Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут, или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Для того, чтобы предотвратить ошибки в поведении обучающихся, предостеречь от последствий, которые могут негативно отразиться на окружающих и близких
Исследования, посвященные изучению трудновоспитуемости младших школьников, проведены С.Д. Арзуманяном, О.С. Богдановой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, А.А. Рояк, Е.А. Сарафьян, И.П. Трушиной и др.
Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой девиантности и ее профилактики можно назвать таких ученых, как: М. Вебер, Р. Джонсон, Э. Дюргейм, Г. Кэплан, Р. Мертон, В. Франкл. Из более поздних – А. Бандура, Б. П. Буунк, В. Вичев, Р. Линтон, В. Момов, Р. Торрис, С. В. Проданов, Р. Уолтере, М. Шериф, Т. Шибутини и другие.
Целью работы стало изучение особенностей проведения классного часа с целью преодоления девиантного поведения в начальной школе.
Объект исследования: процесс преодоления девиантного поведения в начальной школе.
Предмет исследования: использование классных часов для преодоления девиантного поведения в начальной школе.
Объект, предмет и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
– дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
– охарактеризовать девиантное поведение младших школьников;
– определить особенности коррекции девиантного поведения младших школьников;
– разработать классный час, направленный на преодоление девиантного поведения в начальной школе.
Методы исследования: анализ и систематизация специальной педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость: суждения и выводы, а так же разработанный классный час, направленный на преодоление девиантного поведения младших школьников, могут быть использованы педагогами начальной школы.
Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливается с 6 – 7 до 9 – 10 лет. В течение этого периода физическое и психофизиологическое развитие ребенка все еще развивается, что позволяет систематически учиться.
Начало обучения приводит к радикальным изменениям в социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и теперь имеет общественно значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Во время младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловное влияние взрослого постепенно теряется, и к концу младшего школьного возраста, сверстники начинают приобретать все большее значение, роль детского сообщества возрастает [4. с. 36–38].
Ведущей, в младшем школьном возрасте, является учебная деятельность. Она определяет наиболее важные изменения, которые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках образовательной деятельности психологические новообразования характеризуют наиболее значительные достижения в развитии младших школьников и являются основой для развития на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано со снижением интереса к обучению. Чтобы этого не происходило в образовательной деятельности, необходимо дать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль образовательной деятельности в развитии ребенка не исключает того факта, что младший школьник активно участвует в других мероприятиях, в ходе которых его новые достижения улучшаются и консолидируются.
Л.С. Выготский, отмечает, что с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие вербально– логического мышления, возникающее в результате ассимиляции научного знания, реконструирует все другие познавательные процессы[10].
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь.
По словам О.Ю. Ермолаева, в младшем школьном возрасте, происходят значительные изменения в развитии внимания, происходит интенсивное развитие всех его свойств. Особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается количество внимания, увеличивается его устойчивость, развиваются навыки переключения внимания. В возрасте 9– 10 лет дети могут сосредотачиваться в течение длительного времени и выполнять произвольную программу действий.
Память, как и все другие психические процессы, претерпевает значительные изменения в этом возрасте. Их суть заключается в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольной, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст чувствителен к формированию высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленное развитие ее активности на данный момент является наиболее эффективным. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.
Трудность в различении основного, существенного, ясно проявляется в одном из основных видов образовательной деятельности школьника – в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, изучавшая особенности словесного перефразирования младших школьников, заметила, что краткое повествование дается детям гораздо сложнее, чем подробный рассказ[3].
Отмеченные особенности умственной активности детей являются причиной неудачи определенной части учеников. Неспособность преодолеть трудности, возникающие в подобных упражнениях, иногда приводит к отказу от активной интеллектуальной работы. Ученики начинают использовать различные неспецифические методы и способы выполнения поставленных задач, которые психологи называют «обходными методами», включая механическое изучение материала, не понимая его. Дети воспроизводят текст почти наизусть, буквально, но они не могут отвечать на вопросы о тексте. Другим обходным решением является завершение новой работы так же, как и раньше. Кроме того, учащиеся с недостатками мышления с устным ответом, пытаются списывать у одноклассников и так далее[19].
1.2. Поведение младших школьников
В этом возрасте наблюдается появление другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится независимым, выбирает, как действовать в определенных ситуациях. Это поведение основано на моральных мотивах, которые формируются в этом возрасте. Ребенок впитывает моральные ценности, пытается следовать определенным правилам и законам. Часто это происходит из–за эгоистических побуждений и хочет быть одобренным взрослым или укрепить свое личное положение в группе сверстников. То есть их поведение каким–то образом связано с основным мотивом, который доминирует в этом возрасте – мотив успеха.
С формированием добровольного поведения у младших школьников такие новообразования, как планирование результатов действий и размышлений, тесно связаны[7].
Ребенок может оценить свое действие с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. В действиях есть семантически– ориентационная основа, она тесно связана с дифференциацией внутренней и внешней жизни. Ребенок может
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно– правовые акты
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Принят 29.12.2012 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.) // № 273– ФЗ. 01.01.2010. Собрание законодательства РФ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования» / Издан 17 октября 2013 г. (в ред. от 27 июня 2014 г.) // № 1155. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
Книги и статьи
3. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 2019. – 95с.
4. Артемов В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 256 c.
5. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. (Сборник тезисов). 2016. – С. 122-123.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2016. –272 с.
7. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – С. 145-236
8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина / [под ред.М.В. Гамезо]. – М.: Просвещение, 2014. – С. 151-154..
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выготский. – 3– е изд., стереотип. – М., 2011. – 423 с.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова– Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
11. Детская практическая психология / [под ред. Т.Д. Марцинковской]. – М.: Гайдарики, 2004. – С. 147-161.
12. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1999. – С. 69-101
13. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.
14. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитее познавательных процессов / А.В.Запорожец, Эльконин Д.Б. – 3– е изд. – М.: Генезис, 2009. – 188 с.
15. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2010 – 352 с.
16. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – Москва: Издательский центр «Академия», 2003 –288 с.
17. Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы: метод. пособие для учителей / сост. Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А.В. Гусев. – М.: Просвещение, 2017 – 607 с.
18. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2015. – С. 123-130
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – Москва: Высшее образование: МГППУ, 2010 – 460 с.
20. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования : учебное пособие / Р.В. Овчарова. – Москва: Сфера, 2017 – 448 с.
21. Основы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними / А.В. Тихомирова, В.В. Москвичев, Ю.Г. Лапшин и др. – Москва: МГППУ, 2016 – 92 с.
22. Овсянникова Т.М. Профилактика девиантного поведения младших школьников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.
23. Павлова Т.С., Банников Г.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды (опыт США) // Психологическая наука и образование. 2012 № 2 С. 76–85.
24. Практикум по девиантологии / ред. Ю.А. Клейберг. – Санкт-Петербург: Речь, 2017 – 144с.
25. Практическая психология образования: учебное пособие / ред. И.В. Дубровина. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Питер, 2018 – 592 с.
26. Урунтаева Г.А. Детская психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 336 c.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.В. Эльконин. – М., 2005
28. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. – 2013 – 75 с.