Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время особое значение приобретают вопросы формирования здорового образа жизни, укрепления физического и духовного здоровья человека. Это обусловлено также сложным социально-демографическим положением и состоянием здоровья населения в нашей стране [7, 14].
Физическая подготовленность является уровнем развития физических качеств, навыков и умений, которые необходимы для успешного выполнения определенных видов деятельности; отражением результатов физической подготовки.
В кадетских классах физическая подготовка проводится на основе комплексной программы, которая включает в себя следующие виды спорта и упражнения: атлетическое двоеборье, летний и зимний полиатлон, рукопашный бой, физические упражнения.
Одной из форм дополнительного образования являются занятия по программе добровольной подготовки к военной службе, в частности, они способствуют совершенствованию физического развития, сохранению и укреплению соматического и психического здоровья, повышают уровень физической подготовленности и функциональных возможностей организма учащихся.
Физическое состояние учащихся - это один из интегральных показателей эффективного функционирования системы физической подготовки, изучение которого дает возможность получения необходимой информации для принятия управленческих решений [10, 12].
Физическое воспитание представляет собой неотъемлемую составляющую часть воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране оно проводится целенаправленно и системно в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
Физическое воспитание в школе является целостным процессом, по своему содержанию, направленности, методам реализации, формам организации и некоторым другим характеристикам можно разделить на четыре основных вида:
1) учебный предмет «Физическая культура»;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (гимназии, лицея, колледжа);
3) внеклассная спортивно-массовая работа;
4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Целью исследования является изучение особенностей физической подготовленности учащихся 5-6 классов общеобразовательной и кадетской школ.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
• изучить физическую подготовленность учащихся 5-6 классов;
• определить преимущества физического образования кадетских школ;
• определить тесты, которые будут использованы для оценки физической подготовленности.
Объект исследования: физическая подготовленность учащихся.
Предмет исследования: физическая подготовленность учащихся 5-6 классов общеобразовательных и кадетских школ.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по тематике исследования.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Понятие и виды физической подготовки
Физическая подготовка является педагогическим процессом, который направлен на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей организма человека с целью создания благоприятных условий, обеспечивающих его жизнедеятельность. Понятие «физическая подготовка» используется с целью необходимости подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к военной, трудовой, спортивной и иной деятельности.
Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на совершенствование двигательных физических качеств, целью которых является обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человека. ОФП способствует повышению общей работоспособности, функциональных возможностей, является основой (базой) для достижения высоких результатов и специальной подготовки в выбранной сфере деятельности или виде спорта.
Средства ОФП представлены физическими упражнениями (плавание, бег, лыжный спорт, спортивные и подвижные игры, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами. Общая физическая подготовка тесно связана с достижением физического совершенства, того уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, который соответствует военной, спортивной, профессиональной и иной деятельности. Вовлечение практически всех слоев населения – от детского до пожилого возраста в сферу занятий физическими упражнениями с общей подготовительной направленностью определяет необходимость широкого разнообразия средств ОФП.
Задачи ОФП:
1) укрепление и сохранение здоровья, гармоническое физическое развитие, совершенствование телосложения, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма;
2) развитие всех основных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость;
3) формирование базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности (трудовая, военная, бытовая и т. д.).
Общая физическая подготовка составляет основную целевую задачу педагогического процесса физического воспитания, которая ориентирована на укрепление здоровья, повышение эффективности учебного труда, общей работоспособности. Однако, следует помнить, что даже успех в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта зачастую не может быть обеспечен только достаточно высокой общефизической подготовленностью. В этих случаях требуется дополнительная специальная подготовка: специальная физическая подготовка в области спорта, профессионально-прикладная физическая подготовка в профессиональной деятельности.
Специальная физическая подготовка (СФП) отражает уровень развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, который непосредственно является определяющим достижения в избранном виде спорта.
Задачами СФП являются [4, 5, 6]:
1) развитие физических способностей, которые являются для данного вида спорта необходимыми;
2) повышение функциональных возможностей органов и систем, которые являются определяющими для высоких достижений в избранном виде спорта;
3) воспитание способности проявления имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности;
4) формирование с учетом требований конкретной спортивной дисциплины телосложения спортсменов.
Основные средства СФП спортсменов представлены специально-подготовительными и соревновательными упражнениями.
Из обширного круга вопросов, которые относятся к физическому совершенствованию, большого внимания заслуживают вопросы физической подготовки кадетов.
Таким образом, физическая подготовка кадетов является воспитанием физических качеств, способностей, которые будут необходимы в военной деятельности, совершенствованием физического развития, укреплением и закаливанием организма.
