Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рынок аудиторских услуг в нашей стране
успешно развивается и преодолел уже третье десятилетие. Востребованность
данной услуги во многом зависит от ее качества
Развитие аудиторской науки сегодня в большей мере опирается на
фундаментальные труды западных ученых, анализ зарубежного опыта и
направлено на такие области практического аудита, как подготовка и
переподготовка кадров в области внутреннего контроля качества. Все области
практического аудита - регулирование аудиторской деятельности, аудиторское
законодательство, разработка стандартов, экономика аудита, аудиторская
статистика, страхование гражданской ответственности аудитора, санкции за
некачественный аудит и т.д. - незначительно освещены в отечественных
научных работах. Российский аудит ввиду недавнего зарождения имеет риск
недооценки важности научных исследований и в части контроля качества
аудиторских услуг. Поэтому потребность в разработке методологических основ
для оценки качества всех слагаемых аудиторской услуги как со стороны
заказчика, так и исполнителя очевидна.
Стандартизация является необходимым фактором эффективного развития
аудиторской деятельности в Российской Федерации, способствующим
адаптации российского аудита к требованиям международных аудиторских
стандартов и повышению качества аудиторского контроля. Вместе с тем,
федеральные стандарты аудиторской деятельности содержат лишь общие
правила проведения контрольных процедур, не конкретизируют действия,
приемы, способы, методы аудита, используемые аудиторами в процессе
выполнения профессиональных мероприятий, которые также зависят от
специфики функционирования аудиторской фирмы и особенностей бизнеса
клиента.
Степень разработанности проблемы. Основы теории финансового контроля
широко освещены в работах отечественных ученых и специалистов-практиков
Д.А. Аллахвердяна, В.Д. Андреева, И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, Ф.Ф.
Бутынца, A.M. Бирмана, В.В. Бурцева, Э.А. Вознесенского, Н.Г. Гаджиева, А.Д.
Шеремета и др.
Объектом исследования является ООО Аудиторская фирма «АБАК».
Предметом исследования является организация внутреннего контроля качества
в ООО Аудиторской фирме «АБАК».
Цель исследования – рассмотреть организацию системы внутреннего контроля
качества работы аудиторских фирм.
4
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие
задачи:
раскрыть систему нормативного регулирования контроля качества услуг в
аудиторских организациях;
описать основы и проблемы организации контроля качества работы
аудиторских фирм;
определить экономическую характеристику деятельности аудиторской
фирмы «Абак»;
рассмотреть элементы, принципы и процедуры системы
внутрифирменного контроля качества услуг;
дать анализ внутренних стандартов по контролю качества услуг
аудиторской фирмы;
изучить порядок отражения в отчетности инвестиций в долговые
финансовые инструментов в ООО «АБАК»;
охарактеризовать направления совершенствования внутреннего контроля
качества в ООО Аудиторская фирма «АБАК».
Методологической базой исследования послужили работы А.И. Бородина, Е.Я.
Галак, И.В. Гореловой, К.И. Дубовских, С.В. Дохоляна, А.Я. Запорожана, Н.В.
Зубаревича, М.А. Мирзаева, И.В. Михеевой, А.М. Осавелюка и др., а также
материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты организации системы внутреннего контроля качества
работы аудиторской фирмы
1.1 Система нормативного регулирования контроля качества услуг в
аудиторских организациях
Аудиторской деятельностью или аудитом называют разновидность
предпринимательства, связанного с проверкой бухгалтерской, финансовой
отчётности различных предприятий, индивидуальных предпринимателей.
Главный регулирующий законодательный акт «Об аудиторской деятельности»
предусматривает контроль качества аудита на трех уровнях. Два из них
относятся к внешним, последний – к внутренним. Контроль качества услуг
аудиторских организаций регламентируется Федеральным законом №315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» [4].
Аудит проводится с целью выразить мнение относительно того, насколько
достоверна финансовая и бухгалтерская отчётность предприятия, и
соответствует ли используемая документация требованиям текущего
законодательства. Это полное, исчерпывающее определение для направления,
5
которое приводится и по законодательству, и по стандарту. Аудит проводится
не для того, чтобы выявить ошибки, недобросовестные действия.
Мнение аудитора может привлечь больше доверия к организации, но это не
значит, что оно принимается как единственно верное. В процессе проведения
работы аудитор решает некоторые задачи:
1. Передача клиенту точных, содержательных справок по всем вопросам,
связанным с выполнением обязанностей по договору аудита.
2. Изучение как современного состояния дел, так и прошлых фактов.
Благодаря этому руководство получает ориентиры по тем будущим событиям,
которые могут повлиять на хозяйственную деятельность и её результаты.
3. Оказание помощи администрации. Для этого вырабатываются
рекомендации по устранению существующих недостатков и нарушений.
4. Проведение оценки по внутреннему бухгалтерскому учёту, финансовой
отчётности на предприятии. Отдельно изучается квалификация персонала,
занимающегося учётом. То же касается качества обработки документации,
законности проведённых записей [4]
У нормативного регулирования данной сферы несколько уровней:
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности» — аудиторская деятельность (аудиторские услуги)
— это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту
услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными
аудиторами.[1] Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается
федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой
отчетности. Предметом аудита является финанасово-хозяйственная
деятельность экономических субъектов и достоверное представление
результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.
