Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Германия является самой мощной в экономическом плане страной в зоне Евросоюза. Неблагоприятные экономические условия в ряде стран ЕС (в частности, Греции) всегда нивелировались на фоне общих показателей зоны, которые вытягивали Германия и Франция. Однако,
в последнее время недовольство немецких предпринимателей усилилось – ФРГ тратит значительные средства на поддержание отстающих стран ЕС, при этом поддержка национального бизнеса отходит на второй план.
Именно поэтому индекс доверия немецких бизнесменов в июле текущего года зафиксировал
рекордно низкое значение в 108 пунктов. Поскольку данный показатель эксперты соотносят
с уровнем развития национальной экономики, то, по мнению ряда исследователей, экономика Германии переживает структурный кризис. На фоне снижения индекса доверия стали
снижаться и основные макроэкономические показатели:
- объем производства за период с января по июль снизился на 1,8% - предприятия стали недополучать заказы на изготовление продукции, то есть падение объемов производства связано с падением совокупного спроса;
- также произошел рост уровня безработицы на 1%, причем данная безработица является
циклической (то есть вследствие падения объемов производства).
Однако, на фоне несколько неблагоприятной экономической тенденции, говорить о глубоком кризисе немецкой экономики не приходится. Незначительные снижения показателей,
скорее временные – при этом немецкая экономика продолжает занимать лидирующие позиции в мире.
Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы заключается в изучении региональных проблем крупнейших развитых
стран на примере ФРГ.
В соответствии с выявленной целью в работе будет решен ряд задач, таких как:
- описать направления федеральной региональной политики и их координация;
- охарактеризовать особенности совершенствования региональной экономической структуры;
- проанализировать города как объекты федеральной региональной политики и децентрализации;
- рассмотреть систему территориального планирования и мониторинга ФРГ.
Объектом исследования является экономика Германии, предметом – степень ее влияния на
региональное развитие ФРГ.
1. Особенности региональной политики Германии
1.1. Направления федеральной региональной политики и их координация
Интересна германская региональная политика в силу целого ряда факторов:
– гораздо большей близостью именно германской, а не американской модели федерализма к
российской. Германская модель кооперативного федерализма по сравнению с американской
децентрализованной моделью отличается заметной ролью федеральных властей в регулировании социально-экономического развития регионов;
– проработанностью региональной политики и стабильностью ее основ на протяжении целого ряда десятилетий (эти основы были сформированы еще в 1969 г.), что само по себе может
считаться свидетельством качества этой политики;
– относительно высоким уровнем межрегиональных различий по уровню социальноэкономического развития регионов (земель – субъектов федерации) Германии на фоне других экономически развитых стран, хотя в России подобные различия еще выше;
– наличием опыта структурной трансформации восточных земель, начавшегося с их переходом к рыночной экономике, что также представляет особый интерес для нашей страны;
– определенными успехами в решении задачи сближения уровней социальноэкономического развития старых и новых земель. Темпы этого сближения в 2000-е годы по
сравнению с 1990-ми замедлились, да и оценить вклад разных факторов в это сближение невозможно (такими факторами наряду с региональной политикой являются переход восточных земель к рыночной экономике, их включение в общеевропейское экономическое пространство). Но это все равно не умаляет значение достигнутых результатов.
Несмотря на довольно высокую степень изученности региональной политики Германии, отнюдь не всем ее аспектам уделялось должное внимание в российских исследованиях. Кроме
того, региональная политика развивается и в самой ФРГ, и в России (где в настоящее время
фактически заново идет формирование новой модели федерального регулирования регионального развития), что неизбежно вызывает новые вопросы по зарубежному опыту региональной политики. Поэтому ниже мы остановимся на тех аспектах региональной политики
Германии, которые важны именно для современного этапа становления такой политики в
России, и которые ранее детально не рассматривались.
