Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предупреждение, выявление и пресечение преступлений осуществляется в соответствии с действующим законодательством, которое предусматривает ряд процессуальных действий, направленных на документирование противоправных деяний. Среди них – производство судебных экспертиз. Их проведение с применением научных методов способствует установлению истины по рассматриваемым в суде делам.
Юридическая практика в современных условиях из-за многообразия способов совершения правонарушений нуждается во внедрении различных специальных научных знаний.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что судебная экспертиза в уголовном, административном и гражданском процессах является одним из основных доказательств. Качественный анализ имеющихся материалов позволяет определить необходимость производства определенного вида экспертизы, что способствует экономии трудовых ресурсов, выявлению приоритетных направлений работы по делу. Также знания о классификации экспертиз способствуют выявлению теоретических и практических проблемных вопросов, связанных с порядком их назначения и проведения (в зависимости от вида). Кроме того, исследование видов судебных экспертиз позволяет детально рассмотреть перечень специальных знаний, применяемых в судебных процессах для установления истины, а также возможность современных методик криминалистики.
Рассмотрение настоящей темы раскрывает мнения различных авторов с учетом положений нормативных правовых актов, выявляет наиболее актуальные проблемные вопросы, определяет пути их разрешения.
Объектом курсовой работы являются процессы, лежащие в основе формирования классификации судебных экспертиз.
Предметом работы выступает совокупность закономерностей, оказывающих влияние на деление судебных экспертиз на виды.
Целью исследования является системный анализ классификации судебных экспертиз.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- изучение и раскрытие понятия судебной экспертизы, ее задач и целей;
- детальный анализ видов судебных экспертиз;
-рассмотрение особенностей заключения эксперта как доказательства.
Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой анализ научных достижений, описанных в трудах Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, В.Д. Исакова, Е.Р. Россинской и многих других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция), а также специальные юридические методы (метод систематизации права, сравнительно-правовой).
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения о понятии, целях и задачах экспертизы, ее видах. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что знания о классификации судебных экспертиз позволяют юристам эффективно решать вопросы, связанные с их назначением, а также подготовкой процессуальных документов.
Теоретической базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, труды отечественных авторов – учебные пособия, монографии, научные статьи.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Судебная экспертиза: понятие, цели и задачи
Судебно-экспертная деятельность в России осуществляется в соответствии с действующим законодательством и направлена на оказание содействия государственным органам для установления фактов, подлежащих доказыванию в ходе рассмотрения дела. При этом, специалисты судебно-экспертной деятельности обладают специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.
Правовую основу судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а также иные законодательные акты.
В основе судебно-экспертной деятельности лежит проведение судебной экспертизы. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 31 мая 2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019, далее ФЗ) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза представляет собой предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла .
Сущность судебной экспертизы заключается в анализе предоставленных уполномоченным лицом материалов (документов, веществ и так далее). Цели и задачи производства экспертизы непосредственно связаны со стремлением эксперта рационально, быстро, безошибочно и эффективно проанализировать полученные материалы для выяснения необходимых обстоятельств.
В науки философии под целью понимается идеальное предвосхищение в сознании результата. Именно на его достижение направлены усилия. Перед выполнением действий (осуществлением деятельности) человек ставит перед собой какую-либо цель. Это – как проект деятельности, который ориентирован на результат. Является способом организации действий и операций, превращая их в четкую последовательность и систему. В полном объеме данное положение относится и к методике судебно-экспертного исследования. И здесь цель, несомненно, во многом предопределяет содержание методики как системы методов и средств решения поставленных перед экспертизой задач . Судебно-экспертная деятельность, как и любая другая практическая деятельность человека, ставит перед собой различные виды целей. Следует выделить общие, частные и конкретные цели. Общая (стратегическая) цель судебно-экспертной деятельности состоит в установлении истины по уголовным и гражданским делам путем использования экспертом при разрешении экспертных задач специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Частные (тактические) цели судебно-экспертной деятельности заключаются в установлении истины по конкретному уголовному или гражданскому делу. Конкретной целью отдельного судебно-экспертного исследования будет разрешение задач именно этого исследования.
