Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Волонтёрское движение в России имеет давнюю историю и изначально оно связано с деятельностью православной церкви. Несмотря на то, что сегодня традиции волонтёрского движения в России возрождаются, несколько тормозит его развитие инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе, низкий уровень вовлечения молодых граждан в волонтерскую деятельность. На современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем является развитие социальной активности подростков.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день уровень развития волонтёрской деятельности в России, по сравнению со странами Европы, остается крайне низким.
Волонтерскую деятельность можно рассматривать как одну из форм социальной активности подростков. Однако проблема исследования социальной активности подростков через участие в волонтёрской деятельности до конца не решена.
Развитие общества подразумевает наличие в нем определенной части социально-активных индивидов, способных к сотрудничеству, обладающих творческим потенциалом, отличающихся такими чертами как мобильность, активность, нравственность патриотизм, испытывающих чувство ответственности за судьбу своей страны.
Построение правового государства, рыночные отношения, кризисные процессы в экономике, социальной и политической сферах выдвигают на первое место вопросы формирования духовности, нравственности и необходимости воспитания молодежи как социально активной части общества, имеющей позитивную гражданскую позицию. Волонтерская деятельность является одной из составляющей, которая может сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
Молодежное волонтерское движение призвано воспитывать лидерские качества, а также стимулировать подростков к проявлению таких позитивных качеств как интеллигентность, честность, социальную ответственность и социальную активность. Другими словами, участие молодежи в волонтерском движении следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности подрастающего поколения.
Волонтерская деятельность является деятельностью, которая может вовлечь в свои ряды всех желающих, в том числе и подростков. Исследователи отмечают необходимость вовлечения детей подросткового возраста в данную деятельность, позволяющую им определиться в данный кризисный возрастной период. И.Н. Григорьев рассматривает подростковый возраст как период становления личности и активной социализации [11]. Включение подростков в волонтерскую деятельность позитивно влияет на их социальную активность. Волонтерская деятельность способствует росту жизненной перспективы, формированию целостной картины мира и своего «Я», препятствует развитию разобщенности в подростковой среде.
Однако на сегодняшний день научно-методическое обеспечение данной деятельности для подростков недостаточно. На основании этого выделены следующие противоречия:
–между постоянно растущими требованиями к развитию социальной активности подростков и недостаточным использованием ресурсов волонтерской деятельности;
–между необходимостью разработки специальных программ подготовки волонтеров и недостаточным использованием потенциала учреждений дополнительного образования для подготовки подростков к данному виду деятельности.
Объект исследования: процесс формирования социальной активности у подростков.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности у подростков в волонтерской деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эффективность разработанных условий в учреждении образования для развития волонтерской деятельности, влияющей на формирование социальной активности подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и характеристику понятий «социальная активность», «волонтерская деятельность» в психолого- педагогической литературе.
2. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования социальной активности у подростков в процессе волонтерской деятельности.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию социальной активности у подростков в волонтерской деятельности на базе СОШ.
4. Разработать диагностический инструментарий, критерии и показатели сформированности социальной активности у подростков в волонтерской деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют: основные положения теории отечественных и зарубежных исследований, в которых анализируются различные аспекты социальной активности личности (А.В. Мудрик, И.С. Кон А.В. Петровский [22] и др.); исследования, раскрывающие сущность понятия «социальная активность» (Г.С. Ануфриева [1], Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, М.С. Каган, А.В. Клюев, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, В.А. Ядов.); исследования, посвященные проблемам формирования социальной активности в подростковом возрасте (Л.И. Божович [4], Д.И. Фельдштейном [23] и др.); концептуальные положения отечественной педагогики и психологии по проблеме психического развития подростков (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), диагностические методы (педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа).
Опытно- экспериментальной базой исследования стала МАОУ СОШ № 7.
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности у подростков в процессе волонтерской деятельности
1.1 Сущность и характеристика понятия «социальная активность» в психолого-педагогической литературе
Социальная активность является одним из показательных факторов, характеризующих личность с точки зрения ценности его для общества и окружающих его людей. Через призму социальной активности происходит процесс становления жизненной позиции личности, осознаются ее стремления и желания внести свой вклад в развитие общества, раскрыть имеющиеся способности в различных видах деятельности. Нельзя говорить о самопроизвольном характере процесса развития социальной активности личности. Рассмотрев теоретические основы понятия «социальная активность», мы сможем сформулировать условия, непосредственно влияющие на процессы формирования изучаемого понятия у детей подросткового возраста. Отсутствие у ребенка сформированных коммуникативных навыков и навыков положительного взаимодействия в обществе препятствуют его дальнейшему развитию, получению новых знаний и установлению новых, значимых для него контактов. В следствии нарушения принципов позитивного развития личности ребенка, влияющих на процесс формирования нравственных ценностей у развивающийся личности, возможна дальнейшая отрицательная направленность в развитии социума в целом.
