Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптивное физическое воспитание — новое направление в отечественной системе образования и науки. Оно изучает аспекты физического воспитания людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и ограничения физических возможностей (С.П.Евсеев, В.С.Дмитриев, Е.В.Озолина, Н.О.Рубцова, Л.В. Шапкова, 1998). В нашей стране данная категория людей называется инвалидами, но в большинстве развитых стран к настоящему времени отказались от употребления слова «инвалид» в связи с его негативной психологической нагрузкой.
Целью АФВ является формирование и развитие двигательной активности, физических и психологических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности. К началу XXI в., по оценкам ВОЗ, 10% населения земного шара являются «недееспособными» людьми, из них 100 млн - дети-инвалиды. Адаптивное физическое воспитание как система взглядов и методик, имеющих задачей облегчить состояние людей с ограниченными физическими возможностями и решить проблему их интеграции в общество, непосредственно связано с философией гуманизма и находится с обществом в отношениях взаимного влияния.
Физическая культура и спорт влияют на общественное и личностные мировоззрения оказывают воздействие на них и на общественную жизнь. Также влияют на развитие техники и новых технологий, предъявляя требования к созданию все более совершенных вспомогательных средств для занятий физкультурой и спортом людей с физическими ограничениями.
Адаптивная физическая культура помогает инвалиду быть вовлеченным в общественную жизнь. Дети с умственной отсталостью, в более ранних публикациях называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами. Это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По имеющимся данным, такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции[1]. Исследователи за рубежом нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка. Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому.
Объектом исследования является процесс физического развития гибкости детей младшего школьного с нарушениями интеллекта.
Предметом исследования является методика развития гибкости для детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культурой.
Цель курсовой работы является раскрытие развития гибкости у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить развитие гибкости у детей младшего и школьного возраста.
3. Обозначить использование методов и приемов по реабилитации детей умеренной умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культуры.
Данная работа состоит из 30 страниц, в которые входит титульный лист работы, оглавление, введение, две главы, заключение и список литературы, который состоит из 30 источников. В первой главе работы описывается развитие адаптивного физическое воспитание у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Вторая глава содержит описание и рассмотрение методики по реабилитации детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивного физического воспитания.
1. Развитие адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями интеллекта
1.1 Развитие гибкости у детей младшего и школьного возраста
Многие авторы считают, что от ребёнка, не достигшего десятилетия, нельзя требовать рекордов. Однако адекватное отношение к детским физическим способностям не отменяет необходимости в лёгкой оздоровительной нагрузке для всех малышей. Правильная утренняя зарядка и подвижные игры способны сформировать у малютки стойкое положительное отношение к физической культуре. Общеукрепляющие тренировки, в свою очередь, помогают развитию у дошколят и детей из младших классов основных физических качеств человека – быстроты, выносливости, ловкости, силы и гибкости.
Ключевым моментом в детской спортивной подготовке является выработка пластичности в мускулатуре и ещё формирующемся связочном аппарате ребёнка. Именно от гибкости зависит сценарий последующего развития координационных, скоростных и силовых способностей малыша, поэтому современные студии йоги, стретчинга и пилатеса для самых маленьких набирают популярность. Детскую пластичность можно разделить на пассивную (ту, которая проявляется под воздействием тренажёров или других снарядов) и активную (ту, которую ребёнок может проявлять самостоятельно). Воспитывать качество нужно в раннем возрасте, пока не окончился сензитивный период[8].
Тренировки гибкости способствуют:
1. улучшению суставной подвижности школьников и малышей;
2. уменьшению риска травм во время силовой нагрузки;
3. предотвращению развития сколиоза, x-образного искривления ног и плоскостопия у ребёнка;
4. избавлению от дискомфорта в шейном отделе позвоночника и связанных с этим головных болей и проблем сна.
Превратить негибкого ребенка в гимнаста мирового уровня вряд ли удастся, но сделать его мышцы достаточно эластичными для обычной жизни вполне реально.
Результат тренировок по развитию гибкости у детей обычно обусловлен:
1. гендерной принадлежностью (девочки обычно гибче мальчиков);
2. генетическими данными (сыну или дочери балерины проще развить эластичность, чем другим);
3. возрастом (временем интенсивного развития этого качества считается период от 5-6 до 17-18 лет);
4. особенностью строения суставов (у детей с разным устройством хрящей и костей разнятся способности к растяжке;
5. психоэмоциональным состоянием малышей (активная гибкость уставшего или эмоционально выгоревшего ребёнка низкая, а пассивная – высокая).