Цели судебно-экспертной деятельности можно также разграничить на объективные и субъективные, реальные и нереальные, истинные и ложные, ближайшие и перспективные. Эффективность достижения целей судебно-экспертного исследования зависит от объема выполненных экспертных задач.
В широком смысле под задачей понимается заданная цель, достижение которой осуществляется в определенных условиях в определенной последовательности. Судебно-экспертное исследование ставит перед собой задачи, которые включает в себя цели, условия (то есть известное - фактические данные и представленные на экспертизу материалы) и искомое (неизвестное), которое формулируется в вопросах. Вышеуказанные элементы взаимосвязаны между собой.
Эксперт самостоятельно определяет задачи экспертного исследования с учетом поставленных вопросов. Задание, в котором содержаться вопросы, судебный эксперт изучает и, исходя из этого, определяет задачи конкретного судебно-экспертного исследования.
1. Одной из основных задач, которая разрешается судебными экспертизами, являются идентификационные задачи. Они направлены на отождествление объекта по его отображениям. Так, экспертом устанавливаются общие и частные признаки в идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем объектах. Также эксперт осуществляет их сопоставление, устанавливает индивидуально-конкретное тождество.
В случае, когда частных признаков объекта не хватает, решение идентификационных задач осуществляется посредством установления групповой принадлежности объекта. В данной ситуации эксперт устанавливает принадлежность объекта к группе однородных объектов посредством идентификации присущих всем объектам этой группы общих признаков.
Идентификационное исследование начинается с установления групповых признаков. При их определении эксперт переходит к выявлению индивидуальных черт объекта. Определение частных признаков не всегда представляется возможным в силу отсутствия достаточных признаков. В таком случае приходится лишь констатировать факт принадлежности к какой-либо группе. Решение задач становится более эффективным, если экспертом исследуется большее количество признаков однородных объектов.
Установление групповой принадлежности может осуществляться посредством установления единого источника происхождения объектов. Признаки определяют состав и структуру вещества или материала, отражают технологию производства или условия хранения объектов и так далее.
2. Диагностические задачи способствуют выявлению таких данных как:
- механизм события;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 31 мая 2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, № 23, ст. 2291.
2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ре.д. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) // «Собрание законодательства РФ». 24.12.2001. № 52 (ч. 1), ст. 4921.
3. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 17.10.2019) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 27.12.2012 №237 (в ред. от 13.09.2018) «Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня специальных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» // «Российская газета», 06.02.2013, № 24.
Судебная практика
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // «Российская газета», 30.12.2010, №296 (5375).
Научная и иная литература
7. Авдеев М.И. Судебная медицина / под ред. М.И. Авдеева. - М.: Госюриздат, 1949. С. 503.
8. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза / под ред. Т.В. Аверьяновой. - М.: Изд-во: НОРМА, 2007. С. 220.
9. Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: уч. пособие / под ред. Р.С. Белкина. - М., 2000. С. 520.
10. Жуков Ю.М. Судебная экспертиза в гражданском процессе: дисс. … канд. юр. наук. М., 1965, С. 270.
11. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза: уч. пособие - М.: Юрайт-Издат, 2002. С. 280.
12. Исаков В.Д.. Теория и методология ситуалогической экспертизы (для судебных экспертов и юристов). - СПб.: Реноме, 2008. С. 250.
13. Рахунов Р.Д. Теория и практика экспертизы в советском уголовном процессе. - М.: изд-во юридической литературы, 1953. С. 262.
14. Соколовский З.М. Проблемы использования в уголовном судопроизводстве специальных знаний при установлении причинной связи явлений (криминалистическое и процессуальное явление): Дисс. докт. юр. наук. - Харьков, 1968. С. 243.
15. Треушников М.К. Судебные доказательства / под ред. М.К. Треушникова. - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 280.
16. Харламова О.А. Диагностические задачи в системе задач судебных экспертиз // Вестник Экономической безопасности. - 2019. - № 2. С. 230 - 232. (231).