Обязательный аудит — это обязательная ежегодная аудиторская проверка
ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации или индивидуального предпринимателя.[5]
Обязательный аудит должен проводиться в следующих случаях:
если организация имеет организационно-правовую форму открытого
акционерного общества;
если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах
фондовых бирж или других организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
если организация является кредитной организацией, бюро кредитных
историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка
6
ценных бумаг, страховой организацией, обществом взаимного страхования,
товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным
фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией
акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или
негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных и
внебюджетных фондов)[5].
Второй уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности
объединяет Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты
государственного регулирования аудиторской деятельности, ведомств и
министерств, которые призваны обеспечить эффективное функционирование
института российского аудита в современных рыночных условиях, стабильное
развитие и совершенствование данного института, а также контроль за
деятельностью аудиторов.
Третий уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности
представляют стандарты аудиторской деятельности «Международный стандарт
контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях,
проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также
выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по
оказанию сопутствующих услуг» (введен в действие на территории Российской
Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н», разрабатываемые в
целях установления таких норм аудита, которые будут интерпретируемы
однозначно всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
Четвертый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности
включает в себя определенные методики аудиторской деятельности, которые
регламентируют порядок
Стоит отдельно рассказать о структуре ФЗ №307. Он является
основополагающим для деятельности аудитора. Структура включает
исключительно статьи, разделы или главы отсутствуют:
1. Первые 4 статьи носят вводный характер. Они описывают основные
нюансы деятельности аудиторов. Четвёртая статья, например, даёт определение
самой должности. И говорит о необходимости внести сведения в реестр.
2. Статья 5 описывает ситуации, когда проведение аудита становится
обязательным. После этого закон даёт определение термину «аудиторских
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014
№ 2-ФКЗ // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
7
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. федер. закона от 15.04.2019 // Российская газета. -
1998. - 12 августа.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №
117-ФЗ (ред. от 01.09.2018) [Электронный ресурс] – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
4. «Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в
аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки
финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания,
обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина
России от 09.01.2019 N 2н)
5. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при
проведении аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории
Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)
6. Федеральный законом №315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О
саморегулируемых организациях».
7. Федеральный закон 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об
аудиторской деятельности»
8. Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и
практикум / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство
Юрайт, 2019. – 332 с.
9. Вяткин В. Н. Финансовые решения в управлении бизнесом : учеб.-практ.
пособие / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Д. Д. Хэмптон. – 4-е изд., перераб. и доп. –
М.: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
10. Воронина Л. И. Аудит: теория и практика : в 2 ч. Часть 1. Теория
[электронный ресурс]: учебник / Л.И. Воронина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.
: ИНФРА-М, 2018. – 314 с.
11. Грачева Е. Ю. Правовое регулирование аудиторской деятельности
[электронный ресурс]: учебное пособие для магистратуры / под ред. Е. Ю.
Грачевой, Л. Л. Арзумановой. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. – 128 с.
12. Гребенников П. И. Корпоративные финансы : учебник и практикум для
академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 252с.
13. Давиденко В.А. Анализ рентабельности предприятия в оценке
эффективности его деятельности / В.А. Давиденко // Инновационная
экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 2 (28). – С.
16-20.
8
14. Казакова Н. А. Аудит для магистров по российским и международным
стандартам : [электронный ресурс]: учебник / под ред. проф. Н.А. Казаковой. –
М. : ИНФРА-М, 2018. – 345 с.
15. Казакова Н. А. Аудит для магистров: актуальные вопросы аудиторской
проверки [электронный ресурс]: учебник / Н.А. Казакова, Л.В. Донцова, Е.И.
Ефремова [и др.] ; под ред. проф. Н.А. Казаковой. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 387
с.
16. Одинцов Б. Е. Автоматизация аудита [электронный ресурс]: монография -
М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 335 с.
17. ООО Аудиторская фирма «АБАК» [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://basis.myseldon.com/ru/company/1194205009140/summary
18. Парушина Аудит: основы аудита, технология и методика проведения
аудиторских проверок [электронный ресурс]: Учебное пособие / Парушина,
Кыштымова - Москва: Издательский Дом «ФОРУМ», М. : ИД «ФОРУМ» :
ИНФРА-М, 2017. – 560 с.
19. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового
контроля, осуществляемого Казначейством России / С.Е. Прокофьев // Финансы
и кредит. – 2017. – №10. – С. 2-11.
20. Родионова В.М. Финансовый контроль / В.М. Родионова, В.И.
Шлейников. Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2016. – 320 с.
21. Чая В.Т. Организация контроля качества: тенденции и перспективы
перехода на международные стандарты / В.Т. Чая, Г.В. Чая // Аудит и
финансовый анализ № 1, 2015 – С. 50–56.
22. Чая В. Т. Классификация нарушений, выявленных в ходе внешнего
контроля качества аудиторской деятельности: результаты и перспективы / В.Т.
Чая, Н.В. Кобозева // Аудит и финансовый анализ, № 5 2016. – С. 141–144.
23. Шеремет А.Д. Аудит [электронный ресурс]: Учебник / А.Д. Шеремет,
В.П. Суйц - М. : ИНФРА-М, 2018. – 375 с.
24. Шлапакова Н. А. Методика аудиторской проверки: процедуры, советы,
рекомендации [электронный ресурс]: Монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г.
Барышников, А.А. Тусков, Н.А. Шлапакова. - М.: НИЦ ИНФРАМ, 2015. - 231 с.