Понятие «активность» достаточно часто используется во многих сферах науки и самостоятельно, и как составляющая часть специальных терминов. В результате новые смыслы приобрели словосочетания: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист. Необходимо уточнить различные варианты его использования. В словаре русского языка встречаем общеупотребительное определение «активного» как «деятельного, энергичного, развивающегося».
В повседневной жизни и в художественных произведениях понятие «активность» зачастую употребляется в качестве синонима «деятельности» Физиологический смысл понятия «активности» заключает в себе традиционную, всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, воспринимаемый как источник преобразования либо поддержания ими жизненно необходимых связей с окружающим миром. Данный смысл заключает, также возможность живых организмов реагировать на внешние раздражения. В данном случае активность ассоциируется с деятельностью, представляясь в качестве ее динамического условия, и как свойство ее собственного движения.
Исследования К.А. Абульхановой, Л.И. Божович [4], А.В. Брушлинского, А.В. Петровского [22], Д.И. Фельдштейна [23], Д.Б. Эльконина и других учёных представляют социальную активность как степень проявления возможностей и способностей человека, являющегося членом социума. При данном подходе социальная активность рассматривается как действие, отражающее процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений/
Стоит отметить существенный вклад в теоретическую разработку проблем социальной активности таких ученых философов как Л.П. Буева, Ю.Е. Волков, М.С. Каган, А.В. Клюев, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, К.А. Алпатова, В.А. Ядов.
С точки зрения философии социальная активность является типом активности, который характерен для людей и соответствует социальному уровню организации материи. Социальная активность представляет собой высшую форму активности, которая непосредственно связана с определенной деятельностью человека и характеризуется высоким уровнем результативности [19]. Далее будет рассмотрено понятие «социальная активность», предлагаемое учеными-философами.
Словарь философских понятий и терминов под редакцией И.Т. Фролова характеризует социальную активность как понятие, которое непосредственно отображает действия индивида в обществе. Социальная активность связана с процессом превращения интереса в фактор действия, а также, с такими понятиями как познание, целеполагание и преобразование действительности. Социальная активность подразумевает наличие деятельной сущности человека, существование противоречия между условиями существования и объективными потребностями личности и характеризуется направленностью на уменьшение несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [24].
Известный русский философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский считал, что активность личности способствует развитию «вкуса» к социальной деятельности, воспитанию духа солидарности [24].
В отечественной философской науке существуют две основные точки зрения на категорию «активность». Одна группа исследователей считает активность свойством органической природы, социально-организованного бытия, другая – свойством живой и неживой материи. Природа активности последней заключается в ее неоднородном, неравновесном, противоречивом состоянии, а ее источником являются движение, взаимодействие, отражение.
Одной из особенностей активности является то, что она представляет собой характеристику энергетической стороны существующих взаимодействий, степени их интенсивности, она может выступать мерой движения, скорости и изменения изучаемых процессов. Возможно изучение процесса активности с точки зрения потенциальных изменений, процессов развития и движения. Определенные действия, либо совокупность действий предметов или явлений, обусловленные причинами, которые имеют внутренний характер можно также назвать активностью. Таким образом, данный процесс представляет собой не просто движение (изменение, действие), а самодвижение.
Таким образом, активность присуща всем видам материи, выражает ее способность к количественным и качественным изменениям. Любая активность обусловлена и внутренне, и внешне. Исходя из вышесказанного, можно говорить о двух значения активности:
1) активность как сторона, характеризующая любой процесс внешнего взаимодействия или действия объекта;
2) активность как процесс, характер которого детерминируется, прежде всего, внутренней деятельностью объекта, в этом случае внутренняя определенность как бы доминирует над внешней.
Второе значение понятия «активность» присуще лишь живым системам [24]. В результате научных дискуссий ученые пришли к выводу, что активность является характерным признаком любой материи, но имеет разные ступени развития:
– первая ступень – активность как всеобщее свойство материи;
– вторая ступень – поисковая активность, присущая живым существам, отличительной чертой которых является способность к осуществлению негэнтропических процессов (упорядочивание, организация системы) [6];
– третья ступень – человеческая деятельность, направленная на преобразование и изменение окружающего мира в соответствии с собственными целями.
