Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1
1.1. Введение
В последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры. Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Сам процесс выполнения этого вида творчества существенно влияет на мыслительные процессы, эмоционально – волевую, моторно-двигательную сферы.
Актуальность темы обусловлена тем, что лоскутное шитьё представляет культурную ценность. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Пэчворк, квилтинг, лоскутное шитьё или лоскутная мозаика — это любимый многими вид рукоделия, в котором цельное полотняное изделие создается из маленьких разноцветных кусочков ткани.
Лоскуты выкладываются в определенном порядке, словно кусочки плитки в мозаике, сшиваются между собой и дополнительно простегиваются на машинке.
История лоскутного шитья прослеживается с давних времен и с момента своего создания эта техника полюбилась во многих странах и прочно вошла в жизнь людей. Говоря о лоскутном шитье, мы имеем в виду не только домашнее хобби, покрывала, подушки, коврики, но и лучшие мировые подиумы, коллекции именитых дизайнеров, которые успешно используют пэчворк в своих работах. Однако далеко не все знают, когда и где зародилось это искусство, откуда оно берет свое начало и как сумело покорить весь мир.
Существенные, содержательные упоминания о лоскутном шитье в России приходятся только на 19 век. А связаны они с тем, что как раз в ту пору в продаже появился дорогой заморский ситец. Это для нас сегодня копеечная ткань, а тогда это было открытие.
Но такое новшество привело, как это часто бывает, к прогрессу – бурно развивалось производство ситца машинным способом, и недорогая уже ткань из хлопка начала распространяться повсеместно.
Если в давние времена, можно сказать цинично, это было рукоделие от бедности, то сегодня вещи в стиле пэчворк – это показатель хорошего вкуса и возможность украсить свой дом поистине ценным рукотворным текстилем.
То есть промышленное производство в текстильной сфере и послужило развитию данной техники рукоделия.
Лоскутный орнамент стал украшать ситцевые сарафаны и рубахи, схемы становились все изощреннее, а экономные хозяюшки стали пускать в дело даже мельчайшие кусочки ситца. Из них делались одеяла, покрывала, подушки, занавески и коврики
Цель исследования – рассмотреть историю происхождения лоскутного шитья от истоков до сегодняшнего дня.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю художественного квилта;
- рассмотреть историю пэчворка;
- рассмотреть виды лоскутного шитья;
- рассмотреть процесс лоскутного шитья;
- рассмотреть технологическое выполнение.
1.2. История художественного квилта
Квилтинг как вид рукоделия из простого ремесла давно уже превратился в один из видов прикладного искусства. В текстильном дизайне появилось даже новое понятие – арт-квилтинг. Произведения, выполненные в этой технике, всегда уникальны как своей идеей, так и фактурой поверхности. Коллекции квилтов представлены в экспозициях лучших музеев Америки, Германии, Великобритании, Австрии, Швейцарии и других стран мира. Что же понимают под техникой квилтинга. Взгляд в прошлое Историю квилта (quilting с английского — сшивание, простегивание) принято связывать с Англией. В начале XVIII века, когда в этой стране запретили ввоз индийской мануфактуры и возник дефицит ситца, англичане научились беречь даже обрезки ткани, используя их для декорирования или создания изделий из отдельных фрагментов. Чтобы придать им эстетичный вид, такие изделия простегивались специальными стежками, откуда, собственно, и произошло название техники. Однако с изложенной выше информацией можно поспорить.
Утверждают, что квилтинг был известен еще в Древнем Риме, где стеганые текстильные изделия использовали для украшения интерьера. В то же время восточные народы (индийцы, китайцы, корейцы) носили стеганые доспехи, и именно эта идея была использована крестоносцами, которые привезли в Европу первые квилты.
Японцы, спавшие на полу, использовали для этого футоны – стеганые матрацы, поэтому они тоже могут претендовать на первенство в вопросе происхождения квилтов. Особенности техники У различных народов существуют свои, ставшие традиционными, особенности создания квилтов. Но их, тем не менее, объединяет несколько общих принципов: 2 или больше слоев ткани соединяются воедино, образуя своеобразный текстильный «сэндвич». Если раньше чаще всего использовались хлопчатобумажные ткани, то сегодня таких ограничений нет.
Для создания квилтов применяют и шелк, и бархат, и парчу, и кружевное полотно. Для соединения слоев ткани используются специальные швы – ручные или машинные. Средний слой квилта представляет собой прокладку, которую чаще всего делают из синтепона. Основное внимание уделяется верхнему, лицевому, слою изделия, в создании которого и проявляется художественное мастерство автора.
После простёгивания поверхность ткани приобретает рельефный узор, становясь трёхмерной. Современные квилты украшают вышивкой, бисером, аппликациями, стразами, кружевом, лентами и др.
Со временем технология лоскутного шитья была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Изготовление стеганых одеял из обрезков ткани – квилт (от англ. quilt) – стало своеобразной традицией и времяпрепровождением. Согласно обычаю стеганые одеяла были даже неотъемлемой частью свадебного приданного: невесты должна была сшить тринадцать одеял в стиле квилт.
