Фрагмент для ознакомления
2
Введение
География – наука о разнообразии и местных особенностях на поверхности планеты. Тот факт, что
все люди дышат воздухом и пьют воду, весьма важен, но географию он не волнует. Если же вы
обнаружили, что качество воды и воздуха в разных местах неодинаково, то география поможет
выявить причины различий.
Современная география не сводится к описанию природных условий и ресурсов и размещению
хозяйства. Главными ресурсами цивилизации являются сами различия от места к месту, в чём бы
они не заключались; они стимулируют человеческую деятельность. Без разности потенциалов не
будет электрического тока, а без разных высот рельефа местности не потекут реки и суша (в зонах
избыточного увлажнения) станет сплошным болотом. Так же не может быть сохранения жизни на
Земле и развития общества без стимулирующего неравенства и различий от места к месту, без
взаимосвязи и распределения ролей между разными, но дополняющими друг друга людьми и
местами.
Как и любые другие науки, география подвержена воздействию со стороны общества, в котором
они укоренены. Появлению географической науки предшествовали картографические изыскания
Геродота, Страбона, Птолемея и путешественников древности.
Происхождение термина восходит к «Космологии» Аристотеля. Однако систематическое развитие
современной географии началось в эпоху Великих географических открытий, когда роли
завоевателя, первооткрывателя и учёного зачастую исполнял один и тот же человек. Столь же
значимой стала научная революция. Ранее географы опирались на традиционные представления
о мире как данности, постижимой только в божественном Откровении. Основателем
современной географии можно назвать А. фон Гумбольдта (A. von Humboldt), отказавшегося от
теологической географии в пользу экспериментального изучения конкретных состояний природы
и причин, их вызывающих.
Для донаучного этапа развития характерно тесное переплетение этнографической, геологической,
политической и социологической проблематик. Более того, обсуждение собственно
географических тем началось лишь после определённого укрепления капиталистической формы
хозяйствования. Важная роль колоний в этом процессе также положительно сказалась на
развитии географии. С научной точки зрения сильное влияние на обществоведов XIX в. оказывали
принципы телеологии и природного детерминизма [10]. Гуманистическая и культурная географии
основывались на противоположных постулатах: например, структуру населения предлагалось
объяснять не только воздействием окружающей среды, но и влиянием независимых культурных
факторов.
4
Целью данной работы является рассмотрение истории развития теории и методики обучения
географии.
Задачи:
1) Характеристика истории развития методики и теории географии;
2) Описание современного метода изучения географии.
Объект исследования – теория географии в разрезе истории, предмет исследования –
особенности ее преподавания на современном этапе развития.
Глава I. История развития методики изучения географии
1.1 Методики изучения географии в XVI-XVIII вв
В центре внимания отечественных географов-обществоведов находятся разномасштабные
территориально-общественные процессы и системы. Пройден более чем трёхсотлетний
исторический путь их изучения. Однако, в разное историческое время тематические приоритеты и
методологические принципы в изучении общественно-географических явлений различались, что
позволяет выделить в его развитии четыре крупных этапа, отражающих названия исторически
«материнских» для него наук и доминировавших научных парадигм – политико-географостатистический, антропогеографический, экономико-географический, общественногеографический.
Остановимся на специфике и важнейших достижениях каждого этапа, опираясь на опыт
старейшего университета России – Санкт-Петербургского (с 1724 г.).
Основанием для такого подхода является почти двухсотлетняя ведущая роль некогда столичного
научно-образовательного учреждения страны в развитии географической науки в целом и её
общественно-географической составляющей, в рамках которой сложились и первые
5
отечественные профильные кафедры. Исходный политико-географо-статистический этап можно
считать одним из научных результатов Великих географических открытий. Стремительное
расширение представлений человека о пределах и многообразии мира в ХVI–XVIII вв. объективно
поставило вопрос о необходимости специальной науки для освоения накапливавшейся
географической информации об обществе. В силу её «политической» (т.е. «государственной»)
привязанности, вполне естественным стало появление в частной географии Б. Варениуса
комплексного государствоописания, получившего название «политическая география».
Это историческое для мировой географии событие произошло в созданном Петром I по
европейскому образцу первом отечественном научно-образовательном центре – Императорской
академии наук, включавшей в качестве подразделений Академический университет
(современный СПбГУ) и Академическую гимназию. В них с 1725г. немецкими учёными на
российской службе развивалась и преподавалась география, были выпущены первые издания,
выделившие политическую географию как её общественно-географическую ветвь.
В 1738 и 1739 гг., было издано первоначально на немецком, а затем на русском языке «Краткое
руководство к математической и натуральной географии» профессора Г. В. Крафта, написанное им
в качестве учебника для студентов академических гимназии и университета. В нём он впервые
применил термин «политическая география» для обозначения раздела географической науки,
дающего комплексные описания государств. А в 1745 г. был издан труд его коллеги по Академии
и университету профессора X.-Н. Винцгейма «Краткая политическая география» в качестве
комментария к созданному в Академии атласу.
