Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы уровень развития бизнеса, как за рубежом, так и в России достиг понимания значимости вовлечения в социально-культурную сферу и инвестирования ее развития как одно из направлений коммерческого инвестирования. Заниматься благотворительностью и реализацией различных социальных проектов стало выгодно с точки зрения укрепления лояльности целевых аудиторий и формирования положительного отношения общества, а также укрепления позиций корпоративного бренда.
В связи с этим в научной среде формируется теоретическая база для исследования такого вида деятельности и выявляются закономерности и направления ее развития.
Степень разработанности данной темы достаточно высокая, что обусловлено активным интересом к ней со стороны общественности. В рамках данного исследования использованы работы зарубежных (Bradley D. Belt, Chris Brummer, and Daniel S. Gorfine, Howe Jeff, How Jeff) и российских ученых (А.Б. Анохин, В.Л.Чугреев), посвятивших свои научные работы изучению инвестирования в социально-культурную сферу.
Однако, представляется актуальным рассмотреть особенности такого развития благотворительности с точки зрения факторного анализа.
Целью данного исследования является анализ факторов развития благотворительности и коммерческого инвестирования в социально-культурную сферу (СКС).
Задачи исследования:
- изучение современных форм развития благотворительности и коммерческого инвестирования в социально-культурную среду,
- определение корпоративных целей и задач инвестирования и благотворительности,
- выявление факторов развития благотворительности и коммерческого инвестирования в социально-культурную сферу,
- анализ практического примера благотворительности.
Объект исследования – благотворительности и коммерческое инвестирование в СКС.
Предмет исследования – факторы развития благотворительности и коммерческого инвестирования в СКС.
Методологические основы исследования: описательные методы анализа процессов и явлений, исторический подход, сравнительный анализ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УЧАСТИЯ КОМПАНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВАХ
1.1.Социальное предпринимательство: сущность и факторы развития
Одной из форм развития социальной ответственности современных компаний является социальное предпринимательство. Оно подразумевает собой инвестирование ресурсов компании для решения социальных задач и проблем, реализации социально-культурных проектов, в том числе с целью получения коммерческой выгоды.
Коммерческая выгода достигается посредством:
- повышения лояльности целевой аудитории к компании и проявлением очевидного ее предпочтения перед конкурентами,
- увеличения продаж продуктов и услуг компании,
- достижения более высокой доли рынка,
- укрепления силы бренда,
- получения административных преференций при реализации определенных коммерческих проектов,
- другое.
Именно достижение вышеуказанных целей стимулирует компании к реализации инвестирования в СКС и благотворительности. Усиление эффекта от такой деятельности достигается путем использования PR.
Корпоративная благотворительность и соответственно профессиональное сопровождение проектов, так называемый пост-PR - это пропаганда идей гуманизма и сострадания, великодушия и деятельного милосердия, а также личной ответственности владельцев бизнеса за будущее самых незащищенных слоев общества. PR-статьи о благотворительности в этом контексте рассматриваются, как отчет обществу о социальной активности компании. Работа компании на благотворительной ниве формирует имидж современной компании, укрепляя доверие к ней целевой аудитории.
К факторам развития социального предпринимательства и активного инвестирования в социальные проекты являются:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие процессы инвестирования и получения преференций от благотворительности,
- социальные факторы – отношение общественности к участию компаний в социальных проектах и получения определенной выгоды,
- организационные факторы, определяемые наличием у компании соответствующих ресурсов для осуществления благотворительности или коммерческого инвестирования в проекты развития СКС.
В качестве форм благотворительности современные компании используют:
- благотворительная помощь людям и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, инвалидам и больным;
- финансирование благотворительных фондов,
- создание благотворительных фондов,
- спонсорство спортивно-культурных мероприятий,
- меценатство различных вакально-инструментальных ансамблей, творческих групп, КВН и т.п.,
- финансирование организаций социальной-культурной сферы,
- меценатство одаренных личностей культуры и искусства,
- краудфандинг,
- инвестирование социальных проектов (благоустройство городов, регионов),
- финансирование экологических акций.
Все вышеуказанные формы инвестирования и благотворительности активно используются в России.
