Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обращение к идеологии в настоящее время является особенно актуальным, так как продолжается развитие классических социально-политических идеологий, параллельно происходит формирование новых систем оформленных взглядов и идей, которые выражают сегодняшние актуальные интересы и проблемы различных социальных классов или групп общества. Учитывая важность идеологий в жизни общества, которая выражается через их функции (в частности, консолидирующую, целеполагание, управление, легитимации, аксиологическую и коммуникативную), незаурядным является интерес к ним представителей различных сфер знаний.
С одной стороны, осуществляется целенаправленная выработка и транслирование идеологий, с другой – изучение их сущности, особенностей проявления и восприятия. Так, далеко не всегда транслируемые идеологии однозначно воспринимаются широким в целом. Кроме того, в повседневной практике людей (которая сегодня привлекает внимание многих исследователей) идеологии постоянно видоизменяются, иногда – заново формируются и существуют уже в других формах. Исследование именно таких идеологий, которые распространяются на уровне обыденного сознания, позволяет понять и проанализировать процессы, происходящие в обществе (в частности, выявить существующие интересы, стремления различных социальных групп населения, а также способы возможной реализации их интересов).
Изучение идеологии на уровни повседневности особенно целесообразно в рамках анализа и управления социальными процессами. Однако современные авторитетные определение понятия «идеология» свидетельствуют, что (несмотря на частоту употребления) оно остается довольно неясным и перегруженным смыслами.
Таким образом, в современном социальном дискурсе понятие «идеология» отличается тем, что имеет значительный объем, а процессы реидеологизации, с одной стороны, и растущая актуализация повседневности в социальном дискурсе, с другой стороны, обусловливают целесообразность решения проблемы теоретико-методологической неопределенности сущности и особенностей функционирования идеологии в обыденном сознании.
Объект работы – идеология
Предмет работы – специфика воздействия идеологии на человека.
Цель курсовой работы – изучение идеологического воздействия на человека.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать теоретические основы формирования идеологии.
2. Проанализировать роль идеологии в функционировании социума.
1. Теоретические основы формирования идеологии
1.1 История возникновения развития идеологии
Слово «идеология» является изобретением эпохи Наполеона. В конце ХVIII века французский философ и экономист Антуан Дестю де Трейси вводит это понятие. В то время европейские интеллектуалы мечтали о том, чтобы найти «науку наук», которая бы объясняла все. Однако до сих пор такой науки не существует, а знание распределено между сферами.
Дестю де Трейси говорил о том, что «наука наук» должна изучать идеи. В ХVIII веке все занимались изучением природы, а Дестю де Трейси считал, что человек знает что-то о природе только благодаря нашим идеям. Именно поэтому он предлагал исследовать идеи и учиться правильно мыслить – это и было бы, по его мнению, ключом ко всем наукам. Именно эту науку об идеях он и назвал «идеологией» («идеологической» – идея, «логос» – слово, разум, наука).
Через полвека после Дестю де Трейси Карл Маркс предложил идею о том, что люди слишком много времени уделяют исследованию идей и живут в виртуальном мире, вне реальности. Реальность – это материальный мир, прежде всего – экономика, изучение взаимодействия классов и неравномерности распределения власти. В терминологии К. Маркса это – «базис». А идеология – это «надстройка». Заблуждение К. Маркса состояло в том, что он пытался изобрести такую науку, которая была бы свободна от доминирования идей. Но, в конце концов, марксизм сам превратился в чрезвычайно мощную и негибкую идеологию 2, с. 15.
К. Маркс считал, что социализм, в конце концов, победит, ведь капитализм порождает радикальное неравенство: рабочие через давление автоматизации труда будут все меньше зарабатывать. Обеднение пролетариата считалось одним из ключевых причин необходимости революции.
Рассмотрим, почему идеологии получили название «левых» и «правых». Во время Французской революции в парламенте те, кто сидел по правую руку от короля, назывались «правыми», а те, кто по левую, – «левыми». В конце XVIII века эти понятия означали нечто иное, чем сейчас. Тогда под «левыми» понимались те, кто был за революцию, а под «правыми» – те, кто выступал за монархический строй. «Свобода, равенство, братство» – главный лозунг Французской революции. Левые провозглашали необходимость создания горизонтального общества, в котором все люди свободны, равны и солидарны друг с другом. А правые хотели сохранения иерархии 16, с. 299.
Идеология – это абсолютизация определенных идей. И в этом состоит минус любой идеологии. Аналогом Французской революции в России были декабристские движения. Современные левоцентристы, в подавляющем большинстве, – это социалисты, современные правоцентристы –консерваторы. Левые и правые партии сегодня достаточно умеренные; они выступают за диалог, парламентскую демократию. Однако есть еще ультралевые (радикальные социалисты, которые выступают за тотальные изменения) и ультраправые партии (радикальные националистические партии, часто – неофашистские и антимигрантские).
Подобно тому, как в 20-х-30-х годах ХХ века социализм и национализм сближались, сегодня также можно наблюдать их сближение, но в этот раз – не в идеологии, а в поиске союзников. Ультралевые и ультраправые партии расшатывают современный порядок в обществе.
