Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня телевидение является неотъемлемой частью жизни каждого человека,
главным информатором, советником, другом и педагогом всех людей, от
молодых до пожилых. Согласно рассказам родителей, в их детстве, в 1960 — х и
1970—х годах, во всем городе был один телевизор, который стоял в клубе и
транслировал концерты и спектакли в определенное время. Массовое
приобретение этих «замечательных коробок» началось сравнительно недавно,
тридцать лет назад. Сейчас трудно представить нашу жизнь без Него, и наши
телевизоры расположены в самом почетном месте нашего дома и привлекают их
в свой мир на какой год.
Современное поколение часто обвиняют в плохих манерах, отсутствии культуры
и неграмотности. Почему дети и подростки проводят значительную часть своего
свободного времени на экранах телевизоров, компьютерах, ноутбуках,
планшетах и телефонах, иногда даже не осознавая, что смотрят, для кого
предназначена эта или другая трансляция для этой игры.
Современное телевидение — самый популярный и, вероятно, самый мощный
инструмент для распространения информации, развлечений и образования.
Зритель доступен для десятков и, в некоторых регионах, сотен каналов.
Что такое детское телевидение? Согласно определению «Терминологического
словаря телевидения: основные понятия и комментарии», детское телевизионное
вещание означает «систему телевизионных программ, предназначенных для
молодого поколения зрителей — дошкольного, школьного, подросткового и
юношеского возраста». Целью таких программ является обучение и
всестороннее обучение детей разных возрастов.
Актуальность темы данной работы определяется необходимостью анализа
специфики воздействия телевидения как средства массовой информации на
3
формирование личности ребенка. Важность нашего исследования обусловлена
несколькими причинами.
Во — первых, ценностные ориентации и взгляды детей только формируются и
находятся в процессе развития, требуется некоторое время, чтобы обрели
устойчивость, в связи, с чем велика их зависимость от внешних информационных
факторов, среди которых существенным является телевидение.
Во — вторых, дети – это будущая производительная и социальная сила общества,
а, следовательно, ее ценности будут во многом определять духовную культуру
всего общества, поэтому необходимо сформировать их правильно.
Телевидение в России занимает уникальное место в системе средств массовой
информации не только по объему времени, которое зрители проводят перед
экранами, но и по влиянию на общественные дискуссии. Для абсолютного
большинства россиян, главным образом живущих за пределами столиц и
городов — миллионников, телевидение остается главным средством получения
актуальной политической информации и развлекательных программ. Неслучайно
в последние годы в российском обществе идут горячие дискуссии о содержании
и качестве телевизионных программ, причем основной акцент делается на их
необходимости более четко выполнять свою просветительскую и
образовательную роль.
В свете этих дискуссий представляется необходимым изучить телевидение и
телепрограммы для детей в России по ряду причин. Во — первых, для многих
российских детей телевидение является важным способом организации досуга,
основным развлечением. Это особенно актуально для семей с невысоким
достатком, в которых доступ к широкополосному Интернету, платным каналам и
другим формам развлечений ограничен. Во — вторых, отсутствие в России
развитой и доступной системы детских и юношеских СМИ не создает возможной
альтернативы широко распространенному развлекательному контенту. В —
третьих, не следует забывать и об образовательной роли телевидения, которое
может многое привнести в формирование ценностей и интеллектуального
уровня детей, как это происходит в практике ряда зарубежных общественных
вещателей в странах Европы, Северной Америки, Азии.
Детское телевидение не только в России, но и во многих странах испытывает
значительные влияния — как со стороны законодателей, общественных,
образовательных организаций, так и со стороны рекламодателей. Последние
4
рассматривают детские программы как важный канал выхода не только на детей
как целевую аудиторию, но и на их родителей, принимающих решения о
покупках.
Объект исследования: в данной работе видим детское телевидение на
современном этапе своего развития.
Предмет исследования: жанрово — тематические, стилистические особенности
телевидения для детей, а также его значимость в становлении личности ребенка.
Цель курсовой работы: проанализировать роль современного детского
телевидения в жизни младшего поколения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть актуальные вопросы современного этапа развития детского
телевидения;
2. проанализировать ценности, которые оно должно нести с учетом
возрастных особенностей детей;
3. рассмотреть специализированные каналы для детей на российском
телевизионном рынке.
Степень научной разработанности: для определения направленности обучения
помогла работа кандидата филологических наук А.Г. Когатько (с 2005 года
продюсер молодежного канала "Звезда") на тему: "Телевидение для детей:
теория, история, перспективная функциональная модель", социологические
исследования информационного пространства российского подростка в
постсоветский период, проведенные группой ученых - С.А. Цымбаленко, А.В.
