Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетный процесс является центральной процедурой, ежегодно осуществляемой
органами власти и управления любого государства, основой функционирования
государства, и в зависимости от его регламентации можно говорить о подлинном наличии
принципов федерализма, разделения властей, местного самоуправления и иных основ
конституционного строя в государстве.
Большинство государств регламентируют бюджетный процесс исходя из многих
обстоятельств: территориального положения, формы государственного устройства, формы
правления, особенностей исторического развития и т. д.
Российская бюджетная практика находится в состоянии постоянного эволюционирования,
Бюджетный Кодекс, как основной документ в этой сфере, ежегодно подвергается
неоднократным корректировкам, при этом Министерство Финансов РФ уже достаточно
давно выступило с инициативой принятия нового Бюджетного Кодекса.
Эффективная бюджетная система ориентирована на стимулирование экономического
роста, обеспечение воспроизводственных процессов в экономике страны, ликвидации
социальных диспропорций. Гарантия устойчивости бюджетной системы требует
оптимизации эффективности расходов бюджетных ассигнований. Повышение
эффективности расходов государственного бюджета связано с осуществлением
преобразований в области бюджетного процесса.
Системный подход к исследованию бюджетного процесса, бюджетной политики и
государственного финансового контроля применили в своих трудах: С.А. Агапцов, Г.А.
Анисимова, А.А. Астахов, А.А. Ахполов, Е.Н. Бережная, В.В. Бурцев, Э.А. Вознесенский,
Ю.М. Воронин, Е.Ю. Грачева, В.С. Джатиев, А.Ф Дубиков, Т.В. Каковкина, Д. А.
3
Кочерин, Ю.А. Крохина, И.А. Ланчинский, Д.В. Никольский, С.П. Опенышев, В.Г.
Пансков, А.А. Пискунов, С.Н. Рябухин, С.П. Сазонов, Ж.М. Саркисян, А.Н. Семиколен
ных, С.В. Степашин, Е.С. Суконников, В.Б. Христенко и др. Труды этих ученых стали
стимулом к более глубокому исследованию механизмов бюджетного процесса.
Современное состояние и эффективность бюджетного процесса является
малоисследованной проблемой и основные постулаты начали разрабатываться в трудах
В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Г.Б. Поляка, Б.Г. Преображенского, В.И.
Шлейникова.
Цель исследования – на основе изучения теории бюджетного процесса определить
проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить экономические основы осуществления бюджетного процесса в современных
экономических условиях.
2. Дать характеристику этапов бюджетного процесса.
3. Определить проблемы бюджетного процесса в современных условиях.
Объект исследования – бюджетный процесс.
Предмет исследования – этапы бюджетного процесса.
Информационной базой исследования являются, прежде всего, опубликованные работы
российских и американских экономистов, отечественные и зарубежные базы данных.
Методологическая основа исследования составляет положения общей экономической
теории, комплексный подход, логический и исторический методы, системный анализ,
методы экспертных оценок, методы статистики, включая сравнение, формирование
группировок, абстрагирование.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников.
1 Экономические основы осуществления бюджетного процесса в современных
экономических условиях
1.1 Содержание и назначение бюджетного процесса
Центральное место бюджетного процесса в системе общественных финансов
обусловливает актуальность исследования теоретических подходов к его организации, в
первую очередь сущности бюджетного процесса.
Многие российские учёные-экономисты, в том числе М.В. Романовский, О.В.
Врублевская, Г.Б. Поляк, в своих исследованиях по вопросам бюджета опираются на
определение, закреплённое действующим российским бюджетным законодательством.
Необходимо указать, что в значительной части учебной литературы по бюджетной
тематике содержится определение бюджетного процесса, представляющее собой
цитирование дефиниции, данной в Бюджетном кодексе Российской Федерации, либо
практически дословное его повторение.
Вместе с тем, как справедливо указывает В.М. Родионова, детализация и корректировка
понятия бюджетного процесса не обеспечивают раскрытие его сущности. Данный
критический подход разделяет ряд российских исследователей, занимающихся вопросами
теории финансов и бюджета.
