Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время существует определенная нехватка теоретической работы в области исследования семейных конфликтов. Кроме того, они могут быть очень полезны для решения очень специфических ситуаций, когда существует конфликт интересов между двумя или более сторонами. Чтобы найти лучшее решение, вам нужно знать, как развиваются такие конфликты. Чтобы выработать правильное поведение в таких конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое семейные конфликты и как люди приходят к соглашению.
Актуальность работы с практической точки зрения не менее значима. В настоящее время количество разводов и повторных браков резко увеличивается. Но не забывайте, что семья является основной ячейкой общества. Эта проблема не только межличностная, но и социальная. Поэтому исследования в этой области представляют большой практический интерес.
Целью исследования является изучение личных причин семейных конфликтов в семье и разработка учебной программы, направленной на развитие способности устанавливать эффективные семейные отношения.
Проверка гипотезы исследования и достижение ее цели предполагает решение следующих задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по семейным конфликтам и личностным факторам их возникновения;
2. Провести экспериментальное расследование личных причин семейных конфликтов;
3. Разработать методы разрешения семейных конфликтов и провести тренинг для развития навыков установления эффективных семейных отношений.
Объект исследования: семейные пары с разной семейной жизнью.
Предметом исследования являются личные причины семейных конфликтов.
Гипотеза исследования: программа «Конструктивное разрешение конфликтов в семейных отношениях» формирует способность разрешать семейные конфликты.
Анализ источников и литературы: научные и психологические представления об особенностях семейных отношений (Андреева Т.В., Артамонова Е.И., Гришина Н.В., Курпатов А.В., Райгородский Д., Силяева Е.Г.).
Методика исследования: для решения задач исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические - анализ, обобщение, систематизация, обобщение, сравнение, классификация документов профессиональной литературы по намеченным задачам.
2. Эмпирические - тесты, психологические переживания.
В первой (теоретической) главе заключается в выяснении сущности феномена семейных конфликтов; диагностика личных причин, которые чаще всего определяют возникновение семейных конфликтов в семье; определение и описание семейных групп с точки зрения уровня конфликта; разработка набора учебных занятий для отладки эффективного взаимодействия между партнерами.
Во второй (аналитической) главе рассматривается практическая значимость исследования. Эти исследования могут быть использованы в консультационных центрах для молодых семей с индивидуальным консультированием.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Супружеские конфликты и личностные факторы их возникновения
1.1. Понятие семейного конфликта и его характеристики
Семейные конфликты - это противостояние членов семьи на основе столкновения противоположных мотивов и взглядов.
Семейные конфликты различаются по нескольким признакам. Рассмотрим самые распространенные:
1. ограничение свободы, выражения;
2. неадекватное поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и т. д.);
3. сложные отношения;
5. наличие материальных проблем;
6. вмешательство родственников в супружеские отношения;
7. сексуальная дисгармония [3, с. 125]
Семейные конфликты - это конфронтация семей, основанная на столкновении противоречивых мотивов и взглядов.
Особенности семейных конфликтов проявляются как в их динамике, так и в формах прогресса. В целом, динамика семейных конфликтов характеризуется классическими стадиями (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытая конфронтация, развитие открытой конфронтации, разрешение конфликтов и переживание эмоциональных конфликтов). Но такие конфликты характеризуются повышенной эмоциональностью, скоростью каждой стадии, формами конфронтации (упреками, оскорблениями, ссорами, семейными скандалами, нарушениями общения и т. д.), а также способами их решения (примирение, достижение соглашения, ужесточение отношений на основе взаимных уступок, разводов и т. д.)
Важной особенностью семейных конфликтов является то, что они могут иметь серьезные социальные последствия. Они часто заканчиваются трагически. Очень часто они приводят к различным заболеваниям членов семьи. Семейные конфликты имеют особенно трагические последствия для детей.
Различные семейные конфликты (С. М. Емельянов) приведены в таблице 1.
Таблица 1. Семейные конфликты
При анализе семейных конфликтов важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.
Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается на первом году семейной жизни. В этот период супруги адаптируются друг к другу. Вероятность развода в этот период составляет до 30% от общего числа браков. [6, с. 106]
Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супругов появились новые сложные обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них значительно ограничены возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.
