Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
выделяются своей двигательной неловкостью, неуклюжестью, которые связаны с
недостаточным развитием координации движений. Дефицит внимания и элементы
гипервозбудимости сохраняются практически на всю жизнь. При высокой степени СДВГ
приходится говорить о коррекционных мерах. Они могут быть как психологическими, так и
медикаментозными.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это наиболее часто
встречающееся и наследуемое нарушение нервно-психического развития, персистирующее
вплоть до взрослого возраста.
В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методов, направленных как на
определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития
ребенка: фитотерапия, литеротерапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия,
сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики,
систематичности и рациональности ее использования.
Цель исследования: изучить особенности особенности психических процессов у детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности,
особенности эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: психические процессы у детей младшего школьного возраста с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезы исследования:
Применение фокусов во время учебного процесса способствует улучшению протеканию
психических процессов и повышению эмоционально-волевой устойчивости.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутых гипотез необходимо
решить следующие задачи:
Теоретические:
1. В результате теоретического анализа научной литературы раскрыть содержание понятия
«синдром дефицита внимания и гиперактивности», факторы, ведущие к возникновению
синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
2. Рассмотреть психологические особенности детей с синдром дефицита внимания и
гиперактивности.
3. Рассмотреть результаты коррекционно-развивающей работы в динамике.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:
взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях синдрома
дефицита внимания и гиперактивности: С.В. Горшенева [3]; Е.П. Кораблина, И.А.
Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина, И.П. Брязгунова, Е.В. Касатикова, А.Е. Личко,
В.В. Ковалева, В.П. Кащенко, В.Р. Кучмы, Е.Л. Григоренко, Ю.Е. Вельтищев и др.
Научная новизна исследования: изучено влияние синдрома дефицита внимания и
гиперактивности на развитие психических процессов обучающихся.
Разработана коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста
с СДВГ с использованием занимательного материала, показана ее эффективность.
Теоретическая значимость исследования: полученные в исследовании результаты расширяют
и углубляют существующие в психологии представления о психологических особенностях
детей с СДВГ и методах коррекционно-развивающей работы с ними.
Практическая значимость исследования: данные, полученные в исследовании,
разработанные практические рекомендации для родителей и педагогов, коррекционноразвивающая программа с использованием фокусов может использоваться практикующими
психологами в процессе психологического сопровождения детей с СДВГ.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
1.1 Сущность синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ:
гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (С.В. Горшенева [3]; Е.П.
Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина, 2001; И.П. Брязгунов, Е.В.
Касатикова, 2006 и др.).
Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило,
такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности,
отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом
заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не
может.
Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда
говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том,
что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно
перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная
двигательная активность.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ - это состояние, вызывающее
постоянную невнимательность, гиперактивность и импульсивность. СДВГ начинается в
детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.
Большинство исследователей признают выраженные характерологические особенности у
детей с СДВГ, основными из которых являются: низкая уверенность в себе, плохая
сообразительность, сниженная общительность, быстрая смена настроения,
раздражительность, импульсивность, низкая познавательная активность, склонность к
реакциям гнева и страха, усиление потребительской ориентации и развитие социальной
инфантильности [20]
5
Такие дети более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач, склонны
отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Почти не реагируют
на наказание, но легко отвечают на малейшую похвалу. Следовательно, для детей с СДВГ
оптимальна позитивная модель воспитания, предполагающая не только отказ от наказаний,
но и повышение самооценки ребёнка за счёт похвалы и одобрения. Это способствует
снижению самоконтроля и уверенности в своих силах, в случае ошибок в деятельности у
детей наблюдается неадекватное отношение и стремление объяснить их внешними
причинами, появляются раздражительность, нетерпеливость. Вследствие высокого уровня
личностной тревожности дети с СДВГ склонны воспринимать окружающий мир как
заключающий в себе угрозу и опасность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития / Л.Н. Блинова. - М.: Наука, 2015. – 211 с.: ил.: 14 см. ISBN 4-1209-
5520-3: Б.ц., 3000 экз.
2. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / Ред. М. Пассольт. - М.:
Академия, 2014. - 160 с.: ил.: 21 см. ISBN 2-0937-4428-2: Б.ц., 2000 экз.
3. Горшенева С.В. Нейропсихологический анализ синдромов ММД // Практическая
психология и логопедия. - 2018. - №6. - С. 25-30.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М.
Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2014. – 224 с.: ил.: 14 см. ISBN 5-9128-
2293-4: Б.ц., 4000 экз.
5. Джиннот Х. Групповая терапия с детьми. - М.: Апрель-Пресс, 2015. -272 с.: ил.: 17 см.
