Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие лидерских качеств у подростков старшего возраста эта одна из актуальных
проблем в переходном периоде нашей страны к правовому государству и демократии,
экономике рынка. Одним из главных социальных институтов, дающим успешное решение данной проблемы являются общественные объединения, которые благоприятствуют процессу развития лидерского потенциала. Федеральный Закон "О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений" (2006 г.) говорит, о
государственной поддержке этих форумов, направленной на "социальное становление,
развитие и социализацию детей и молодежи в общественной жизни..." . Общеобразовательные организации, общественные объединения, не изменяя своим традициям, интегрируют усилия для усиления социального опыта подростков, необходимые знания, показывая качества, присущие личности и используя лидерские качества.
Вышеизложенное обусловило выбор темы работы.
Целью курсовой работы является изучение феномена лидерства и эффективности совместной деятельности в подростковом возрасте на примере взаимодействия школы и
общественного объединения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть теоретические вопросы проявления лидерства в подростковом возрасте;
провести анализ работы школы по развитию лидерского потенциала старших
подростков.
Объектом исследования является процесс развития лидерского потенциала старших
подростков, предметом – взаимодействие общеобразовательной организации и общественного объединения как средство развития лидерского потенциала старших подростков.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические вопросы проявления лидерства в подростковом возрасте
Проблемы научно-практического и социально-педагогического лидерства у подростков
обозначались в начале ХХ века, и по сей день, люди, которые изучают теорию считают,
что в данной области " трудная ситуация из-за малой методологической разработанности, недоработке этого направления".
В начале ХХ века ученые в педагогической науке в основном пользовались «Теорией
черт лидерства». Данная теория говорит о врожденности и неповторимости черт лидера, из – за этого лидерство, как социально – психологическое явление трактуется делегатами данного аспекта, как совокупность выделяющихся черт личности, дающая лидерам возможность доминирования, знания ведущей позиции и удерживания власти,
вследствие наличия этих исключительных черт.
При разработке данной теории выделенными качествами лидера выделяются: энергия,
гениальность, сильный характер, такт, привлечение внимания, наличие юмора, умение
предвидеть различные ситуации и т.д. Отбор универсальных и характерных черт большинства лидеров является основной задачей аналитиков и исследователей.
Работы психологов западной научной школы подвергаются критическому переосмыслению. В этот период большое внимание уделяется выявлению трудности лидерства и
разработке точного определения данного понятия в науке отечества. варианты определения понятий «лидерство» и «лидер» раскрыты авторами различных теорий лидерства.
Понятие лидерства рассматривается учеными под разными аспектами и взглядами. Если рассмотреть лидерство, то это своего рода относительный процесс. Лидер принимает во внимание ожидания, то что ценит и все свое окружение. Люди, которые находятся
под. давлением лидера прекрасно понимают, что, все процессы направлены на общую
цель и пользу, и обеспечивают им свободу для ответственного и инициативного принятия решений .
По мнению В.Е. Хоккинга: " лидерство – это функция, выдвинутая группами, она делегируется лидеру, лишь когда группа стремиться использовать выдвинутую им программу". Т.О. Джакобс рассматривает теорию обмена лидерства: " группа предоставляет лидеру статус и возможность управлять собой в обмен на его необычные способности, способствующие достижению важных для групп целей.
В работах разных исследователей имеются описания важных лидеру черт характера.
Например, по мнению Г. Тард лидеры сочетают в себе творческую одаренность и нонконформизм.
Густав Лебон выделял другую совокупность черт: твердую убежденность, фанатизм,
одержимость идеями, слепую веру. По мнению Лебона ум и интеллект не являются лидерскими качествами, поскольку «мыслитель слишком явно видит сложность проблем,
чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажется ему достойными его усилий». Автор убежден, что "лишь фанатики
с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы».
Проанализировав вышесказанное, мы можем сказать, что лидерскими качествами можно считать: социальную активность, высокое самомнение, самооценку, самоуверенность, ум, коммуникативные и организаторские способности.
Социальная активность - это частный случай активности, который часто используют во
многих областях знаний. Большинство авторов считают, что социальная активность –
это способность осуществлять действия на сознательном уровне, не только адаптироваться к внешней среде, но и целенаправленно изменять ее в своих интересах.
Изучив материалы можно прийти к заключению, что социальная активность – одно из
главных качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительности так и самого индивида. В своих книгах Е.И. Леонова говорит о социальной
активности личности, как о динамическом качестве личности, способствующем реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в разных
аспектах жизни (в т. ч. в культурно – досуговой деятельности) .
Мы не можем не согласиться с определением социальной активности, как сознательное
и целенаправленное занятие личности и ее целостно социально – психологическое качество, которые определяют и рассказывают о степени или мере персонального взаимодействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.
Он раскрывает значение деятельности в развитии личности и считает, что деятельность
является реальным проявлением социальной активности человека.
Еще одним не мало важным качеством личности является самооценка. Изучая самооценку отечественные психологи в первую очередь выделяли важность деятельности
человека. А.Н. Леонтьев считает, что самокритичность, самооценка представляется одним из существенных условий формирования личности. По его мнению самооценка
мотивирует индивида и заставляет его взаимосоответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.
С точки зрения С.В. Бориснева самооценка – человеческое свойство с помощью которого люди могут оценивать свои поступки, свои действия, свои высказывания, поведение в той или иной ситуации. А. И. Липкина определяет самооценку, как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. И какую
самооценку ставит себе человек, такое у него и общение, со всем окружающим его,
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Этим