Например, А.С. Колесов, В.А. Гуртов полагают, что ни законодательное, ни построенные
на его основе определения бюджетного процесса не раскрывают целый ряд
принципиальных вопросов, ответы на которые представляют не только теоретический
интерес, но и практическую значимость [4, c. 139].
В числе этих аспектов авторы указывают следующие:
4
− рамки бюджетного процесса во временном и функциональном срезах («когда и с чего
начинается цикл бюджетного процесса, когда и чем он заканчивается»);
− полнота перечисления этапов бюджетного процесса;
− корректность указания на участников бюджетного процесса.
Следует отметить, что попытки уточнения этих аспектов в той или иной форме
предпринимаются большинством авторов, исследующих сущность бюджетного процесса.
На основе анализа действующего бюджетного законодательства и практики организации и
осуществления бюджетного процесса, А.С. Колесов и В.А. Гуртов делают вывод о том,
что продолжительность цикла бюджетного процесса составляет около двух с половиной -
трёх лет [4, c. 140]. Необходимо сделать уточнение, что авторы рассматривают проблему
на примере организации бюджетного процесса на федеральном уровне. В качестве
«исходного пункта» цикла бюджетного процесса ими определена подготовка финансовым
органом (Министерством финансов России) проекта решения Правительства Российской
Федерации о начале разработки проекта федерального бюджета. Утверждение отчёта об
исполнении бюджета завершает цикл бюджетного процесса [4, c. 140].
Наряду с этим, авторы предлагают выделить «малые» циклы бюджетного процесса,
длительность которых в условиях применения современных технологий исполнения
бюджетов не превышает нескольких рабочих дней. Содержание этого цикла - в
организации и в большей степени в обеспечении движения денежных потоков, связанных
с мобилизацией доходов бюджетов и использованием этих средств, то есть их
предоставлением в распоряжение получателей [4, c. 141].
Представляет интерес позиция авторского коллектива «Руководства по управлению
региональными и муниципальными финансами». Авторы работы исследуют стадии
управления общественными финансами. Но бюджетный процесс, согласно их трактовке,
есть организационная основа системы управления государственными и муниципальными
финансами [8, c. 49]. В связи с этим не будет ошибкой утверждать, что выделенные ими в
качестве основных стадии управления общественными финансами могут трактоваться и
как стадии бюджетного процесса.
Традиционным в российской научной мысли является подход, согласно которому
бюджетный процесс состоит из четырёх стадий: составление проекта бюджета,
рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета. Некоторые
авторы объединяют вторую и третью стадии ввиду совпадения времени их
осуществления.
В последние годы, в условиях реализации реформы общественных финансов, получило
распространение мнение о том, что завершающей и самостоятельной стадией бюджетного
процесса является составление, рассмотрение и утверждение отчётности об исполнении
бюджета.
По мнению Р.Е. Артюхина, отчётная стадия бюджетного процесса прошла несколько
этапов развития. Регулярное принятие законов об исполнении федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ, а также решений об исполнении местных бюджетов «сделало
бюджетный процесс завершённым» [1, c. 45]. Внесение в Бюджетный кодекс России
дополнений, обеспечивших более полную и чёткую регламентацию порядка составления,
внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности, а также
расширение её состава с целью повышения прозрачности бюджетного процесса,
обеспечило упорядочение деятельности по ведению бюджетного учёта и формированию
на его основе бюджетной отчётности.
Анализируя дефиницию бюджетного процесса, закреплённую БК РФ, многие авторы (Д.В.
Дементьев, В.А. Щербаков, Г.Б. Поляк и др.) делают вывод о наделении контроля
исполнения бюджета статусом самостоятельной стадии бюджетного процесса, что
отражают в собственных определениях рассматриваемой категории [3, c. 120].
Наряду с контролем исполнения бюджета статус самостоятельных этапов бюджетного
процесса Г.Б. Поляк придаёт сводному финансовому планированию и прогнозированию;
5
составлению среднесрочного финансового плана; составлению, рассмотрению и
утверждению бюджета; исполнению бюджета [2, c. 201]. Отличительной особенностью
подхода выступает объединение контроля и бюджетного анализа в единый, завершающий
этап.