Вскоре после того, как лоскутное шитье обосновалось в Америке, начали появляться свои собственные схемы и узоры. Темы для них брали из бытовых реалий, окружавших людей — от орудий труда до библейских притч («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Звезда Огайо и Техаса», «Лестница Иакова»). К сожалению, с тех времен практически не осталось лоскутных покрывал, потому что использовались ежедневно и быстро изнашивались. Квилты же с более сложной аппликацией представлены большим разнообразием, из-за того, что они хранились более бережно.
Помимо упомянутых выше узоров и блоков, американки создавали и другие техники.
Например, в 1876 году была впервые упомянута техника под названием «Крейзи» (англ. crazy, безумный). Данный вид квилта считался роскошью — итоговый продукт создавался из дорогих, в основном шёлковых, парчовых тканей, бархата, дополнялся вышивкой, аппликацией и бисером.
Для этой техники можно было использовать обрезки абсолютно любого цвета и формы, а само изделие использовалось только в качестве украшения дома, так как оно было активно украшено декоративными элементами (бисером, аппликацией, помпонами), части скреплялись слегка, и стирка была невозможна. Обычно в подобных одеялах широко использовались японские мотивы.
Однако техника «Крейзи» могла быть частью повседневного быта. В таком случае дорогие шелковые ткани просто заменяли на материалы подешевле и практичнее – шерсть, хлопок и лён отлично подходили для каждодневного использования. Новая техника дала толчок развитию торговли товарами для хобби и рукоделия, в частности для квилтинга и пэчворка.
Лоскутное шитье имело большую популярность в Америке, люди проводили регулярные выставки, издавали журналы с иллюстрациями. Благодаря этим документам истории мы имеем возможность проследить, как менялась мода, схемы, техники, ткани и прочие особенности. Интерес к пэчворку (особенно в Америке и Японии) не утихает и по сей день.
Не так давно Ив Сен-Лоран представил миру коллекцию одежды, в которой использовал лоскутное шитье и таким образом значительно привлек внимание публики к данному виду фольклорного искусства.
Стали популярны квилт-клубы, магазины рукоделий с готовыми наборами, тематические книги и журналы. На сегодняшний день, Северная Америка, Великобритания и Австралия являются ведущими странами, культивирующими пэчворк. Вы вряд ли найдете семью, в которой никто не занимается лоскутным шитьем.
У различных народов существуют свои, ставшие традиционными, особенности создания квилтов. Но их, тем не менее, объединяет несколько общих принципов: 2 или больше слоев ткани соединяются воедино, образуя
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. 1000 лучших образцов для вязания и лоскутного шитья; Харвест - Москва, 2012. - 480 c.
2. Азбука лоскутного шитья. Иллюстрированный самоучитель с пошаговыми инструкциями; АСТ, Астрель - Москва, 2011. - 112 c.
3. Лучшие узоры для вышивки и лоскутного шитья; АСТ, Астрель - Москва, 2010. - 512 c.
4. Одежда для детей: Секреты кроя и шитья; Валев - Москва, 1992. - 400 c.
5. Основы кройки и шитья; Рипол Классик - Москва, 2013. - 264 c.
6. Полная энциклопедия кройки и шитья; Харвест - Москва, 2008. - 256 c.
7. Практический курс кройки и шитья; АСТ - Москва, 2009. - 288 c.
8. Волкова Н. В. Пэчворк. Волшебство лоскутного шитья; Феникс - Москва, 2009. - 256 c.
9. Гардинер, Венди Энциклопедия шитья; М.: АСТ - Москва, 2005. - 160 c.
10. Джеффериз Крис Азбука шитья; Ниола-Пресс - Москва, 2006. - 740 c.
11. Зарецкая, Т.И. Азбука кроя и шитья; Книжный клуб Клуб Семейного Досуга - Москва, 2003. - 320 c.
12. Злачевская Галия Секреты кроя и шитья без примерок и подгонок; Центрполиграф - Москва, 2013. - 320 c.
13. Каминская Е. 55 новых идей для лоскутного шитья; Владис - Москва, 2012. - 152 c.
14. Клейтон Мари Библия лоскутного шитья; АСТ, Кладезь - Москва, 2013. - 304 c.
15. Кок Валери Основы шитья. Практическое пособие; Эдипресс-конлига - Москва, 2010. - 236 c.
16. Корфиати А. Полный курс кройки и шитья; Владис - Москва, 2012. - 512 c.
17. Кукса В. А. Искусство шитья; Приволжское книжное издательство - Москва, 1987. - 208 c.
18. Лазарева Т.А. Чудеса лоскутного шитья; Книга по Требованию - Москва, 2009. - 144 c.
19. Мэгги Маккормик Гордон Лучшая коллекция узоров для лоскутного шитья; АСТ, Астрель - Москва, 2010. - 512 c.
20. Чернышева Л. А. Энциклопедия кройки и шитья; Харвест - Москва, 2008. - 160 c.