1.2. Значение физической подготовки для кадетов
Целью физической подготовки является укрепление здоровья, повышение функциональной готовности организма, улучшение физического развития, совершенствование физических качеств, формирование двигательных умении и навыков, а также достижение высоких спортивных результатов [6, 9, 15].
Физическую подготовку рассматривают как процесс, направленный на воспитание физических качеств и формирование жизненно необходимых двигательных умений навыков, которые способствуют всестороннему и гармоничному физическому развитию
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минобороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL: http:// base.garant.ru/ 6391601 (дата обращения: 22.11. 2019).
2. Абрамов, Д. Н., Степанов, А. В. Критерий оценки физической подготовленности учащихся кадетских корпусов. [Текст] / Д. Н. Абрамов, А. В. Степанов // Молодой ученый. - 2016. - 107 с.
3. Алиев М. Н. Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры // Педагогика. 2008. № 1. ─ С. 67-73.
4. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: Учебное пособие / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. ─ М.: Академия, 2006. ─ 528 с.
5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. [Текст] / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - М. : КНОРУС, 2011. -368 с.
6. Баршай, В.М. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи / В.М. Баршай, Е.И. Рябцева, Ю.А, Янсон. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2012. - 160 с.
7. Беляев А. В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания // Педагогика. 2008. № 1. ─ С. 91-98.
8. Беляева, М.А. Значение физической подготовленности для профессиональной деятельности. [Текст] / М. А. Беляева.– 2014. – 93 с.
9. Грачев О. К. Физическая культура: Учеб. пособ. для мед. вузов. ─ М.: Март, 2005. ─ 464 с.
10. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка: Учеб. пособ. ─ СПб. : Бизнес-пресса, 2006. ─ 192 с.
11. Давыдов В.Ю., Шамардин À.И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: Учебно-методическое пособие / ВГÀФК. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 92 с.
12. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. ─ М.: Академия, 2002. ─ 176 с.
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст] / Ю. Д. Железняк. - Москва: Академия, 2005. – 272 с.
14. Жужгов, А.И. Психологическая адаптация как фактор формирования военно-прикладной физической готовности курсантов к будущей военной профессии. [Текст] / А. И. Жужгов. Физическая культура. Спорт. 2017. – 35 с.
15. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. ─ М. : Форум, 2007 . ─ 208 с.
16. Кудрицкий, В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка. [Текст] / В. Н. Кудрицкий. - Брест: БГТУ, 2005. – 276 с.
17. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие. [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. СПб - СПб., 2009. - 324 с.
18. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учеб. пособ. ─ М.: Советский спорт, 2004. ─ 192 с.
19. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учеб. пособ. ─ М.: Советский спорт, 2005. ─ 224 с.
20. Лях, В. И. Методика физического воспитания учащихся[Текст] / В. И. Лях, М. Я. Виленский. – М., 2008. – 301 с.
21. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник. ─ 3-е изд. ─ СПб.: Лань, 2003. ─ 160с.
22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст] / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. – 101 с.
23. Николаев Ю. М. От идей П. Ф. Лесгафта к современной теории физической культуры: модернизация физкультурного образования // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журн. 2006. № 9. ─ С. 18-22.
24. Николаев Ю. О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журн. 2007. № 10. ─ С. 59-64.
25. Петров В. К. Новые формы физической культуры и спорта. ─ М.: Советский спорт, 2004. ─ 40с.
26. Пономарев Г. Перспективы развития образовательной деятельности факультетов физической культуры в условиях модернизации образования в России: физкультурное образование // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журн. 2007. № 8. ─ С. 55-58.
27. Решетников Н. В. Физическая культура: Учеб. пособ.. ─ 4-е изд., стереотип. ─ М.: Академия, 2005. ─ 152 с.
28. Скитневский В. Психолого-педагогические особенности управления в сфере физической культуры и спорта: управление в сфере спорта // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журн. 2007. № 11. ─ С. 15-18.
29. Смирнов, В.Н. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений / В.Н. Смирнов. – М.: Изд. ВЛАДО – 2012. – 214 с.
30. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культура: учебник. ─ К.: Олимпийская литература, 2001. ─ 335 с.
31. Физическая культура: Учеб. пособ. / Ред. Е.В. Конеева. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2006. ─ 558 с.
32. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. [Текст] / В. П. Филин. - М., ФиС, 2007. – 97 с.
33. Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. ─ Мн.: Тесей, 2003. ─ 528с.
34. Щуревич, Г.А. Адаптация военнослужащих к специфике обучения в вузе посредством физической подготовки и спорта. [Текст] / Физическая подготовка и боеспособность военнослужащих. / Г. А. Щуревич - Выпуск 7. - СПб.: ВИФК, 2007. – 126 с.
35. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: Книга для педагога. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2004. ─ 624 с.