Шариков и С.Н. Щеглова.
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что этот тип
сравнительного анализа проводится впервые. Ранее в научных работах детские
телевизионные каналы из России и зарубежья не сравнивались.
Методологической основой исследования являются методы структурнофункционального, сравнительно-исторического и содержательного анализа
эмпирического материала.
В качестве эмпирической основы служат для изучения современного состояния и
организации молодежного телевидения в России, медиаконтента российских
каналов - Карусель ТВ, 1000 российских кинотеатров, РБК ТВ, RU.TV (до 04.06.2012)
Мир моей планеты, Дом кинотеатра Детский Мир - с 1998 по 2012 год.
Положения, выносимые на защиту:
5
1. Телевидение является одним из основных источников информации о
способах познания ребенка, служит для него «агентом социализации»,
проводником по миру и выступает в качестве электронного педагога. В связи с
этим основными функциями телевидения для детей и подростков следует считать
образовательный, культурно-просветительский, образовательнообразовательный и дополнительный - информационный (информационнопознавательный), интегративный и рекреационный (развлекательнокомпенсационный) фон, которые являются вспомогательными для четыре
основные функции в удовлетворении информационных потребностей ребенка,
при этом они не наносят ему вреда физическое и психологическое развитие.
2. История молодежного телевидения в России прошла долгий путь в развитии и
образовании, начиная с конца 1930-х годов.
3. Телевидение для детей и молодежи должно быть построено в соответствии с
потребностями и особенностями возрастных групп детей, каждая из которых
требует особых требований в отношении телевизионного контента.
Материалы, собранные по истории и современному состоянию телевидения для
детей в России и за рубежом, могут быть использованы в качестве учебного
материала для студентов факультета журналистики. Производители детских
программ могут рассчитывать на данные, полученные в ходе исследования. Все
вышеперечисленное является практическим смыслом работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
В первой главе нашей работы о феномене детского телевидения мы рассмотрели
концепцию детского телевидения, создали типологию детских телеканалов,
изучили функции телевидения и передали их на детское телевидение. На основе
социологических исследований мы проанализировали, какие программы и
телеканалы наиболее востребованы среди детей и подростков.
Во второй главе мы рассмотрели специальные каналы для детей на российском
телевизионном рынке (индикаторы для медиа-метрик, программные стратегии,
популярные проекты).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51 — ФЗ. Ч. 1. Ст. 28;
2. Гражданский кодекс РФ. Ст. 21.;
3. Журавлева Е., Назарова Т. «Спокойной ночи, малыши!»: Новые известия. –
2005 г;
4. Игнатьев А. «Ребенок и телевизор». – М.: 2011 г;
5. Когатько А. Г. «Телевидение для детей: теория, история, перспективная
модель функционирования», 2005 г — М.: Азбуковник, 1999 г;
6. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты телевидения. — М.: Изд. Моск. ун
— та; Высш. шк., 2004;
7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000
слов и фразеологических выражений / РАН; Ин — т рус. яз. им. В. В. Виноградова.
— 4 — е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999;
8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: 2012 г;
9. Либерт Р., Нил Дж., Дейвидсон Э. Российские фильмы стали приносить
прибыль // РБК daily. – 2019 г;
10. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. — М.: Искусство, 1988;
11. Севрюкова Е. Детская аудитория становится все менее интересной для
телеканалов // РБК daily. – 2011г;
12. Семейный кодекс РФ в ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140 —
ФЗ. Ст. 13;
13. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 — ФЗ. Ст. 54;
14. Ткач В. П. Социальные аспекты медиа потребления подростков //
Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие
[Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского
социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2019;
15. Энди Гудхенд, старший вице — президент развивающихся рынков
Nickelodeon. Цит. по: Экономическая эффективность детского контента. Ч. 2 //
Broadcasting. Телевидение и радиовещание. — 2011. — № 5;
16. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев.
— СПб: Летний сад, 2000.
Зарубежная литература
7
1. Price M. TV violence harms children, APA member testifies to Congress //
Monitor on Psychology. A Publication of the American Psychological Association.
September 2007. — Vol. 38. — № 8. — P. 16. Violence in the Media — Psychologists
Help Protect Children from Harmful Effects // American Psychological Association,
February 19, 2004.
Статья из книги
1. Книги, которые мы читаем... или не читаем // ВЦИОМ. Пресс — выпуск №
1780. – 2018г;
2. Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития.
Отраслевой доклад ФАПМК. — М., 2019;
3. Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития.
Отраслевой доклад ФАПМК. — М., 2019. — С. 64.
4. Телевидение глазами телезрителей / АЦВИ. 2011 (опрос городского
населения России старше 15 лет).