Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества.
Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, по мнению Л.С. Выготского именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием, дети имеющие задержку психического развития отличаются отставанием в развитии и несформированности всех этих компонентов, что доказано исследованиями многих авторов (Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С. Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Л. В. Кузнецовой и др.)
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, особенно для детей с задержкой психического развития.
Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.).
Процесс развития творчества должен проходить в форме обучения, которая ориентирована на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются навыки, вариативные, гибкие умения, развивающие способности, которые позволяют ребенку реализовать какой-либо замысел. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также уделять внимание и темпераменту, и характеру, и особенностям психических процессов, и настроению ребенка.
Цель исследования – теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что развитие творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития возможно при грамотно организованных педагогических условиях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические особенности развития творческих способностей у детей с ЗПР;
2. Описать психолого-педагогические условия, способствующие развитию способностей у детей с ЗПР;
3. Обозначить значимость развития творческого воображения у детей с ЗПР;
4. Рассмотреть методические условия организации работы по развитию способностей у детей с ЗПР через изобразительную деятельность, музыкальную деятельность, театральную деятельность.
Методы исследования: теоретический - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Теоретическую основу исследования составили положения:
1. Процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода (Мастюкова Е.М, Ульенковой У. В.);
2. Важность развития творческих способностей у дошкольников с ЗПР как одной из эффективных видов деятельности (Власова Т.А., Певзнер М.С. Мачихина В.Ф.);
3. Развитие творческого воображения составляет основу творчества детей, и поэтому ему отводится особая роль в системе коррекционной работы (Выготским Л.С.);
4. Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы (Ермолаева М. В.);
5. В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Это мощнейший фактор развития эмоций у детей;
6. Творческая активность в театральной деятельности – ребята пытаются изображать героев сказки, проговаривают реплики персонажей с разной интонацией, имитируют ролевые движения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описана методика развития творческих способностей у детей с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования методические характеристики творческих способностей у детей с задержкой психического развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями в процессе развития творческого потенциала у детей с ЗПР.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические особенности формирования творческих способностей детей с ЗПР
1.1. Характеристика психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей с ЗПР
Мастюкова Е.М. считала, что понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатически расстройств [36, с.67].
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций [33, с.89].
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа [29, с.47].
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, чем обычные дети, т. е. у них снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена у таких детей и ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов; им требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, они затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине [71, с.39].
Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, у них отмечаются ошибки при назывании
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2008 – 215 с.
3. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М.: Просвещение, 2003 – 15 с.
4. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Ю. А. Вакуленко.- Волгоград,- 2007.- 98с.
5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс, 2002 – 64 с.
6. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2007 – 154 с.
7. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Кноракс, 2008 – 189 с.
8. Выготский, Л.С. Вопрос о детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский –М. : Прометей, 2007 – 254 с.
9. Воеводина, Т. В. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства [Электронный ресурс] / Воеводина Т. В. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Электрон. дан. - 2013. - Т. 195. - С. 201-204.
10. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст]/М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – Воронеж, 2009 – 192 с.
11. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. С-Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2007.-173с.
12. Гудкова, Т.В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : учеб. пособие [Текст] / Т.В. Гудкова. – Новосибирск : НГПУ, 2007.– 188 с.
13. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования //Начальная школа плюс До и После - 2005. - № 4 - С. 52-55.
14. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971 – 208 с.
15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко [и др.]. – М.: АРКТИ, 2001.– 224 с.
16. Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]: дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / Журавлева Жанна Игоревна; [место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т]. - Электрон. дан. - Москва, 2011. - 182 с.
17. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О.А. Журбина. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2007 – 157 с.
18. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2005 – 178 с.
19. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007 – 168 с.
20. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 320 с.
21. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Наука, 2009 – 315 с.
22. Кисова, В.В. Особенности построения системы коррекционных занятий по формированию саморегуляции у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - T. 14. - № 2 (5). - С. 1208-1213.
23. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск: Мир Науки, 2008 – 138 с.
24. Коробейников И.А. Специальный стандарт образования - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2012. - №1. - с. 10-17.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Педагогика, 2008 – 301 с.
26. Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР / Г. В. Кушнир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 23-24.
27. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М.: Academia, 2011. - 144 c.
28. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: Издательство МГУ, 2002. - 168 c.
29. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. – М. : Педагогика, 2004 – 256 с.
30. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Просвещение, 2016 – 65 с.
31. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М. : Гном-пресс, 2014 – 185 с.
32. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М. : Просвещение, 2016 – 265 с.
33. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М. : Психология, 2006 – 206 с.
34. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст] / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2000 – 576 с.
35. Максименко, Н.В. Влияние народной педагогики на развитие творческих способностей старших дошкольников / Н.В. Максименко // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 4 (76). – С. 49.
36. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006 – 400 с.
37. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006 – 224 с.
38. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. – 2006 – № 3 – С. 28-34.
39. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2009 – 125 с.
40. Медведева, Е. А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства: (сообщение 2) / Е. А. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 10-18.
41. Медведева, Е. А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх: (сообщение II) / Е. А. Медведева // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 32-36.
42. Медведева, Е. А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 3. - С. 24-29.
43. Медведева, Е. А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх: (сообщение III) / Е. А. Медведева // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 53-60.
44. Медведева, Е. А. Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства / Е. А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4. - С. 24-28.
45. Милнер, П. Физиологическая психология [Текст] / П. Милнер. – М.: Мир, 2006 – 246 с.
46. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2006 – 270 с.
47. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. – 3-е изд. – Ростов-на/Д. : Феникс, 2007 – 576 с.
48. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс [Текст] / Т.Г. Неретина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008 – 376 с.
49. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б.Никишина. – М.: Владос, 2003 – 128 с.
50. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий [Текст] / А.В. Никитина. – Санкт-петербург.: Каро, 2008 – 68 с.
51. Немов, Р.С. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2005 – 613 с.
52. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002 – 464 с.
53. Певзнер, Т.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.С. Певзнер. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 264 с.
54. Психология детей с задержкой психического развития. [Текст] Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Под редакцией О.В. Защиринской - СПб.: 2004. - 432с.
55. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия [Текст]/сост. О.В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2003 – 432 с.
56. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – М. : Школа-пресс, 2006 – 336 с.
57. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всерос. виртуал. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 1 марта – 30 апр. 2012 г. / [редкол.: Т. В. Кузьмичева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск : Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2013. - 97 с.
58. Рау, М. Ю. Лепка. Аппликация. Рисунок. Альбом для организации творческой деятельности дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР (+ методические рекомендации) / М.Ю. Рау. - М.: Владос, 2013. - 30 c.
59. Рау, М. Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР / М.Ю. Рау. - М.: Владос, 2013. - 144 c.
60. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. - М.: Владос, 2014. – 136
61. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 c.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002 – 720 с.
63. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : учебное пособие [Текст] / С. Г. Рыбакова. – СПб. : Речь, 2007 – 144 с.
64. Севостьянова, И. Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников [Электронный ресурс] / Севостьянова И. Н. // Начальная школа плюс До и После. - Электрон. дан. - 2014. - № 2. - С. 52-55.
65. Серебрякова, Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Н.В. Серебрякова. - М.: Книга по Требованию, 2003. - 304 c.
66. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] /под ред. Т.Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2004 – 240 с.
67. Совершенствование помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы конф. «Чтения Ушинского» / [редкол.: Н. В. Новоторцева (науч. ред.) и др.]. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 2012. - 232 с. - Библиогр. в конце ст. - Из содерж.: Влияние анимационной деятельности на развитие творческих способностей у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития / Т. Г. Уланова. - С. 218-224.
68. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.В. Фадина. – М. : Николаев, 2008 – 296 с.
69. Хайдарпашич М.Р. К обоснованию необходимости формирования представлений о мире у дошкольников с нарушениями развития [Текст] // Дефектология. - 2013. - №3. - с. 58-65.
70. Чистова Ю.В. Развитие творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством использования нетрадиционных техник рисования / Ю.В. Чистова // Научный поиск. – 2014. – № 4.1. – С. 59.
71. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2008 – 280 с.
72. Шуненкова Т.А., Филиппова С.А. Развитие творческого воображения детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности/ Т.А.Шуненкова, С.А. Филиппова//Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого.- 2013.- № 3 (7).- С.153-156
73. https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-tvorcheskih-sposobnostei-i-specifika-ih-formirovanija-u-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija.html
74. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-s-zpr-694835