 2: Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 531 с.
36. Рождественская, Р.Л. Формирование культуры речевого поведения на уроках русского языка как средство социализации младших школьников // Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования: современный научный поиск: материалы междунар. науч.-практической конф., посвящ. 35-летию факультета педагогики и психологии (Курск, 21–22 ноября 2013 г.) / редкол.: М.А. Лукина, С.А. Сеина (отв. ред.), С.В. Супряга (отв. секр.). – Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. – С 138–144.
37. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языку и речи / М.С. Соловейчик. – М.: Изд-во «Флинта», 2000.
38. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для детей / К.Д. Ушинский Собр. соч. Т. 6. М.–Л., 1949. - 449 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
40. Хромылева, Е.Н. Роль сказки в развитии образной речи младших школьников / Е.Н. Хромылева //НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. -2013. -№ 12. - С.56
41. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – Томск, 2001.
42. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000.