Как это ни странно, но обсуждение региональной политики приходится начинать с ответа на
вопрос, что под ней имеется в виду, поскольку дифференциация мер социальноэкономической политики по территории страны присутствует почти во всех направлениях
деятельности федеральных властей. Мы сами ранее, обобщая существующие научные исследования, говорили о том, что региональная политика – это действия центральных органов
власти, единственная или основная цель которых – избирательное воздействие на социальноэкономическое развитие отдельных территорий (ради регулирования пропорций развития
территорий, чаще всего – сокращения межрегиональной дифференциации). Однако даже при
таком относительно узком понимании региональной политики четкое очерчивание круга ее
инструментов оказывается задачей довольно затруднительной, особенно если региональной
проблематикой занимается целый ряд федеральных ведомств.
В ФРГ вопрос о том, что считать региональной политикой, тоже отнюдь не однозначный. Законодательно закрепленного определения термина «региональная политика» в Германии не
существует. Отдельного федерального министерства, которое занималось бы исключительно
региональной проблематикой (министерства региональной политики или регионального раз-
вития), тоже нет. Исходя из существующего распределения функций между германскими
министерствами, региональной политикой занимается министерство экономики, которое не
раз переименовывалось, с декабря 2013 г. это Федеральное министерство экономики и энергетики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Витковский О.В. Проблемы региональной политики, организации территории и развитие прикладной географии в ФРГ // Вопросы экономической и политической географии
зарубежных стран. М., 1990, выпуск 11. С. 151-162.
2. Кластерная политика уже неоднократно рассматривалась российскими авторами, поэтому мы не будем на ней останавливаться: Белов В.Б. Инновационное развитие России и
опыт немецкой кластерной политики // Инициативы XXI века. 2012. №4. С. 14-19; Романова
Е.В. Региональные кластеры и конкурентная экономика (на примере Восточной Германии) //
Современная Европа. 2008. №2. С. 90-104; Романова Е.В. Особенности развития региональных кластеров в Восточной Германии // Региональные исследования. 2008. №1. С. 38-46.
3. Кузнецова О.В. О федеральной поддержке локализации инвестиций в России // Общество и экономика. 2016. №11. С. 105-123.
4. Политические мотивы возрастания роли городов рассмотрены в: Довбыш Е.Г. Города
как субъекты интеграции в Европейском Союзе. Дисс. ... канд. полит. наук. М.: ИМЭМО
РАН, 2016.
5. Промышленная политика европейских стран / Под ред. Н.В. Говоровой (Доклад Института Европы РАН № 259). М.: Изд-во «Русский сувенир», 2010; Андрианов К.Н. Промышленная политика Германии: основные аспекты и важнейшие направления // Вестник
МГИМО Университета. 2012. №5. С. 149-154.
6. Становление федеральной региональной политики в России рассматривалось нами в:
Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
7. Findeisen S., Suedekum J. Industry Churning and the Evolution of Cities: Evidence for
Germany / IZA DP №3180. Bonn, 2007.
8. Foray D. Smart Specialisation: Opportunities and Challenges for Regional Innovation Policy. London, New York, 2015; Innovation-driven Growth in Regions: The Role of Smart Specialisation / OECD. Paris, 2013.
9. Koordinierungsrahmen der Gemeinschaftsaufgabe «Verbesserung der regionalen
Wirtschaftsstruktur» ab 1. Juli 2014; Regionale Wirtschaftspolitik: Gesamtdeutscher Ansatz zur
Förderung von strukturschwachen Regionen ab 1. Juli 2014 // Monatsbericht. 2014. №5.
10. Nationale Stadtentwicklungspolitik. Eine Gemeinschaftsinitiative von Bund, Ländern und
Gemeinden / Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz, Bau und Reaktorsicherheit. Berlin,
2015; Stadtentwicklungsbericht 2012 / Deutscher Bundestag. Berlin, 2013.
11. http://government.ru/media/files/hZyhI428KMh69292CtUNqfVPFZF1cTAo.pdf (паспорт
приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30
ноября 2016 года).
12. Regional Development Policies in OECD Countries / OECD. Paris, 2010.
13. Urbanization and Development: Emerging Futures. World Cities Report 2016 / UN-Habitat.
Nairobi, 2016.