Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Административная ответственность является сложным феноменом, в котором переплетаются материально-правовые и процессуальные аспекты применения норм, предусматривающих административную ответственность.
На эту особенность обращали внимание многие исследователи-административисты. Реализация
норм, предусматривающих административную ответственность, предполагает особую деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц по выявлению нарушителей, сбору доказательств, рассмотрению дел об административных правонарушениях, назначению и исполнению
административных наказаний.
Следует выделить научные исследования ученых, посвященные проблеме административной ответственности. Среди российских ученых эту проблематику изучали Волков П.А., Гречина Л.А.,
Ефимова Д.Ю., Зеленцов А.Б., Кивич Ю.В., Кононов П.И., Конин Н.М. и др.
Как показывает анализ литературы, проблема административной ответственности за правонарушения против сфер порядка и общественной безопасности изучена еще недостаточно. Отдельные
аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем исследовании.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования – анализ административной ответственности за правонарушения против сфер
порядка и общественной безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть понятия административных правонарушений и административной ответственности;
- изучить составы и квалификация отдельных видов административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
- проанализировать особенности административной ответственности за правонарушения
против сфер порядка и общественной безопасности.
Объект исследования: административная ответственность.
Предмет исследования: административная ответственность за правонарушения против сфер порядка и общественной безопасности.
В процессе исследования применялись диалектический и исторический методы познания, метод
сравнительного правоведения, логико–правовой и системный методы.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и
списка литературы.
4
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1.1 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Общая характеристика
Основой исполнения наказаний в административном процессе является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) – это законодательный акт, направленный на защиту прав и
свобод граждан, различных форм собственности, условий естественной жизнедеятельности человека. В охране правопорядка он занимает главную позицию.
Для характеристики КоАП можно выделить три основных пункта:
под его правовой защитой находятся права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, экономические интересы юридических и физических лиц;
он направлен на всех граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей,
организации, законное поведение которых основывается на соблюдении прописанных в КоАП запретов;
Кодекс об административных правонарушениях определяет границы деятельности должностных лиц и государственных органов по применению норм административной ответственности, демократическую процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях .
В кодексе существует правило, при котором все нормы об административных правонарушениях
на общегосударственном уровне должны в него включаться, а нормы субъектов государства
должны приниматься исключительно в виде законов. Субъекты не имеют права издавать законы,
также, как и не могут определять за несоблюдение своих законов административные наказания,
исключение составляют предупреждение и административный штраф, что приводит к повышению
роли общегосударственных законов в координации административной ответственности, а также
поднимает гарантии обеспечения общего масштаба данной ответственности по всей территории
страны.
В кодексе об административных правонарушениях акцент поставлен на защите прав и интересов
граждан, но не государства. Данная тема описана в самой большой главе кодекса - ответственность за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан.
Главы особого назначения включают в себя описание экологических правонарушений, информационных, торговых, общественной безопасности и защиты иных гражданских прав. Процессуальная часть кодекса создавалась с учетом требований Конституции страны и Европейской конвенции
по правам человека и гражданина, цель данной части - защита прав и потерпевших, и виновных.
Различные постановления об административных правонарушениях могут быть обжалованы и
опротестованы в вышестоящих судебных инстанциях.
КоАП направлен на защиту прав и свобод граждан, а также на соблюдение ими административных и правовых норм, правил и стандартов. Это является обязанностью как для физических лиц,
так и для юридических .
5
Современная система субъектов административной юрисдикции сформирована таким образом,
что функции, препорученные контрольно-надзорным органам по рассмотрению дел об административных правонарушениях, позволяют на высоком уровне и в указанные сроки решить вопросы о правонарушениях, которые совершены в конкретной сфере деятельности. Вопросы, касающиеся административных правонарушений, уполномочены решать определенные должностные
лица, а именно: руководители компетентных органов, структурных подразделений, другие уполномоченные лица, которые выполняют контрольно-надзорные функции.
Основополагающие принципы, такие как, законность, справедливость в принятии решений, всестороннее рассмотрение и принятие во внимание всевозможных обстоятельств, объективность и
полнота всех аспектов – это главное, чему уделяется значительное внимание. Усилены гарантии
законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.