Кроме того, преподавание географии в Академическом университете и гимназии по названным
трудам проводил адьюнкт М. В. Ломоносов, более известный нам как учёный-энциклопедист и
создатель таких трудов общественно-географического содержания как «О сохранении и
размножении российского народа», проект «Экономического лексикона», «Краткое описание
разных путей по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в
Восточную Индию» и др.
Не менее «общественно-географичны» его вопросы специальной анкеты о населении и хозяйстве,
адресованные губернским властям и необходимые для составления «Атласа Российского».
1.2 Развитие географии в XIX в.
Концепция географии как науки о пространстве складывалась в явном виде на протяжении XIX
века во многом параллельно естественным изводам той же науки, более того, на развитие идей
этого направления повлияли многие из уже вышеперечисленных ученых. Однако многие
имплицитные определения в рамках данной парадигмы встречаются и у более ранних авторов и
также могут быть возведены к наследию классической географии.
Расцвет политической географии приходится на первую половину ХIХ в. и связан с деятельностью
университетских профессоров К. Ф. Германа, Е. Ф. Зябловского и К. И. Арсеньева. Их труды
знаменовали постепенный переход государствоописательного общественно-географического
знания из пoд крыла единой географии в лоно исторического конкурента – прагматичной
статистики (систематизации материала по главным направлениям государственной жизни),
которую К. Ф. Герман считал средоточием всех политических наук. Постепенно именно она
становится основным средоточием общественно-географического знания, отличая его от
естественно-географического.
6
Об этом свидетельствует и название первой в России кафедры общественно-географического
профиля – кафедры статистики, руководимой К. Ф. Германом. Она появилась в СанктПетербургском университете на историко-филологическом факультете в 1818 г. и была преобразованной в 1819 г. в кафедру географии и статистики, которую по 1833 г. возглавлял Е. Ф.
Зябловский. Однако как ветвь географии и образовательная дисциплина, политическая география
в традиционном государствоописательном смысле просуществовала ещё несколько десятилетий.
В наиболее полном виде концепция политической или гражданской гео-графии представлена в
трудах Е. Ф. Зябловского, выделявшего в её предмете четыре основные «материи»:
1) разделение Земного шара на части света и их внутреннее деление с понятиями о государстве и
его делах,
2) «образ правления», его различия, административное деление государств,
3) общее «обозрение жителей Земного шара по их числу, языку, характеру, вероисповеданию и
просвещению»;
Фрагмент для ознакомления
3
1) Брель О.А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях
естественнонаучного образования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. – Кемерово, 2002. С. 12-18
2) Бунге В. Теоретическая география. - М.: Прогресс, 1967. Географические границы. Под ред.
Б.Б. Родомана и Б.М. Эккеля. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1982.
3) География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира. Учебник и практикум для
бакалавриата и магистратуры/Под ред. Под ред. Каледина Н.В., Михеевой Н.М.. – М.: Юрайт, 2019
– 428 с.
4) Гохман В.М., Родоман Б.Б. Некоторые направления развитиятеоретической географии в
СССР // Вопросы географии. Сб. 100.Перспективы географии. М.: Мысль, 1976. С 51 – 61.
5) Гохман В.М., Саушкин Ю.Г. Современные проблемы теоретическойгеографии // Вопросы
географии. Сб. 88. Теоретическая география. М.:Мысль, 1971. С. 5 – 28.
6) Грудинина Т.А. Использование информационных технологий на уроках географии и во
внеурочной деятельности по предмету / [Электронный ресурс] / режим
доступа:http://festival.1september.ru/articles/511209 /(дата обращения 27.11.2019)
7) Каледин Н.В. Политическая география: истоки, проблемы, принципы научной 4.
концепции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 164 с.
8) Каледин Н.В. Политическая география: смена научных парадигм. I// Вест. 5. СПбГУ. Сер.
7. 1995, вып. 1 (No7).
7
9) Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М., 2001.
10) Мересте У. И., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. М., 1984.
11) Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – URL:
http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm.
12) Примерные программы по учебным предметам. География. 6–9 классы. – М.:
Просвещение, 2010. – 72 с.
13) Симонов А. В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и
возможности развития/А. В. Симонов. – http://www.gasu. ru/resour/eposobia/posob/3.html.
14) Серебрякова Н.А. Использование современных образовательных технологий в
преподавании географии / [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://pestrschool.ru/page/serebrjakova / (дата обращения 27.11.2019).
15) Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М., 2006.
16) Федеральный государственный образовательный стандарт. –
URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587.
17) Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.
18) gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/.
19) Хасаншина Н. З. Теория и методика использования учебных геоинформационных систем в
профильной подготовке школьников: дис. канд. пед. наук. – Тольятти, 2004. – 180 с