Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе модернизации российского образования одним из направлений государственной политике являются повышения качества образования.
В пункте 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из задач является «6 создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, в их развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» [1].
Дошкольный возраст – является первой ступенью развития способностей ребенка, которые по мере его взросления будет совершенствовать и дифференцироваться. Данный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию.
У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем пригодится в процессе школьного обучения.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется фрагментарно.
Экспериментирование может рассматриваться как эффективное средство обогащения представлений о числе. В исследованиях Ж. Пиаже, Г. Грина, В. Лаксона, Г.А. Корнеевой, З.А Михайловой и других указана актуальность проблемы развития числовых представлений в дошкольном возрасте, в аспекте подготовки к школе, интеллектуального развития детей, освоения количественных и числовых представлений.
Объект исследования – процесс формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – экспериментирование как средство формирования познавательных интересов детей 4-5 лет
Цель исследования: теоретическая конкретизация проблемы формирования познавательных интересов, разработка методических рекомендаций по формированию познавательных интересов старших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть ключевые понятия.
2. Выявить особенности формирования познавательных интересов у детей через детское экспериментирование.
3. Исследовать уровень сформированности познавательных интересов детей в средней группе.
4. Разработать методические рекомендации по формированию познавательных интересов детей 4-5 лет через детское экспериментирование
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что формирование культуры общения у старших дошкольников будет эффективнее, при создании определенных психолого-педагогических условий.
Методы исследования — теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез
Теоретическая значимость заключается в обобщении материалов психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательных интересов детей 4-5 лет
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по использованию детского экспериментирования в формировании познавательных интересов
База исследования: явился МБДОУ «Детский сад № 1 «Буратино».
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование познавательных интересов дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Познавательный интерес, по мнению Ф.К. Савиной это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен той или иной предметной области знаний [3].
Познавательный интерес проявляется как отношения к окружающей действительности, как изобретательность в поиске информации, как направленность деятельности и как психологическая потребность личности. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно исследовательская деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельной раскрытии ее связей, отношений закономерностей в преобразование опыта. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка недооценивается.
Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам хотел бы исследовать практически все. Обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск ребенка.
Как отмечает Б.Г. Ананьев, интерес является сложным, значимым для человека образованием, которое имеет множество психологических определений [4].
Интерес – это «сплав», образующий особый тонус деятельности, состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [4, с. 96]. А.К. Маркова считает, что познавательный интерес – это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность [25, с. 56].
Автор указывает, что эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область 7 науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным [25].
Познавательный интерес Н.Г. Морозова характеризует тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов [3, с. 134].
Познавательный интерес выражен различными состояниями: – любопытство, – любознательность, – познавательный интерес, – теоретический интерес [12]. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. Любопытство – стадия человека, привлекающая внимание окружающего мира. На этой стадии ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета. Любознательность – это состояние ценное для личности человека. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Обнаруживаются при этом достаточно сильные выражения эмоций: удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью, которые развиваются не только на занятиях, но и в труде, отмечает Г.И. Щукина [5].
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью. И поэтому развитие познавательной активности у детей проявляется в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. А.М. Матюшкин отмечает, что интерес, возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, как можно более интересного и полезного [26]. Опыт нам подсказывает, что удовлетворение любознательности всегда связано с переживанием положительных эмоций. Г.И. Щукина рассматривает любознательность как ступень познавательной активности. И в качестве существенного показателя определяет «инициативу в познании, стремление строить полный и точный образ нового, в конечном счете, образ мира» [5, с. 63].
С.И. Кудинов дает следующее определение: «Любознательность – целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации» [22, с. 184]. Если обобщить вышесказанное, можно отметить, что любознательность является стадией развития познавательного интереса и представляет собой активное стремление познавать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве. В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, когда любопытство переходит в любознательность. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее значимых в детском развитии, отмечает Е.И. Рогов [8]. Поэтому дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабаева, Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно¬-исследовательских умений у старших дошкольников / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова.- СПб.: Детство-Пресс, - 2012.
2. Бандура, Т.А. Организация экспериментально--исследовательской деятельности в дошкольном учреждении / Т.А. Бандура // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. №5 - С.235-237.
3. Буров, К.С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - №1 - С.105-115.
4. Вишневская, В.П. Экспериментальная деятельность как ресурс повышения качества образования / В.П. Вишневская, Л.Н. Малявкина, С.Н. Юревич // Среднее профессиональное образование. - 2014. - №6- С.17-20.
5. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. №5 - С.254-256.
6. Габова, И. А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста / И. А. Габова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №9 - С.52-54.
7. Илларионова, Е.Н. Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников при ознакомлении с неживой природой посредством экспериментирования / Е.Н. Илларионова // Приволжский научный вестник.-2015.-№3-2(43).-С.47-52.
8. Лабунская, Н.Л. Комплексно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации ФГОС / Н.Л. Лабунская, Е.С. Мичурина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №4 (12) - С.20-25.
9. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н. В. Нищева - СПб.: Детство-Пресс, - 2013.
10. Организация развивающей предметно-пространственной среды для исследовательской деятельности дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2015. - №2. - с. 6-9.
11. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко.- М.: Линка-Пресс, - 2016. - С.224.
12. Рыжова, Н.А. Лаборатория в детском саду и дома / Н.А. Рыжова, М: Линка-Пресс, 2013. - 175 с.
13. Чемоданова, М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников / М.В. Чемоданова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5 - С.970-972.
14. Погребицкая Ю.А., Горшунова И.В. Исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие/ издательство «Титул», 2016. -С.4-5.
15. Выскорко А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование // Сб. мат-ов Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 254-256
16. Заложных Е. О. Сотрудничество дошкольников и взрослых при организации детского экспериментирования // Личность, семья и общество: вопр. педагогики и психологии. - 2017. - № 1 (70). - С. 22-31
17. Зебзеева В. А. Экспериментирование в детском саду / В. А. Зебзеева, Е. В. Филиппова // Новая наука: От идеи к результату. - 2015. - № 2. - С. 53-55
18. Емельянова И. Е. Метод экспериментирования в ДОУ // Сб. мат-ов Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 587-590
19. Киреева М. М. Экспериментируем вместе! // Детский сад от А до Я. - 2014. - №1 (67). - С. 84-92.
20. Краснощекова Д. И. Экспериментирование в детском саду с детьми дошкольного возраста / Д. И. Краснощёкова, Г. И. Ковалевская, Е. А. Горячкина // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 107-108
21. Листик Е. М. Методические рекомендации к организации детского экспериментирования в условиях детского сада / Е. М. Листик. - М. ; Берлин, 2016. - 137 с.
22. Цыганова Т. Е. Экспериментирование в детском саду // Соврем. науч. вестн. - 2017. - Т. 3, № 4. - С. 16-20
23. Чемоданова М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Сб. мат-ов Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 970-972