Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образование новой российской государственности привело к возникновению необходимости определения места и роли в современном мире России и, особенно, определить ее отношение к ведущим мировым странам. Процесс поиска для российского государства геополитической идентичности проходил довольно противоречиво. Однако, в последние годы существования СССР некоторые позитивные сдвиги во внешней политике в отношении Китая сформировали предпосылки для плодотворного формирования двусторонних китайско-российских отношений, импульс к развитию которых был дан уже в середине 1990-х годов .
Развитие межгосударственных китайско-российских отношений в это время было весьма позитивным. Подтверждение этого проявилось в активизации своего сотрудничества Китаем и Россией в большинстве сфер, в том числе и в культурно-гуманитарной. Подписание Китаем и Россией 16 июля 2001 г. «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ» дало возможность определения новых правовых рамок двухстороннего сотрудничества, что дало возможность двум великим державам выйти на новый уровень в отношениях .
Актуальность темы курсовой работы определяется высоким значением не только экономическим сотрудничеством России и Китая в сфере мировой экономики, но и плодотворного взаимодействия в таких областях, как медицина и образование. Имеется необходимость изучения наиболее приоритетных аспектов отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере здравоохранения. Отношения России и Китая затрагивают не только традиционные торговые и производственные связи, но и масштабные научные и образовательные проекты, программы в области науки, культуры и медицины [12, 16, 17].
Актуальным является также и то, что с каждым годом набирая обороты, партнерство РФ и КНР выходит на более высокий уровень, включая в себя все более значимые для обоих государств проекты. Проводимый в рамках данной курсовой работы анализ поможет понять имеющиеся перспективы развития двустороннего сотрудничества и взаимовыгодных интересов сторон в области здравоохранения.
Историография представлена тремя основными группами работ: исторические аспекты сотрудничества России и Китая в области медицины, литература по интернационализации высшего образования и специальные публикации, посвященные российско-китайскому сотрудничеству в области медицины и реализации конкретных совместных проектов.
К первой группе можно отнести труды П.Э. Ратманова и Р.А. Мировицкой.
Сотрудничеству в сфере образования и культуры посвящено большое количество работ, среди которых можно выделить труды А.Р. Аликберовой, А.Л. Арефьева, А.Р. Верченко, А.В. Лейфа. Об этом писали также Т.Р. Гурулева, Ли Мэнлун, Е.И. Медяник. Методологическое значение имеют публикации М.В. Ларионовой , В.М. Филиппова и В.Н. Чистохвалова .
Росийско-китайскому сотрудничеству в области медицины посвящено небольшое количество публикаций. Анализ научной разработанности темы показал, что проблема российско-китайского сотрудничества недостаточно глубоко разработана и требует дальнейшего изучения.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют принципы комплексности анализа, основанного на источниках, что позволило достаточно полно и глубоко раскрыть поставленные задачи и получить обоснованные выводы. В работе использован исторический метод, метод системного и сравнительного анализа
Целью работы является изучение сотрудничества России и Китая в сфере медицины.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач: дать общую характеристику экономических отношений между Россией и Китаем;
изучить российско-китайские экономические отношения в сфере здравоохранения;
изучить аспекты российско-китайского партнерства в сфере медицинского образования;
определить значение двустороннего сотрудничества в указанных областях.
Объект исследования – экономические отношения России и Китая в контексте взаимного развития.
Предмет исследования – современное состояние российско-китайского сотрудничества в сфере медицины.
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей России и Китая
1.1. Общая характеристика Китайской Народной Республики (КНР)
1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика Между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой дипломатические отношения были установлены 2 октября 1949 г. Официальным названием государства является название Китайская Народная Республика (сокр. КНР, Китай), столицей является г. Пекин с населением 11 млн. человек.
Крупнейшие города КНР – это Гуанчжоу (6,5 млн. жителей), Нанкин (4,5 млн), Сиань (2,9 млн.), Тяньцзин (8 млн.), Ухань (6,3 млн), Ханчжоу (1,3 млн), Чунцин (3 млн.), Шанхай (13 млн.).
В соответствии с административно-территориальным делением КНР определяют три уровня: провинциальный, уездный и волостной. В состав административно-территориальных единиц провинциального уровня в настоящее время включены специальные административные районы (3)провинции (23), автономные районы (5), городов центрального подчинения – 4 .
