Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Период правления Петра I занимает особое место в истории России. В 18 век страна вступила в состоянии тяжелого внешнеполитического кризиса, вызванного неудачным началом войны со Швецией и угрозой нападения со стороны Османской империи.
Внутри страны император Петр I столкнулся с необходимостью проведения реформ, способных изменить к лучшему ситуацию в стране, дать новые импульсы социально-экономического развития, позволить справиться с ухудшающейся внутри- и внешнеполитической ситуацией.
Реформирование происходило на фоне продолжающейся войны со Швецией. Столетие спустя после так называемого «Смутного времени» Россия стояла перед угрозой иностранного завоевания. Тем не менее, реформы Петра I продолжались, превращая страну в одно из наиболее передовых государств своего времени.
Победа России в войне со Швецией придала России статус величайшей державы Европы. Петр I принял титул императора, а Россия стала империей. Мирный договор со Швецией зафиксировал новый порядок в Восточной Европе, а Российская империя стала одной из влиятельных держав континента.
Вызывает интерес и политика реформ Петра I в последующий за окончанием войны период, для которого характерны продолжение трансформации системы органов государственного управления, появление принципиально новых структур, игравших важную роль в политической системе.
Целью исследования является анализ реформ органов государственной власти и управления в России при Петре I.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть особенности ситуации в России в конце 17 - начале 18 века;
2) охарактеризовать стратегию реформы государственной власти и управления Петром I;
3) проанализировать основные направления реформирования органов государственной власти и управления;
4) выявить особенности политической системы Российской империи к концу правления Петра I.
В работе использованы системный, исторический, сравнительный, и другие методы исследования.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I И ИХ ЦЕЛИ
1.1 Особенности ситуации в России в конце 17 - начале 18 века
К началу царствования Петра I система государственной власти и управления основывалась на самодержавии, отчасти балансируемой Боярской Думой. Самодержавие объединяло в себе духовную и светскую власть, которые, хотя и существуют автономно, однако всеми своими средствами обеспечивают правление «царя-батюшки» и доминирующую роль православия.
Самодержцы выбирались Земскими соборами. Таким образом, в 1613 году был избран Михаил Романов, в 1645 году Алексей, в 1682 году - Петр I и Иван V. Лишь воцарение Федора Алексеевича в 1676 году было утверждено Боярской Думой. Однако источником власти самодержца был сам Бог, то есть верховная власть имела сакральный смысл и характер.
Царь воспринимался как воплощение высших православных ценностей, таких как истина, добро, справедливость, защитник «Святой Руси». Вхождение на престол сопровождалось сакральной церемонией, в ходе которой на царя возлагалась корона, вручался скипетр и держава, произносились символы веры. Титул монарха звучал как великий государь, царь и великий князь, всея Великие и Малые России самодержец .
В то же время, не существовало никакого нормативно-правового акта, закреплявшего самодержавие. Власть монарха скреплялась традициями и православными ценностями.
Боярская Дума выступала в качестве традиционного высшего совета при самодержце. Ее функции также не были четко определены и основывались на традиционном праве. Боярская Дума рассматривала вопросы внутренней и внешней политики, а также судебные и административные вопросы.
Сама система государственного управления функционировала по принципу «государь указал, а бояре приговорили». На практике царь издавал самостоятельные указы, однако они касались либо малозначительных дел, либо диктовались острой необходимостью срочного решения.
Боярская дума оставалась по своей сути аристократическим органом, но в 17 веке постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов - думных дворян и думных дьяков, которые вводились в Думу по личным служебным заслугам. Так, из псковских дворян выел крупный государственный деятель А. Ордин-Нащокин. В результате численность Боярской думы увеличилась с 35 человек в 1630-е годы до 94 к началу 18 века .
При царе функционировала «Ближняя дума» из особо доверенных лиц, с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Так, при царе Михаиле Федоровиче в состав Ближней думы входили четыре боярина, связанные с царем родственными узами (И. Романов, И. Черкасский, М. Шеин, Б. Лыков). В 1681-1694 годы из состава Боярской думы выделилась специальная Расправная палата, в которой рассматривались наиболее важные судебные дела.
В период восстановления российской государственности самодержавие нуждалось в поддержке сословного представительства. Это определило рост значения Земских соборов в системе органов государственной власти. Они участвовали во всех важнейших государственных актах периода 1613-1653 годов: избрание царя, изменениях в законодательстве, налогообложении, вопросах внешней политики и присоединении новых территорий. Инициатива созыва Земских соборов исходила от царя, Боярской думы или предшествующего собора.
Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Обычно на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно принимали участие царь или его представитель, Боярская дума и Освященный (церковный) собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. В последнем случае правительство рассылало воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель собора. Избирательными округами выступали уезды. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких, разумных, добрых» людей.
Заседания Земского собора открывались общим собранием, на котором царь или от его имени дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения. Эти вопросы обсуждались по сословным разрядам. Боярская дума, духовенство, собрание московских дворян, городовых дворян, стрельцов и др. Разряды делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, причем в случае несогласия с общим мнением своего разряда каждый член собора мог подать свое мнение. На основе обобщения мнений принималось единогласное решение.
Земский собор был неотделим от власти царя и в принципе не мог стать оппозиционным органом. В этом состоит особенность установившейся в тот период русской государственности, - представительные органы выступали не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя. Земские соборы рассматривали себя как явление духовно-нравственное, особую форму служения царю. Поэтому они не выторговывали себе привилегий и новых прав, как это делали сословия на Западе.
Однако к концу 17 века Земские соборы постепенно утратили свое значение. Они были вызваны относительной слабостью самодержавия,