Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 10-11 лет впервые можно сказать, что ребенок уже взрослый. В этом
возрасте начинается перестройка всего организма: физиологическая - идет
половое созревание под воздействием гормонов, и психологическая - для
ребенка становится важнее интимно-личностное общение со сверстниками,
чем задушевные беседы с родителями.
Актуальность работы состоит в том, что в возрасте 10-11 лет ребенок
вступает в подростковый период. Этот этап жизни один из самых важных,
так как он влияет на всю дальнейшую жизнь. Именно в этом возрасте у
ребенка возникают трудности и проблемы, поэтому он как никогда
нуждается в понимании и поддержки взрослых. Однако многие родители
возрастных особенностей детей этого возраста не понимают и руганью еще
больше усугубляют и без того непростую ситуацию.
10-11 лет - достаточно непредсказуемый возраст. Этот возраст можно назвать
концом детства. Ребенок уже посещает школу, многое понимает и замечает,
но он еще больше играет, а не ведет себя как взрослый.
Плохие отношения родителей и детей вызывают постоянные конфликты в
семье и провоцируют агрессию. Необходимо глобальное решение проблемы.
Хорошим выходом из ситуации может стать обращение к детскому
психологу. Специалист проводит консультации детей и родителей, выясняя
истинные причины отсутствия взаимопонимания между сторонами.
Психолог выбирает наиболее приемлемый путь к разрешению конфликтов и
устанавливает рамки поведения в семье.
Для решения проблематики семейных конфликтов очень важно, чтобы на
консультациях присутствовали все участники. Совместное обсуждение
помогает наладить отношения между всеми членами семьи и установить
взаимопонимание.
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и
родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно
участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им
людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
4
Семья является институтом социализации ребенка. Она создает такие
условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных
потребностей, которые вызывают у ребенка желание оказывать помощь и
поддержку другим людям и в которых ребенок осознает свою
принадлежность к обществу. Следовательно, если семья не выполняет свои
функции, это может привести к серьезным нарушениям в процессе
социализации ребенка. Теоретические аспекты проблемы позволяют
предположить, что стиль детско-родительских отношений оказывает влияние
на межличностное отношение детей в коллективе младших школьников.
Предмет: детско-родительские отношения.
Объект: подростки 10-11 лет.
Задачи:
1.Изучить детско-родительские отношения.
2.Рассмотреть стили общения в семье.
3.Изучить социальные роли детей.
4.Проанализировать теоретические аспекты общения детей в классе.
5.Организовать и провести диагностику влияния детско-родительских
отношений на общение детей в классе.
6. Разработать рекомендации для родителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы,
четырех приложений.
Глава 1. Социально-педагогическое исследование детско-родительских
отношений.
1.1.Особенности детско-родительских отношений
1.1.1.Детско-родительские отношения
В задачи родителей входит не только обеспечение жизненно необходимых
потребностей детей, но и правильное воспитание будущих членов общества.
Ситуации, когда ребенок агрессивен по отношению к родителям, нередки.
Что может послужить причинами такого обращения и как помочь всем
сторонам достичь взаимопонимания?
5
Отношения родителей и детей должны базироваться на взаимном уважении,
доверии и любви. Взрослые зачастую проявляют агрессию, используют
различные меры наказания в воспитании. Это приводит к появлению
агрессии у ребенка, развитию психологических комплексов и неуверенности
в себе. Причинам подобного поведения родителей могут быть:
Незнание азов правильного воспитания
Постоянная занятость, отсутствие свободного времени
Неумение контролировать собственные эмоции, объясняя ребенку те или
иные правила
Отсутствие взаимопонимания
Неблагоприятная социальная обстановка в семье
У каждого человека есть своя уникальная история появления на свет.
Каждый когда-то получил жизнь от отца и матери. Родители дают жизнь,
рожают, но, к сожалению, не всегда растят, заботятся, воспитывают,
напитывают любовью. В этом смысле, не у всех есть мамы и папы. И даже
если так случается, то с ребенком, как правило, всегда есть какой-либо
значимый взрослый – бабушка-дедушка, опекун, приемный родитель,
воспитатель в детском доме, нянечка, тетя-дядя и т.д. И именно с этими
людьми у ребенка будут взаимоотношения по типу детско-родительских.
Детско-родительские отношения – семейные отношения, в которые
непосредственно включён ребёнок. Во-первых, это взаимосвязанные, но
неравнозначные отношения:
1) родителей к ребенку - материнское и отцовское отношение
(родительское);
2) отношение ребенка к родителям.
Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние,
активное взаимодействие родителя и ребенка, где ярко проявляются
социально-психологические закономерности межличностных отношений.