Третий период семейного кризиса совпадает со средним брачным возрастом (10-15 лет брака), который характеризуется насыщением друг друга, появлением дефицита чувств.
Четвертый период семейного кризиса начинается после 18-24 лет семейной жизни. Основная причина семейного кризиса в этот период связана с растущей эмоциональной зависимостью жены, ее чувствами по поводу возможного предательства мужа.
Перед вступлением в брак каждый из будущих супругов формирует в своем воображении образ (роль) будущего мужа или жены. Эти образы формируются у молодых людей из опыта родителей, рассказов знакомых и друзей, из прочитанных книг, просмотренных фильмов и другой информации. Сформированные ролевые ожидания часто значительно переоцениваются и не подтверждаются в реальной семейной жизни, что вызывает разочарование и возникновение ролевых конфликтов.
Конфликты также включают ссоры, связанные с проблемой доминирования, суть которой состоит в выяснении отношений между супругами, например, «кто в доме хозяин?». Если оба супруга утверждают, что являются боссом в семье, и демонстрируют их требования во всех отношениях, то конфликты в этой семье неизбежны.
Существуют также конфликты, связанные с неспособностью или нежеланием супругов выполнять свои ролевые функции. Для счастливой жизни каждый из супругов обязан пожертвовать частью своих благословений и потратить значительную часть своего времени и энергии на создание и поддержание семейного очага. Однако не каждая пара может выдержать испытание повседневной семейной жизнью. С рождением детей у супругов появляются дополнительные роли (роль отца и роль матери), реализация которых требует значительных физических затрат и моральной силы. Особенно трудная семейная адаптация предназначена для супругов, воспитывающихся в семьях с одним родителем или вне семьи. Они смутно представляют роль отца, который отсутствовал в их бывшей семье, а роль матери, которая была единственным родителем, кажется слишком независимой и самодостаточной. [9, с. 98-99]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алешин Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М .: Класс. 2000, 208 с.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб .: Речь, 2005, 224 с.
3. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Гриф УМО Университеты в России. - М., 2008.-- 327 с.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Tikhomandritskaya. - М .: Аспект Пресс, 2001 .-- 301 с.
5. Бердникова Ю. Семейная жизнь на 5+. Гармония семейных отношений. Семейные жизненные циклы. Семейные конфликты и способы их решения. - М., 2008.-- 271 с.
6. Большой толковый психологический словарь. М., 2003-682
7. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб .: Питер, 2001, 352 с.
8. Бурден Майкл Все о семейных отношениях. - М., 2008
9. Бурлачук Л. Ф. Психотерапия. - СПб., 2001 - 572 с.
10. Барон, Р. Групповая социальная психология: процессы, решения, действия / Р. Барон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб .: Питер, 2003 .-- 272 с.
11. Вагра А.Я. Системная семейная психотерапия. Лекция. - СПб .: Речь, 2001.144 с.
12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Лекционный курс.
13. Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Психология и педагогика" № 2. Москва, 2006 .-- С. 164-170.
14. Глотов М. Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия. В 2 тт. Т. 1.М., 2003.С. 484.
15. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб, 2005—671 с.
16. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М., 2003.-- 423 с.
17. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка. // Возрастная и педагогическая психология. Антология. М. "Академия", 2001- 368 с.
18. Дэвид Майерс Социальная психология. Интенсивный курс. - М., 2007.-- 326 с.
19. Елизаров А.Н. Дисфункциональная семья в рамках структурного подхода // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - 1. - С. 36 - 44.
20. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - 3. - С. 11 - 17.
21. Емельянов С. М. Практика разрешения конфликтов. - 2-е изд., Доп. И выздоровление. - СПб .: Питер, 2004 - 400 с
22. Емельянова Е. Треугольники страдания. - СПб .: Речь, 2007, 224 с.
23. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для общеобразовательных школ / М.И. Еникеев. - М .: НОРМА, 2005 .-- 624 с.
24. Иринархова, И. Юридический справочник по семейным отношениям. - М., 2007 - 128 с.
25. Калинина Р. Р. "Введение в психологию семейных отношений". СПб, 2008 .-- 328 с.
26. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2007 - 423 с.
27. Карцева Л.В. «Психология и педагогика социальной работы с семьей. Учебник "М., 2009. - 254 с.