Многие считают, что все малыши гибкие, поэтому стараются воспитывать мышечную эластичность у детей ясельного возраста, но это не совсем правильно. Связки и мышцы у маленьких детей действительно пластичны, но их способность к самостоятельному растягиванию не проявляется до пятилетнего возраста, поэтому заниматься развитием активной гибкости у таких детей бессмысленно. Начинать воспитание этого качества можно в старшем детсадовском возрасте или в первых классах общеобразовательной школы, при этом результаты занятий будут постепенно улучшаться, пока ребёнок не достигнет совершеннолетия. Первые уроки гибкости ребёнок может получить в стенах школы или на детской площадке. Карабканье по канатной лестнице, перемещение по шведской стенке, прыжки через скакалку, кувырки и вис на перекладине – это полезный минимум, которого достаточно пяти-шестилетнему малышу[11].
Для безопасности во время занятий по развитию гибкости у младших школьников и дошколят запрещается:
• проводить длительные интенсивные тренировки (норма – это 15-45-минутный урок с тремя перерывами);
• применять дыхательные упражнения (малыши ещё не умеют контролировать объём воздуха в лёгких и могут привести себя в полуобморочное состояние);
• заниматься развитием у 5-7-летних детей тазобедренной выворотности (например, учить их деми и гранд плие);
• кормить юных спортсменов перед выполнением действий, в которых должны участвовать мышцы пресса;
• заставлять малышей делать сложные упражнения на гибкость, вызывающие у них болезненные ощущения;
• использовать приёмы фокусировки внимания на физических ощущениях (для маленького ребёнка это слишком ощутимая психологическая нагрузка).
Особенности детского строения делают постепенное развитие гибкости необходимостью: например, если нетренированный ребёнок попытается сесть на поперечный шпагат, эксперимент может окончиться растяжением или разрывом паховых связок. Поэтому в первую очередь нужно подготовить суставы и связки малыша к будущим испытаниям и научить его правильно повышать температуру в мышцах перед тренировкой.
Развитие гибкости у детей состоит из трёх блоков:
1. Суставная гимнастика (начало создания прочного и эластичного связочного аппарата с углубленной проработкой тех мышц и суставов, которые не задействуются в повседневной жизни);
2. Специализированное формирование суставной подвижности (растягивание связок и мыш
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды», 2017 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
2. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб.пособие / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов.спорт, 2018. - 296 с. 2
3. Астафьев Н.В. Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников. - М.: Просвещение, 2016. - 564 с.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А Ашмарин.. - М.: Физкультура и спорт, 2018. – 235 с.
5. Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2018.
6. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе: метод. пособие. / Под ред. Р.Д. Бабенковой. - М.: Просвещение, 2018. - 67 с.
7. Бажникова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 2017. − №5. - 56 с.
8. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 200 с.
9. Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умственного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 2019. 30 с. 60
10. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 208. – 255 с.
11. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М., 2018. - С. 123.
12. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф,2017. 128 с.
13. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 2016. 160с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 2018. - 368 с.
15. Горская И.Ю. Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учеб. пособие. / И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова. - Омск: СибГАФК, 2017. - 345 с.
16. Горская, И.Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта : учеб. пособие / И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова. – Омск : СибГАФК,2018.
17. Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика физического воспитания инвалидов. Одесса. 2018. 98 с
18. Григорьев, Д. В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития /Д. В. Григорьев/ Адаптивная физическая культура. - СПб., 2019. Вып. 3. - С. 39-41.
19. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Минск, 2016. – 112 с.
20. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2017. 208с.
21. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 2018. – 32 с.
22. Дмитриева, А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А.Дмитриева. – М. : Советский спорт, 2018. – 31 с.
23. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. – М. : Владос, 2018. – 623 с.
24. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М. : Советский спорт, 2017. – 188 с.
25. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. – М. : Медицина, 2018. – 394 с. 5
26. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова. – М. : Академия, 2018. – 205–244 с.
27. Рубцова, Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта : учеб. пособие / Н.О. Рубцова. – М. : РГАФК, 2017.
28. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М.: 2018
29. Черник, Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе : учеб. пособие / Е.С. Черник. – М., 2017.
30. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. – М. : Советский спорт,2017. – 603 с.