Детально расписано правовое положение участвующих в производстве по административным делам, увеличено число участников производства, к которым относятся лица, как потерпевшие и их
законные представители, так и другая сторона, свидетели, понятые, защитники, эксперты, прокурор, за каждым из которых закреплены их права и обязанности.
Предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях и региональными законами деликты являются основой привлечения виновных лиц к административной ответственности. В целях реализации целей и задач административно-деликтного законодательства, указанных
в ст. 1 КоАП РФ, функционирует система производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях – система действий и решений,
обеспечивающая достижение целей законодательства об административных правонарушениях.
В ст. 24.1 КоАП РФ названы основные задачи производства по административным правонарушениям:
- установление обстоятельств совершенного административного правонарушения;
- разрешение дела об административном правонарушении на основании закона;
- реальное исполнение решения по административному делу;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №
195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Научная и методическая литература:
6
3. Волков П.А. Современный подход к определению понятия административной ответственности // Общественные и гуманитарные науки. – 2017. - № 10. – С. 59-64.
4. Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие / Л.А. Гречина. - М.: Проспект, 2017. - 112 c.
5. Ефимова Д.Ю., Кукушкина А.А., Бахтиярова А.Р. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ // Научное
сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ.
науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения:
21.11.2019)
6. Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право России. Учебник / А.Б. Зеленцов,
П.И. Кононов, А.И. Стахов. - М.: Юрайт, 2016. - 342 c.
7. Камилов М.А. Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации. // Административное и муниципальное право. – 2014. – №8. – C. 775.
8. Кивич Ю.В. Проблемы регулирования отдельных составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок// Вестник экономической безопасности. – 2017. -
№ 2. – С. 39-42.
9. Кононов, П. И. Административное судопроизводство как структурная часть административного процесса / П. И. Кононов // Административное право и процесс. - 2015. - № 11. - С. 38 - 42.
10. Кононов, П. И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения/ П. И. Кононов //Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49.
11. Конин, Н. М. Административное право. Учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. - М.: Юрайт,
2015. - 576 c.
12. Краснов, А.С. Административная ответственность. Учебно-методический комплекс. Сборник административно-процессуальных документов / А.С. Краснов. - М.: Проспект, 2017. - 651 c.
13. Кулаков Н. А. Алгоритм действий сотрудников полиции по пресечению и документированию административных правонарушений, связанных с нарушением правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований // Вестник Санкт-Петербургского
университета МВД России. 2017. № 1.
14. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. -
М.: Юрайт, 2016. - 336 c.
15. Миронов А.Н. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности // Административное и муниципальное право. – 2015. – №3.
– C. 248–255.
16. Петров А.В., Девятов В.Ю. Общественный порядок и его охрана // История государства и
права. 2014. N 7. С. 15-18.
17. Петров А.В. Обеспечение охраны правопорядка на массовых спортивных мероприятиях //
Профессионал. 2017. № 2.
18. Пискунов С.А. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: виды, особенности и нормативно-правовые аспекты // Российский следователь. 2014. № 15. С. 49-53.
7
19. Харлова А. А. Стратегия правоохранительных органов по противодействию терроризму / А.
А. Харлова, Ю. Н. Чернов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. №
1.
20. Черняев Г.М. К вопросу о проблемах обеспечения правоохранительными органами общественного порядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/pm/ article_15196.html (дата обращения: 20.11.2019)
21. Чижевский В.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами / 20 - изд. – М.: Книжный мир. −2017. −С. 567.
22. Чижков, П.Л. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты посягательства административных правонарушений, связанных с нарушением правил оборота оружия /
П.Л. Чижов // Закон и право. - 2016. - № 8. - С. 44.
23. Чучаев, А. И. Преступления против общественной безопасности / А.И. Чучаев, Ю.В. Грачева,
А.А. Задоян. - М.: Проспект, 2014. - 256 c.
24. Шаповалова А.М., Данелюс Д.В., Обеспечение общественной безопасности на уровне
местного самоуправления//Гуманитарий Юга России, 2016. С. 4-6.