Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Детство является кратким периодом жизни, когда человеком не владеют рациональные требования соответствия определенному общественному статусу и еще не возник критический самоанализ у подростка. Ребенка не коснулась пока суровая рука школы, поэтому и творчество детей беззаботно и легко, оно равнодушно к норме и меньше всего опирается на мнение другого.
Окружающий мир начинается с познания ребенком восприятия, которое дает различные впечатления и ощущения. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, глубже и разностороннее впечатления, на базе которых в сознании человека создается индивидуальная карта мира. Сознание ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир гармонично и целостно. В связи с этим,
процесс образования детей младшего школьного возраста должен быть интегрированным.
При процессе формирования личности ребенка важное значение имеют различные виды художественно-творческой деятельности: лепка, рисование, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, конструирование из природных материалов и так далее. Такие занятия приносят детям радость познания творчества. Испытав это чувство один раз, малыш будет стремиться в своих поделках, рисунках, аппликациях, рассказать о том, что увидел, узнал, пережил. Обучательный процесс
должен иметь направление на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, на развитие детского изобразительного творчества, произведений искусства и литературы.
Поскольку игра – это ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, то применение дидактических игр на занятиях по изобразительной и декоративной деятельности помогает
находить решение, как лучше осуществить задуманное, использовать свои знания, выражать их
словом. В процессе игры дети учатся применять свои умения и знания на практике, пользоваться
ими в различных условиях.
В данное время обучение детей младшего школьного возраста с применением художественнодидактических игр на занятиях изобразительной деятельности в детском саду имеет под собой
комплексную реализацию воспитательной, практической, общеобразовательной и развивающей целей. Обучение должно развивать, обогащать знаниями ребенка и способами умственной
деятельности, создавать познавательные способности и интересы. Исходя из этого, должны измениться средства, способы и методы воспитания и обучения детей. В связи с этим важное значение
приобретают игровые формы воспитания и обучения детей, в частности, дидактические игры.
Актуальность работы. Культура России является таким же ее достоянием, как и природные богатства. Современная культура становится важным ресурсом социально-экономического развития,
3
который позволяет обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире. На основании
этого, утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества,
его способности к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.
Основным условием их реализации является формирование ответственной, нравственной, самостоятельно мыслящей творческой личности.
Цель исследования: доказать, что в целях развития творческой активности детей младшего
школьного возраста нужно применять художественно-дидактические игры на занятиях. Исходя из
цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить и дать определение детскому творчеству.
- Изучить влияние дидактической игры на развитие изобразительно-декоративной деятельности
ребенка младшего школьного возраста
- Выделить компоненты и виды дидактических игр;
- Подобрать комплекс дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, которые используются в обучении детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является творческая активность ребенка.
Объект исследования – дидактическая игра в декоративной деятельности.
Этапы работы:
- Проанализировать мнения о сущности детского творчества известных детских педагогов и психологов, таких как Л. Выготский, Н. Ветлугина, Б. Теплов и других.
- Выделить виды и особенности детского творчества.
- Выяснить роль дидактических игр в развитии творческой активности детей в декоративной деятельности.
- Разработать комплекс дидактических игр на тему городецкой росписи.
- Сделать вывод о влиянии дидактических игр на развитие творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Практическая значимость данной работы заключена в возможности применения данных наработок педагогами школьных учреждений в процессе обучения дидактическим играм.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
4
Глава 1 Характеристика детского творчества
1.1 Определение детского творчества
Детскому творчеству можно дать название «натурального», подобно тому как Л. С. Выготский
различал натуральные (данные от рождения, природные) и высшие психические функции. Детское творчество отличается открытостью миру, который ребенок воспринимает с оптимизмом.
Ребенок ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.
Можно выделить особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все,
и реальной проблемой этого возраста является не проблема творчества, а проблема его отсутствия, что само по себе достаточно явная патология. Отсутствие творчества может быть последствием жестокой системы воспитания, которая подавила собственное «Я» ребенка. Особенно
опасно, если это происходит до «первого рождения личности» – ориентировочно, в трехлетнем
возрасте.