Все когда-то были сами детьми и очень зависели от какого-то взрослого, то
сегодня наши отношения, пусть уже и выросших во взрослых людей, с
родителями (или лицами, их заменяющими) по-прежнему относятся к детскородительским. И даже если родителей уже давно нет в живых, или просто нет
рядом, или мы сами не поддерживаем эти отношения, то все равно эти
значимые отношения когда-то были. Личность ребенка формируется под
влиянием типа родительских отношений, которые оказывают действие на
6
всю нашу дальнейшую жизнь. На детско-родительских отношениях
сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили
отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Детско-родительские отношения влияют на:
1) самооценку и самоотношение человека к себе
2) любые отношения по вертикали (например, с руководством)
3) финансовую сферу (наш доход, возможность зарабатывать, сохранять и
преумножать)
4) выбор партнера и отношения с ним
Что характерно для детско-родительских взаимоотношений:
Сильная эмоциональная значимость, как для ребенка, так и для родителя.
Амбивалентность (двойственность) в отношениях, где родитель должен
заботиться с одной стороны, а с другой стороны, должен научить ребенка
заботиться о себе самому.
Хотим мы этого или нет, нравится нам это или не нравится, но мы
продолжаем носить в себе образы и Фигуры отца и матери. И именно эти
Внутренние Фигуры часто бессознательно руководят нами, нашей жизнью,
нашими выборами.
Если внутри образ злой, отвергающий, критикующий, обесценивающий, не
дающий опоры и стабильности, то во многом ваша жизнь снаружи будет
похожа на борьбу, бунт, доказывание себе и другим, что вы достойный
человек и вас можно любить. Как правило, за что-то (хороший специалист,
отличная мама, успешный спортсмен и т.д.) И выражаться это может поразному. Например, «Живу, как хочу», «Вы мне не указ», «Что вы все меня
учите!», «Сама виновата, что у меня все время так», «Они все дураки, и не
понимают меня» и т.д. и т.п. Сценариев много, но они будут про то, что я сам
себя обесцениваю.
Работа с психологом и психотерапевтом позволяет познакомиться с этими
внутренними фигурами поближе. Это значит, что если мы хотим жить свою
жизнь, понимать себя, свои желания, свои мотивы, то придется учиться
отделять свое и чужое (отцовское и материнское). И это вовсе не значит
полностью отвергнуть или полностью принять. Это значит, что через более
близкое и детальное рассмотрение, у вас появится выбор что-то принять как
бесценный дар, что-то вернуть и оставить родителям, что-то
трансформировать и улучшить. Это не быстрый, но очень увлекательный и
7
интересный Путь к самому себе, к своему глубинному «Я». Но чтобы прийти
к «Я», необходимо пройти через «Мы».
Некоторые дети в возрасте 10-11 лет, не сумевшие найти друзей среди
сверстников, с головой уходят в виртуальный мир и часами сидят за
компьютером, чем вызывают массу недовольства у заботливых родителей. У
других появляются друзья в дворовых или уличных компаниях, которые
становятся для них авторитетом и кумиром.
Главная ошибка родителей при воспитании подростков заключается в том,
что они пытаются запретить ребенку общаться с теми детьми, которые им не
нравятся. Они критикуют его друзей и негативно отзываются в отношении
тех, кто окружает их отпрыска. В ответ на такое поведение родителей
подросток делает все с точностью до наоборот - из чувства противостояния.
Поэтому, если даже родителей сильно беспокоит то, что ребенок дружит с
каким-то хулиганом, постарайтесь сказать ему об этом спокойно. Фраза: "Я
тебе запрещаю дружить с ним!" в этой ситуации категорически не подходит.
Родители обязаны уважать выбор ребенка и пытаться заставить его
приказным тоном выполнить ваши требования, с этого возраста уже
недопустимы. Просто поговорите с ребенком, расскажите ему о своем
детстве и приведите пример человека, который не очень соответствуют
статусу друга или подруги. Если родители к 10-летнему возрасту сумели
выстроить доверительные отношения с ребёнком, то он обязательно
прислушается к их советам.
Ругать или смеяться, называть проблемы подростка глупостями не стоит. Не
нужно пытаться заставить его поступать так, как хотят родители силой.
Нужно постараться смириться с тем, что сын или дочь постепенно отдаляется
и проявляет самостоятельность. Конечно, определенная степень контроля
нужна. Но наказывать и ругать за то, что подросток перестал слушаться и
стал агрессивным не стоит.
Необходимо быть терпеливыми и настойчивыми, нужно понимать, как
трудно сейчас приходится сыну или дочери. Ведь им предстоит влиться в
коллектив, завоевать авторитет среди сверстников и стать взрослым
человеком. Ребенок в 10-11 лет уже личность.
Повышать голос и угрожать наказанием в этом возрасте уже нельзя, так как
подростки не любят подчиняться. Несмотря на все поблажки у ребенка 10-11
лет должны быть свои обязанности, которые он должен выполнять каждый
день. Например, это уход за попугаем, мытье посуды, наведение порядка в
своей комнате, сходить в магазин за хлебом и молоком. Если ребенок хорошо
выполнил порученную ему работу, обязательно похвалите его.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрюшина, Ольга Большое счастье в маленькой семье. С ребенком,
но без мужа / Ольга Андрюшина. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c.
2. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе /
А.Я. Анцупов. - М.: Владос, 2017. - 208 c.
3. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М.
Бехтерев. - М.: СПб: Ленинградское, 2015. - 288 c.
4. Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особености детского
возраста / В.П. Бисярина. - М.: Медицина, 2014. - 224 c.
5. Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным
климатом в коллективе / Ричард Бояцис , Энни Макки. - М.: Альпина
Паблишер, 2015. - 304 c.
6. Вершинина, К. И. Болезнь Боткина в детских коллективах и меры ее
профилактики / К.И. Вершинина. - М.: Государственное медицинское
издательство УССР, 2014. - 144 c.
7. Воробцова, Татьяна Профилактика "вредных" привычек и пропаганда
здорового образа жизни. (Из опыта работы педагогического коллектива).
Часть 1 / Татьяна Воробцова. - М.: Корифей, 2015. - 515 c.
8. Воспитание детского коллектива. 4 класс: программа, родительские
собрания, классные часы, коллективные творческие дела. - Москва: Высшая
школа, 2016. - 290 c.
9. Галой, Н. Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детскородительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий / Н.Ю.
Галой. - М.: Учитель, 2015. - 339 c.
10. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений /. - М.:
Флинта, 2014. - 567 c.
11. Ивлева, И. А. Возрастные особенности детей. Консультирование
родителей / И.А. Ивлева, И.Ю. Млодик, О.В. Сафуанова. - М.: Генезис, 2014.
- 528 c.
12. Исраэлян, Л. Г. Анатомо-физиологические даты детского возраста /
Л.Г. Исраэлян. - М.: Государственное издательство медицинской литературы,
2016. - 210 c.
9
13. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских
отношений. Практикум / О.Н. Истратова. - М.: Феникс, 2017. - 130 c.
14. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития
детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов,
родителей и детей / Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. - М.:
Учитель, 2014. - 224 c.
15. Лизинский, Владимир Михайлович Детский, педагогический и
родительский коллектив как основа и условие успешного воспитания /
Лизинский Владимир Михайлович. - М.: Педагогический поиск, 2016. - 245 c.
16. Лобанова М.А, Детско-родительские отношения в замещающих семьях
/: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 144 c.
17. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в
общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективом и
родителями. - М.: Глобус, 2016. - 464 c.
18. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С.
Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 752 c
19. Нечаев, М. П. Настольная книга вожатого детского коллектива.
Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. - М.: Перспектива, 2015. - 136
c.
20. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н. Овчинникова.
- М.: Академический проект, 2015. - 192 c.
21. Плахова, Т. Портфолио классного коллектива: моногр. / Т. Плахова. -
М.: Учитель, 2014. - 104 c.
22. Познышев, С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О
психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и
об изучении личности преступника в частности / С.В. Позднышев. - М.:
ИНФРА-М, 2015. - 312 c.
23. Попова, Л. Н. Детско-родительский клуб "Веселая семейка": моногр. /
Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, О.. - М.: Сфера, 2018. - 128 c.
24. Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб "Веселая семейка".
Практические материалы / Л.Н. Попова. - М.: Сфера, 2015. - 45 c.
25. Практикум по психологии. Часть 1. Общие вопросы психологии.
Психические процессы и свойства личности. - М.: Ленинградский ордена
Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт
имени А.И.Герцена, 2015. - 280 c.
10
26. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск 5. -
М.: Академия наук СССР, 2016. - 472 c.
27. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск 6
(материалы к III всесоюзной конференции). - М.: Институт истории
естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской Академии наук,
2017. - 212 c.
28. Рузов, В. О. Качества эффективного лидера. Психология отношений в
коллективе / В.О. Рузов. - М.: Veda Press, 2016. - 137 c.
29. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические
особенности детей и подростков / Ю.И. Савченков. - М.: Владос, 2014. - 735
c.
30. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От
деятельности к личности. Учебное пособие / С.Д. Смирнов. - М.: Academia,
2014. - 400 c.
31. Сухомлинский, В. Мудрая власть коллектива / В. Сухомлинский. - М.:
Молодая Гвардия, 2014. - 240 c.
32. Толстых, Александр Опыт конкретно-исторической психологии
личности / Александр Толстых. - М.: Алетейя, 2015. - 288 c.
33. Фопель, К. Групповая сплоченность / К. Фопель. - М.: Генезис, 2014. -
336 c.
34. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские
"почему?" / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - М.: Академия развития, 2014. -
160 c.
35. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и
коллективов / В.Б. Шапарь. - М.: Феникс, 2016. - 448 c.