Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание детей и молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе, которого существенно изменилось положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под воздействием самых различных факторов. Роль ценностного воздействия на их формирование минимальна. При этом, вся история развития «человеческого в человеке, в рамках психологической науки, которая в своем развитии прошла разные подходы к пониманию психологии человека, его смыслов и способов существования в мире и всего того, что формирует психологическую культуру общества, являет собой нравственный кризис, который обостряется в переломные для развития общества и науки, моменты. Современная постиндустриальная эпоха развития общества, актуализирует независимую, творческую активность. Сегодня интересен человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение в собственной жизни. В тоже время, социокультурные трансформации и потрясения XXI века (политические проблемы, экономическая нестабильность, культурологические, идейные, духовно-нравственные изменения), приводят к кризису человеческого существования. Личность, находящаяся в состоянии одиночества, нарастания тревоги в мире вещей (М.Хайдеггер) находится в ситуации экзистенциального выбора смысла жизни и обусловленности своего существования, в поиске своей идентичности, выбирая каким быть в мире противоречивых ценностей. В последние годы, наука и общество, снова и снова, возвращаются к необходимости осмысления и принятия ценностных основ психологической культуры. В основе психологической культуры лежат нравственные ценности, которые являются регуляторами отношений личности с самим собой, с другими людьми и с миром. Человечество приходит к необходимости нравственно-ценностного отношения к жизни, который и выражает смысл и значимость самого феномена жизни. Преодоление негатива, обретение подлинности и возможность обретения яркой индивидуальности невозможна без обретения ответственности за собственное существование. В окружающем мире всё больше транслируются нравственные ценности на разных уровнях (гуманизм, принятие ценности каждого, свобода выбора, инклюзия и толерантность, демократия). Становится востребованным человек нравственный, гуманный, который способен, осознано сделать выбор и ощущающий себя в полной мере свободной личностью. Особенно это актуально на этапе формирования личностной идентичности, осознания самого себя, своей роли в социуме, что свойственно подростковому возрасту (12-13 - 16-17 лет). Подростковый возраст является периодом сложного психологического развития и личностного роста, с наличием внутренних противоречий, обусловленных как возрастными особенностями, так и противоречиями в отношениях с взрослыми. Особенно остро проявляется на данном этапе, сопротивление подростков воспитательным воздействиям, насаждению «сверху» норм и правил поведения, что приводит к появлению протестного поведения. Экологичные отношения подростка с окружением и миром возможны лишь в ситуации наличия деликатного, уважительного воздействия с ним, при одновременной потребности на данном этапе установления границ для подростка, что возможно только со стороны взрослых. При, бесспорном физическом и личностном взрослении, подросток еще не взрослый, способный адекватно оценивать окружающую ситуацию развития, принимать решения и в полной мере брать ответственность за свои поступки индивид, ни на социально-культурном, ни на личностном уровне. Одна из задач процесса социализации подростка на данном этапе – формирование морально-нравственных основ личности, обуславливающих мотивы, поведение, ценности и др. формирующейся личности.
Проблема исследования заключена в потребности формирования морально-нравственных основ личности подростка, источником которых может стать устойчивое, зрелое, «взрослое» окружение подростка (семья, родители, школа) с одной стороны и проблеме существующего противостояния внешним воспитательным воздействиям взрослых в противовес авторитетности референтной группе подростка, которая зачастую, является еще личностно незрелой. Что и обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Влияние ближайшего окружения на нравственное становление подростка»
Степень изученности проблемы в науке.
Различные стороны основные характеристики гуманитарного мировосприятия описаны у В.П.Бездухова, В.Г. Воронцовой, Н.М.Михайловой; психологические особенности жизненного опыта и мировосприятия подростка в исследованиях Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.А. Люблинской.
Аспекты воспитания личности, создающей свой образ, в рамках которого расширяется понимание значимости и способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей разрабатывались в трудах А.Г.Асмолова, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова и др.
По мнению ряда ученых, как зарубежных, так и отечественных, в подростковый период значимым образом изменяется отношение ребенка к окружающему миру и к самому себе. Ребенок приобщается к новым социальным условиям, которые требуют установления конструктивных и позитивных отношений с другими людьми (А.К.Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С.Мухина,О.В.Хухлаева, Э.Эриксон), к способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и самим собой (В.С.Мухина) и т.д.
Объект исследования: нравственное становление подростка.
Предмет исследования: влияние ближайшего окружения на нравственное становление подростка.
Цель исследования: изучение влияния ближайшего окружения на нравственное становление подростка.