В это время для ребенка характерно вариативное мышление, когда он раскрывает и обнаруживает массу возможностей, создает множество видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. В данный момент времени он не способен отделить удачный вариант от неудачного с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое же творчество, наоборот, предполагает именно отсев и отбор с позиции вкуса, который принят в обществе, непосредственный
диалог с культурой, в которой это творчество зарождается.
Если исследовать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное
развитие ребенка происходит только творческим путем. К примеру, взрослый изучает новый язык,
применяя справочники и словари, то ребенок осваивает родной язык совершенно иначе. Студент
методично ищет в словаре толкование каждого слова из экзаменационного текста, пытается подставить слова чужого языка, при это сохраняя логику родного, что никогда не приводит к успеху.
Малыш поступает как филолог, который слышит неизвестную ему речь и пытается понять ее
структуру, приспосабливаясь к ней, а не ломая ее, интегрируясь внутрь конструкции родного
языка. То, что все здоровые дети имеют способность освоить язык, говорит об их недюжинных
языковых задатках.
Точно так же, в колыбели, ребенок сопоставляет видимое движение своей руки с тактильными
ощущениями от касания ею какого-либо предмета и множественными сигналами о положении
своих рук и тела и осваивает точный захват любых предметов. Позже он соединяет эти предметы
5
со звуками, которые в это время произносят взрослые, затем он начинает выделять общие параметры разных объектов, комбинируя отдельные из них. Все это является этапами познания, освоения культурного наследия, осмысления того, что накоплено обществом, а для ребенка, конечно, –
личностный рост путем создания нового для него лично, но весьма обыденного для мира, который наблюдает данный процесс формирования личности многие тысячелетия.
Ребенок слышит человеческую речь и у него получается найти в ней смысл и содержание. Он
впервые слышит музыку и находит ей объяснение. Ребенок видит картину и делает связь стилизованного яблока на ней с яблоком другого цвета и формы, которое ел на завтрак. Помимо этого, он
способен опознать как яблоко другие предметы этого класса, хотя они не всегда схожи с тем, что
он видел на картинке или ел на завтрак. В определенный момент он возьмет кисточку или карандаш, нарисует неровный круг и назовет его словом «яблоко», хотя ни один взрослый не способен
будет узнать в этом новом объекте реального мира привычную для него форму
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. infopedia.su/11x41e.html
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.
2009. № 6. – 587с.
3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении школьников изобразительной деятельности
М.: Просвещение, 2005. – 462с.
4. Игра школьника. Под редакцией С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение» 2009. – 356с.
5. www.kazedu.kz/referat/128545/1
6. Игра и школьник. Развитие детей школьного возраста в игровой деятельности. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2004. – 398с.
7. Козлова С. А, Куликова Т. А. Школьная педагогика. Шестое издание, исправленное. – М.,
2006. – 547с.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 2009. Т.2. – 412с.
9. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т. А. Макаровой, Москва
«Просвещение» 2006. – 456с.
10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. – М., 2007. – 430с.
11. www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-gorodeckie-uzory.html
12. Недоспасова В. А.Растём играя: младший школьный возраст: Пособие для воспитателей и
родителей. – М: Просвещение 2008. – 498с.
13. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 2009. – 452с.
14. Проблемы школьной игры: психолого-педагогический аспект / Под редакцией Н. Н.
Поддьякова, Н. Я. Михайленко. – М., 2007. – 463с.
15. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК»,
Москва, 2007. – 444с.
6
16. Руководство игр детей в школьном учреждении. Составители: Е. А. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. М. «Просвещение» 2009. – 474с.
17. Смирнова О. Е. Детская психология. М., 2003.(Гуманитарный издательский центр).
18. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у школьников. –
Минск, 512с.5.
19. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание школьника. М., 2008. – 333с.
20. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 2006. – 426с.
21. Эльконин Д. Б. Психология игры. Второе издание. – М., 2009. – 452с.
22. Основы государственной культурной политики
(утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808)