Анализ научных публикаций показал, что человеческая активность часто отождествляется с деятельностью и, наоборот, деятельность определяется через понятие активности. Не существует такой деятельности, которая не подразумевала бы активность того, кто ее производит. Так, Э.В. Соколов полагает, что деятельность есть «целенаправленная активность». Соответственно, можно сделать вывод о том, что деятельной, может быть только та активность, которая имеет конечную цель. По мнению Э.С. Маркаряна, деятельность – это информационно-направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к среде с целью самоподдержания.
Согласно словарю по социальной педагогике под редакцией Л.В. Мардахаева, «активность социальная может рассматриваться как совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеями, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, на формирование в себе необходимых социальных качеств».
Наибольший интерес вызывает выявление условий социальной активности. Изучая процессы формирования социальной активности, необходимо четко определить и сформулировать понятие условий, на которых она основывается. Согласно различным источникам данные условия можно обнаружить в процессе креативного подхода индивида при исполнении определенной операции, количества затраченного времени и оригинальности выполнения. Основными условиями социальной активности субъекта являются стремление к самосовершенствованию и оказание поддержки другим людям в их деятельности. Условием социальной активности принято считать активную деятельность подростка, а именно:
– стремление личности достичь высоких результатов при участии в различных мероприятиях
– демонстрация индивидуальных особенностей своего характера при выполнении определенного задания отражение в обществе всей деятельности субъекта, образованной в результате его труда [21].
Наиболее проблемным периодом в жизни детей является время формирования их личностных качеств, то есть период становления подростка. Характерным сигналом, позволяющим распознать вышеназванный период, являются кардинальные преобразования внутреннего мира подростка, сказывающиеся не только на самом инд
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриева. – М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2000. – 45 с.
2. Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России : краткий исторический очерк / Л. В. Бадя. – М. : Наука, 1993. 74 с.
3. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие / В.Ф. Бехтерев. – Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.
4. Бoжoвич, Л.И. Избpaнныe пcихoлoгичeскиe тpуды. Пpoблeмы фopмиpoвaния личнocти / Л.И. Божович. - М.: Мeждунapoдная педагогическая академия, 2007. — 212 с.
5. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 1 (103). С. 131-136.
6. Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России / Дж. Бредли // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 81.
7. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике /А.С. Воронин. – М.: Педагогика, 2006. – 223с.
8. Воробьев, Ю. Л. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности / Ю.Д. Воробьев, Б. Н. Королев. - М.: МГСУ «Союз», 2003. – 500 с.
9. Высотских, И. К. История развития благотворительности в России в советский и постсоветский периоды (историографический очерк) / И.К. Высотских // Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» Выпуск № 1 / 2014
10. Гражданское общество: теория, история, современность / отв. ред. З. Голенкова. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1999.– 165 с.
11. Григорьев, И. Н. Потенциал волонтерского движения в воспитании гражданской активности молодежи / И.Н. Григорьев // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2014. – Вып. 10 (138). – С. 67-71
12. Демидова, С.А. Развитие социальной активности подростков в школе / С.А. Демидова, И. Р. Сорокина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 194-196.
13. Животовская, О. В. Деятельность благотворительных союзов по организации социальной помощи в Германии / О. В. Животовская // Российский журнал социальной работы. - 1996. – № 2. – С. 137-141.
14. Зборовский Г. Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 234 с.
15. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /А.В. Иванов. - М., 2013.
16. Керкис, С. С. К вопросу о формировании социальной активности подростков / С.С. Керкис // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 3. - С. 238-241.
17. Ким, Е. Н. Роль неправительственных организаций в социальной политике / Е. Н. Ким // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. – М.: Дело, 1998. – С. 359-369.
18. Коган, В. З. Человек в потоке информации / В.З. Коган. - Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1981. 186 с.
19. Кон, И.С. Словарь по этике / И.С. Кон. - М.: Литература, 1981.– 433с.
20. Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности / А.Б. Купрейченко // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2012. С. 332—333.
21. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011, № 3 – С.11-21
22. Петровский, А.В. Психология: Учебник для высших учебных заведений / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2015
23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
24. Философский словарь (под ред. Фролова). – 7-е издание, переработанное и дополненное. – 2001
25. Хухлина, В. В. Некоммерческий сектор как социальный институт : На примере социального обслуживания населения / В.В. Хухлина : автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 / Моск. гос. ун-т сервиса. Соц.-технол. ин-т. Каф. социологии и соц. работы. - Москва, 2000. – 27 с