«Свобода, равенство, братство» – очень хорошие ценности. В книге «Похвала неконсеквентности» польский исследователь Л. Колаковский утверждает, что парадокс ценностей заключается в том, что они конфликтуют друг с другом 16, с. 300.
Свободу поддерживает такая идеология как либерализм. Для либералов свобода – превыше всего. Социалисты говорят, что равенство – это базовая ценность. Эти идеи поддерживали Фурье, Сен-Симон, Маркс, также на основе этого построена шведская социал-демократия. Братство – это национализм или патриотизм. Для националистов самым важным является ощущение родства друг с другом.
Ультралевые и ультраправые партии расшатывают современный порядок в обществе. Они похожи в радикализме. Радикальные социалисты достигают равенства, пренебрегая свободой и братством. Их главная цель – фактическое равенство между людьми (речь здесь не идет о равенстве возможностей) 16, с. 301.
С конца 1970-х наблюдается господство либерализма в мире. Социализм был в кризисе, потому что Советский Союз полностью себя дискредитировал, а националистические идеи люди не поддерживали, ибо еще находились под впечатлением от Второй мировой войны. У либерализма не было конкурентов.
Либерализм в XIX веке проявлялся в виде свободы для ограниченного количества людей (например, европейцы – это высшая раса, поэтому они являются свободными, а для всех других свободы не существует).
В современной Европе либерализм приводит к размыванию равенства и братства. Существует также экономический либерализм. Он утверждает, что экономику надо строить через максимальную инициативу людей, а государство вообще не должно вмешиваться. Начало ХХ века было эпохой экономического ультралиберализма, что, фактически, и привело к большому расслоению общества. Когда на первое место ставится свобода и не учитывается равенство и братство, то есть не происходит перераспределения благ, этого расслоения в обществе не избежать. А наличие обедневших масс ведет к поддержке на выборах популистов.
Ключевая проблема для западных стран заключается в том, что через большой акцент на свободе не берется во внимание равенство. И вместо того, чтобы возвращать социально-экономические модели, которые более-менее выровняли бы общество или сократили расслоение, популисты идут за националистической риторикой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – М: Экономика, 2004. – 620 с.
2. Андреев Э. М. Новое мировоззрение и новая идеология в социокультурном контексте трансформации российского общества // Социально-гуманитарные науки и мир в 21 веке. М: Социально-гуманитарные знания, 2009. – Ч. 1. – 392 с.
3. Грамши А. Избранные произведения. Т. 3: Тюремные тетради. – М: Изд-во иностр. лит.,2009. – 345 с.
4. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М: Политиздат, 2007. – 368 с.
5. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность // Полис. – 2001. – № 3. – С. 72.
6. Давидович В.Е., Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и идеология. Философские науки. – 2014. – № 3. – C. 5-17.
7. Енгоян А.П. Идеология и общественное сознание. – Ереван: Асогик, 2009. – 47 c.
8. Корецкий В. Славой Жижек: «Идеология – пустое слово, именно поэтому она и работает». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://archives.colta.ru/
docs/20836 – Дата обращения: 27.11.2019.
9. Малинова О.Ю. Идеологические представления как составляющая человеческого капитала российских политических элит: анализ интервью для СМИ. Материалы десятого Всероссийского семинара. – СПб, 2012. – С. 212-242.
10. Мельник В.А. Политические идеологии: учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2009. – 399 с.
11. Назаров Д. Основные политические идеологии современности и методология их изучения // Государственная служба. – 2015. – №3 (95). – С. 12-21.
12. Ольшанский Д.В. Политическая психология. – Минск: БГУ, 2011. – 295 с.
13. Попова И.М. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. – Киев: Институт социологии НАН Украины, 2007. – 218 с.
14. Прытков В. Неустранимость и амбивалентность идеологии. Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 3. – C. 41-46.
15. Рюде Дж. Народные низы в истории 1730-1848. – М: Прогресс, 2004. –320 с.
16. Сагалаева Е.С. Идеология и повседневность в социально-философской рефлексии: к постановке проблемы. Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – T. 6. – № 6. Ч. 1. – С. 299-302.
17. Станкевич Л.П., Полякова И.П. Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность. Философия и общество. – 2009. – № 2. – С. 72-81.
18. Ходанович В.Н. Концепции деидеологизации и реидеологизации и современность. Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании. – 2014. – № 1. – С. 61-66.
19. Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы). – New York: Chalidze Publications, 2002. – 298 c.
20. Dijk T. Ideology: A Multidisciplinary Approach. SAGE Publications Ltd. 2013. –365 p.
21. Gerring J. Ideology: A Definitional Analysis// Political Research Quarterly. – 2014. – Vol. 50. – № 4. – P. 957-994.
22. Moscovici S. Notes towards a description of Social Representations // European Journal of Social Psychology. – 1998. – № 18. – P. 211–250.
23. Volkov Y., Khunagov R.D., Kumykov A.M., Sagalaieva E.S. Theoretical Approaches to Understanding the Relationship of Ideology and Everyday Life // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6. № 3. – Р. 357-364.