Задачи исследования:
- описать социально-психологические особенности подросткового возраста;
- рассмотреть ценностно-смысловую структуру личности как основу морально-нравственного становления;
- раскрыть воспитательные основы нравственного становления подростков
- описать роль субъектов влияния (семья, школа, референтная группа/сверстники) на нравственное становление подростка.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, аналитико-синтетическая обработка теоретических источников, обобщение).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ НА НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПОДРОСТКА
1.1.Социально-психологические особенности подросткового возраста
Так называемый подростковый возраст/пубертат рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке как определенный этап развития между детством и взрослостью, начало которого определяется биологически, а окончание определяется культурой. Таким образом, определить однозначно хронологические рамки подросткового возраста представляется затруднительным – они имеют условный, ориентировочный характер и варьируются в зависимости от культурного контекста . Тем не менее, в отечественной психолого-педагогической традиции, принято выделять младший подростковый (10–13 лет), или 5–6 классы, и старший подростковый возраст (13–15 лет), или 7–8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9–10 классов (15–17 лет).
Среди этапов возрастного развития, именно подростковый, считается одним из наиболее сложных. Именно с ним, зачастую, связаны проблемы «конфликта поколений», непонимания между подростками и социумом, аспекты девиантного и аддиктивного поведения. Учитывая то, что подростковый возраст является действительно переходным, кризисным по своему содержанию и знаменует собой переход к взрослости (молодости), он, бесспорно, имеет важное значение в становлении личности и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь .
Выделение подросткового периода в отдельный этап психического развития личности повлекло за собой необходимость проведения специальных исследований с целью выявления психологических особенностей, свойственных данному возрасту. Исследования развития личности подростка проведенные в первой трети XX века, нередко связывали и личностные и социальные психологические изменения развитии подростка с процессом полового созревания. Позднее, исследователи обосновали важность роли социума, среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, рассматривал подростковый возраст как один из наиболее трудных и важных периодов человеческой жизни, отмечал, что психологическая напряженность, сопутствующая формированию целостности личности, находится в зависимости не только от анатомо-физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором формируется подросток .
Д.Б.Эльконин, указывал, что в подростковом возрасте, как на любом новом этапе, появляются новообразования, проистекающие из ведущей деятельности предыдущего периода. Если раньше, для ребенка младшего школьного возраста ведущим видом деятельности считалась учебная и в меньшей степени общение и игра, теперь, взамен направленности на мир, на первый план выходит направленности на самого себя. Это отражается в следующих проявлениях:
трудности в отношениях со взрослыми;
подростковые компании (поиски того, кто может тебя понять);
вчерашний ребенок начинает вести дневник и др.
Основным новообразованием подросткового возраста становится представления о себе, как «не о ребенке», которое вызывает сопротивление со стороны действительности .
Л.И. Божович подчеркивала, что к началу переходного возраста, личность накапливает в общем психическом развитии новые интересы, личные увлечения более широкого круга, потребность занять более самостоятельную «взрослую» позицию в жизни. Тогда как возможностей для этого пока нет .
Л.С.Выготский подтверждал в своих исследованиях обозначенный факт, иллюстрируя это следующим образом – особенности переходного периода, как указывал автор, проистекают из несоответствия/расхождения трех точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового. Автор отмечал, что непосредственно подростковый возраст энергетически является возрастом мощного подъема, в то же время, характеризующийся нарушенным и неустойчивым равновесием, возраст развития, которое охватывает три основные сферы, обозначенные выше. Этот подъем, как основа возраста, обуславливает и его критичность. Ведь подъем – это сложное и ответственное дело .
Характерными проявлениями подросткового возраста является амбивалентность и противоречивость психической жизни, что проявляется в неожиданной смене настроений, самооценки, проявлений характера. Оптимизм вдруг трансформируется в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
2. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
3. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19
4. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. – С.296
5. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Волков Б.С. – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
6. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с. – С.267
8. Гончарова, Т.Н. Ценностные ориентации современных старшеклассников / Т.Н. Гончаров // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №6. – С.41-47
9. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. – С.258
10. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993.
11. Игебаева, Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи / Ф.А. Игебаева //В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза., 2010. С. 94-96.
12. Иоанн Дамскин, прп. Полное изложение православной веры. Сретенский монастырь, 2007
13. Игумен Евмений (Перистый) Духовность как ответственность. — Решма (Ивановская область, Кинешемский район): Свет Православия, 2005. — 312 с.
14. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. – Томск, 1998. – №7. – С.26
15. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.
17. Миронова М.Н. Представления о свободной воле в психологии, ориентированной на христианскую антропологию / Консультативная психология и психотерапия, 2010, No 3, С.83-108
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016.
19. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
20. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012.
21. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки
грузинской психологической школы // Психологические исследования. – Тбилиси,1973. – С.20-26.
22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
23. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
24. Слободчиков В.И. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности, 2005, №2.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. - 344 с.
26. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Монография. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – С.13