Этнический состав Китая как единого многонационального государства очень разнообразен, на его территории в настоящее время имеются 56 национальностей. Среди них 91,6% приходится на китайцев (ханьцев). Кроме того, в стране проживают представители следующих национальных и этнических групп: уйгуры, мяо, хуэйцзу, чжуаны, тибетцы, маньчжуры, буи, монголы, корейцы, дун, тутсзя, яо, хани, бай, тай, лису, ли, ва, шэ, лаху, дунсяны, шуй, наси, киргизы, ту, цзинно, сабо, мулао, салары, гэлао, буланы, маоань, ну, аиань, пуми, бэнлуры, баоань, югуры, орогоны, хечже, гаошань, лоба, мэньба, татары, казахи, узбеки и русские. Все многонациональное население Китая населяет 64,3% всей территории страны и принадлежит к трем языковым семьям .
Социально-демографическая структура в Китае к настоящему моменту включает трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64 лет – более 800 млн. человек (70,4%), 7,1% людей старше 65 лет, детей до 14 лет – 22,5%. Распределение населения по половому признаку: 51,5% – мужчины и 48,5% – женщины. Расселение населения неравномерно, средняя плотность населения составляет 133 человека на 1 км2, однако плотность в густонаселенных приморских районах Восточного Китая доходит до 400 чел. на 1 км2, в то время как этот показатель на нагорьях Западного Китая составляет лишь 10 человек на 1 км2.
В основном в КНР сформировалась рыночная экономика. Доли в ВВП государственного, коллективного и прочих секторов (частного, индивидуального, с участием иностранного капитала) в настоящее время являются примерно равными. Сохранение в социально-экономической жизни весьма значительной роли государства, а также однопартийная система в большей степени обусловлены объективной и долговременной необходимостью обеспечить успешное проведение модернизации и преобразований, а не только диктуются представлениями нынешней правящей элиты .
Главную задачу всей внутренней политики Китая представляет сохранение и наращивание высокого темпа экономического и социального развития на фоне сохранения стабильности общественной жизни. Властями страны эта задача достаточно эффективно решается при умелом преодолении внутренних проблем и амортизации негативных влияний, обусловленных перепадами и кризисами мировой экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамов, В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения /В.А. Абрамов.-М.:Восточная книга,2010.-240с.
2. Аликберова (Касимова), А.Р. Современная межгосударственная договорная база культурного партнерства РФ и КНР / А.Р. Аликберова // Материалы 24 международной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки». — Санкт-Петербург, 2007. - С. 81 - 82.
3. Аликберова, А. Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е – 2000-е гг.): автореф. … канд. истор. наук: 07.00.05 Аликберова А.Р.–Казань,2014.–26с.
4. Арефьев, А.Л. Российские студенты в Китае / А.Л. Арефьев, К.А. Любская // Демоскоп Weekly. 2017. № 7015-716. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://demoscope.ru/weekly/2017/0715/tema01.php
5. Верченко, А.Л. Советские специалисты в экономическом, научно-техническом и гуманитарном строительстве КНР (1949 - 1960 гг.) / А.Л. Верченко // Проблемы Дальнего Востока.−2009.−№5.−С.71-80.
6. Ганьшина, Е.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в/ Ганьшина Е.И. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. C. 88—97.
7. Гончаров, С.Ф. Итоги работы международной академической конференции по проблемам медицины катастроф / Гончаров С.Ф., Кипор Г.В., Быстров М.В., Фисун А.Я. \\ Медицина катастроф. – 2018. – N 2. – С.51-53.
8. Гурулева ,Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР)/ Гурулева Т.Л. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 4. C. 147—158.
9. Коршунов, С. В. Ассоциация технических университетов России и Китая — новый институт международного сотрудничества в области образования\ Коршунов С. В. // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 97—104.
10. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл.ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД).—Москва:Спецкнига,2013.—72с.
11. Ларин, В.Л. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы / В.Л. Ларин. // Проблемы Дальнего Востока.–2008.–№2.–С.40–53.
12. Лейфа, А.В. Опыт международного сотрудничества Китая и России в сфере образования/ Лейфа А.В., Сергиенко Ю.П., Лукина Е.Ю., Лю Ю. // Педагогика. 2015. № 5. С. 121—125.
13. Медяник, Е.И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI вв./ Медяник Е.И. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. C. 54—64.
14. Ли Мэнлун. Современное гуманитарное сотрудничество между КНР и РФ / Ли Мэнлун // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки».2016.№3.С.30.
15. Лукин, А.В. Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий / А.В. Лукин//Международная жизнь.–2009.–№11.–С.89–105.
16. Медяник Е.И. Российско-китайское университетское сотрудничество (1995-2016гг.).Дис…канд.ист.наук.–М.,2017.
17. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX—XXI вв. / под ред. В.П. Борисенкова, Н.Е.Боревской, Чжу Сяомань.М.,2007.–592с.
18. Филиппов, В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы \ Филиппов В.М. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. C. 203—211.
19. Филиппов, В.М. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии/ Филиппов В.М., Сунь Ю. // Государственная служба. 2015. № 6 (98). С. 15—17.