ISBN 5-8277-9028-4: Б.ц., 1000 экз.
6. Добрынин Н.Ф. Бардиан А.М. Возрастная психология / Н.Ф. Добрынин, А.М.
Бардиан. – М.: Просвещение, 2015. – 247 с.: ил.: 21 см. ISBN 9-3492-1943-1: Б.ц., 3000 экз.
7. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей,
Е.В. Новикова. – М.: Знание, 2018. – 231 с.: ил.: 17 см. ISBN 6-3576-9843-2: Б.ц., 3000 экз.
8. Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки.
- 2015. - № 12. - С. 41 - 52.
9. Ковалева В.И. Социализация личности: норма или патология / В.И. Ковалева. – М.:
Наука, 2015. – 256 с.: ил.: 21 см. ISBN 3-1877-2630-1: Б.ц., 6000 экз.
10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. -Ярославль, 2014.
– 201 с.: ил.: 21 см. ISBN 5-4655-8034-3: Б.ц., 1000 экз.
11. Лабунская В.А. Социальная психология личности / В.А. Лабунская. – М.: Гардарики,
2015. – 393 с.: ил.: 21 см. ISBN 3-4712-0933-1: Б.ц., 50000 экз.
12. Липкина Т.Н. Самооценка младшего школьника / Т.Н. Липкина. - М.: Наука, 2015. –
284 с.: ил.: 21 см. ISBN 6-4905-1835-5: Б.ц., 2000 экз.
13. Майрес Д.С. Социальная психология / Д.С. Майрес. - СПб.: Питер, 2014. – 673 с.: ил.:
17 см. ISBN 2-2866-9486-7: Б.ц., 30000 экз.
14. Марилов В.В. Общая психопатология / В.В. Марилов. - М.: Академия, 2013. – 220 с.:
ил.: 14 см. ISBN 8-1209-3327-9: Б.ц., 10000 экз.
15. Монина Г., Чутко Л. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.
Монина, Л. Чутко. - СПб.: Речь, 2015. - 186 с.: ил.: 21 см. ISBN 4-0922-9819-3: Б.ц., 3000 экз.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера,
2010. – 288 с.: ил.: 21 см. ISBN 3-1308-5438-9: Б.ц., 5000 экз.
17. Осипова О.А. Программа по коррекции синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) // Практическая
психология и логопедия. - 2018. - №3. - С. 4-8.
6
18. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. - М.: Наука, 2015. – 120
с.: ил.: 17 см. ISBN 8-9954-8472-5: Б.ц., 2000 экз.
19. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. - СПб.: Речь,
2014. – 176 с.: ил.: 21см. ISBN 5-8437-9206-6: Б.ц., 1000 экз.
20. Соковнина М.С. Дети с синдромом дефицита внимания в общем режиме детского сада
// Психотерапия. - 2015. - №2. - С. 21-25.
21. Страхов М.Ю. Особенности формирования взаимоотношений матери и ребенка с
СДВГ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - №1. -
С. 20-31.
22. Сухотина Н.К. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
// Социальная и клиническая психиатрия. - 2015. - Т.18. - Вып.4. – С. 15-21.
23. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / З. Тржесоглава. - М.:
Наука, 2010. – 183 с.: ил.: 21 см. ISBN 6-4309-1933-5: Б.ц., 1000 экз.
24. Фишман М.Н. Мозговые механизмы внимания // Дефектология. - 2014. - №2. – С. 3-7.
25. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Д.Д. Синдром нарушения внимания с
гиперактивностью / Л.С. Чутко, А.Б. Пальчик, Д.Д. Кропотов. – СПб.: МАПО, 2015. - 128 с.:
ил.: 17 см. ISBN 2-2284-3764-3: Б.ц., 2000 экз.
26. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатодобным
синдромом / Ю.С. Шевченко. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 48 с.: ил.: 21 см. ISBN 2-8937-3734-3:
Б.ц., 1500 экз.
27. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия / Л. Штейнхард. - СПб.: Питер, 2001. –
320 с.: ил.: 17 см. ISBN 8-3370-6729-1: Б.ц., 5000 экз.
28. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г. Юнг. - Минск: Попурри,
2003. – 495 с.: ил.: 21 см. ISBN 6-0478-8254-8: Б.ц., 4000 экз.
29. Юнг К.Г. Практика психотерапии / К.Г. Юнг. - Минск: Харвест, 2008. – 383 с.: ил.: 21
см. ISBN 2-7587-2514-5: Б.ц., 2000 экз.
30. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. - М.: Серебряные нити, 2002. – 296 с.:
ил.: 21 см. ISBN 5-1827-4563-3: Б.ц., 7000 экз.