Выбирая ту или иную форму инвестирования или оказания благотворительной помощи, предприятий и организации рассчитывают на следующие формы обратной связи:
- благодарность персоналиям – поддержка личного PR,
- упоминание заслуги корпорации в СМИ,
- освещение мероприятий и спонсорской помощи на официальном сайте компании и на страничках в соц. Сетях,
- упоминание спонсора или мецената на культурно-массовых и спортивных мероприятиях и т.п.
Все это позволяет повысить имидж и репутацию компании, сформировать ее положительный образ в сознании целевой аудитории и общественности.
1.2. Краудфандинг как формат социального инвестирования
С появлением интернета появилось огромное количество возможностей, используя которые можно в короткие сроки занять на рынке лидирующую позицию. Одна из таких технологий – краудфандинг (Crowdfunding) заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. Crowd - толпа и Funding – финансирование). Цель краудфандинга – реализация проектов, различных мероприятий, помощь людям, попавшим в трудную ситуацию, поддержка бизнеса и т.д. Явление народного финансирования известно людям уже давно. Любое вложение средств, даже небольшой группы людей, для реализации общей цели, можно назвать краудфандингом.
Краудфандинг можно разделить на несколько видов:
а) Акционерный краудфандинг – это основная форма краудфандинга. Здесь человек, вкладывающий средства получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Этот подход считается наиболее обсуждаемым и противоречивым, т.к. риск для инвесторов очень высок и затронута организационно-правовая форма предприятия.
В апреле 2012 году президент Соединенных Штатов Америки - Барак Обама подписал акт JOBS. Многие специалисты утверждали, что краудфандинговые платформы смогут на легальной основе предлагать акционерный краудфандинг простым людям. Однако комиссия по ценным бумагам и вкладам SEC (Securities and Exchange Comission) до сих пор не разрешила в правовом порядке данный вид инвестирования. А без этого разрешения платформы даже не имеют права публично выводить список доступных для инвестирования проектов. Его могут видеть только аккредитованные инвесторы .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги, монографии, статьи
1. Варакута, С. А. Связи с общественностью. – М. :ИНФРА-М, 2012. – 207 с.
2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2009.
3. Голова А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009, - №6, - С. 34-37
4. Джилл Кикал, Томас Лайонс Социальное предпринимательство : миссия – сделать мир лучше – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 с.
5. Маслова В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 207 с.
6. Мудров А.Н. Основы рекламы / А.Н. Мудров. - М.: Экономистъ, 2016.
7. Наумова А.Ю. PR-кризис в менеджменте // Сборник научных трудов ПАГС им.ПА.Столыпина.Издательство ПАГС. – 2010. С.23-25
8. Нуруллина А.Х К вопросу о социально-экономическом содержании благотворительности // Проблемы современной экономики. – 2009. - №3. С.12-15
9. Танеева И.Н. Общественный PR. / Саратов. Издательство «Научная книга». 2017.
10. Ушаков П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. - М., 2018
11. Хау Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.
12. Чумиков А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов.-М. :ИНФРА-М, 2013 .-329 с
13. Чумиков, А. Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций. – М. :ИНФРА-М, 2012. – 329 с.
14. Bradley D. Belt, Chris Brummer, and Daniel S. Gorfine Milken Institute Crowdfunding: Maximizing the ПРomise and Minimizing the Peril. A Roundtable Discussion., USA, Santa Monica, 2012.
15. Crowdfunding Industry Report: Market Trends Composition and Crowdfunding Platforms. Crowdsourcing.org, 2012. P. 22.
16. Чугреев, В.Л. Создание краудсорсинг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона [Текст] / В.Л. Чугреев // Проблемы развития территории. – 2012. – № 62. – С. 157-164.
Электронные ресурсы
17. Барлоу, В. Внутренний анализ эффективности PR деятельности. Критерии и методы [Электронный документ] // http://pr-club.com/PR_Lib/PRefficiency.doc
18. Официальный сайт Благотворительного фонда «Солнце» // http://sunfond.ru/
19. Проблема освещения в российских СМИ тем благотворительности и социальной ответственности //http://www.public.ru/social2
20. Российская площадка краудфандинга – «С миру по нитке» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smipon.ru/
21. Фелтон, Д. Основные принципы и стандарты оценки эффективности PR-технологии [Электронный документ] // http://pr-club.com/PR_Lib/ evaluationprinciple.doc
22. Kickstarter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Kickstarter
23. The Best of Kickstarter 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kickstarter.com/ year/2012#category
24. http://dobro.mail.ru