28. Кипнис М. Тренинг по семейным отношениям. - М .: Ось, 2006.
29. Косюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2000 - 240 с.
30. Крейг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб .: Питер, 2002 .-- 940 с.
31. Краткий словарь по социологии / Авт. П. Д. Павленок. М., 2000.С. 80
32. Кратохвил С. "Психотерапия брачных отношений". М., 2008 - 325 с.
33. Крыско В.Г. Социальная психология. Лекционный курс. М., 2006 .-- 334 с.
34. Крыско В.Г. Социальная психология: Словарь / В.Г. Крысько. - Мн .: Урожай, 2004 .-- 688 с.
35. Крыско В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. - М-р .: Питер, 2005 .-- 221 с.
36. Куницына В. Н. Межличностное общение: Пособие для вузов / В. Н. Куницына Н. В., Казаринова В. М. Подождите. - СПб., 2001 .-- 544 с.
37. Курпатов А.В. Конфликты в семье. - М., 2007.-- 218 с.
38. Кучера И., Шеффлер К. В чем проблема со мной (симптомы болезни и структура семьи). - М .: Институт консалтинга и системных решений, 2007 - 157 с.
39. Леонтьев А. А. Психология общения: учебник для вузов / А. А. Леонтьев. - 3-е издание - М .: Смысл: Академия, 2005 .-- 368 с.
40. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 6-е издание, переработан. и добавить. - СПб .: Питер, 2001 .-- 752 с.
41. Мильграм, С. Опыт социальной психологии / С. Мильграм. - СПб .: Питер, 2000 .-- 336 с.
42. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия: концепции и методы. - М .: Эксмо, 2004, 960 с.
43. Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. ПРИМЕР издание. Silyaeva. М. "Академия", 2002 г. - 178 с.
44. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебник. Пособие для студентов. Топ учебник. учреждения / Е.И. Артамонова, Е.В. Экжанова, Е.В. Зырянова и другие; Издание Е.Г. Силяева. - М .: Издательский центр "Академия", 2002. -192 с
45. Райгородский Д., Пособие по психологии семейных отношений. Для факультетов: психолог, клад. и социальная работа. М., 2004
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб .: Питер, 2000 .-- 624 с.
47. Руденский Е.В. Социальная психология: курс фронтальных уроков. - М .: ИНФРА-М, 2000 .-- 224 с.
48. Сатир В. Вы и ваша семья; М., 2000-320 с.
49. Сатир В. Семейная психотерапия. СПб .: речь, 2000 .-- 320 с.
50. Сидоренко Е. В. Формирование коммуникативных навыков в деловом взаимодействии. СПб., 2002-208 с. вне. 190-191
51. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебник., М., 2005 .-- 423 с.
52. Соломатина Е. М. Характеристика и динамика внутриличностных конфликтов в паре // Психология и педагогика.
53. Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев А.В. Mokshantseva. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2001 - 408 с.
54. Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е.В. Шороховой и В.П. Левкович. - М .: Наука, 2005 - 231 с.
55. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. Антология. Часть 1. М., 2004 - 523 с.
56. Социологический энциклопедический словарь / редактор Г.В. Осиповой. М., 2004 г. - 211 с.
57. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для старшеклассников / Л.Д. Столяренко. - Ростов н / д: Феникс, 2004 - 444 с.
58. Сухов А.Н. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - 2-е изд., Удалено. - М .: Академия, 2005 - 240 с.
59. Сущенко, С. А. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования / С. А. Сущенко. - Ростов н / д: Феникс, 2005 - 345 с.
60. Тимошенко И.В., Ходеев Ф.П. Семейные и семейные отношения и споры. Советы юристам "- М., 2004 .-- 232 с.
61. Хеллингер Б. Орден любви. Решение системно-семейных конфликтов и противоречий. - М .: Институт психотерапии, 2001, 276 с.
62. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. Лидерство. - М., 2006.-- 435 с.
63. Целуйко В.М., Психологические проблемы современной семьи. - М., 2008 - 643 с.
64. Черникова А. Терапия семейной науки: интегративно-диагностическая модель. - М .: Класс., 2001, 208 с.
65. Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей - М., 2004. - 411 с.
66. Эйдемиллер Е.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейная диагностика и семейная психотерапия. - СПб .: Речь, 2006, 352 с.